Уголь строить помогает

Угледобывающая компания «Сибирский Антрацит» на минувшем Сибирском транспортном форуме объявила о планах строительства железнодорожной ветки протяженностью 25 км. Объем инвестиций в проект оценивается в 2,3 млрд рублей.

Представители «РЖД» и инвестор считают, что новый участок дороги позволит значительно увеличить объемы перевози­мого антрацита и сократить нагрузку на экологию в сравнении с автомобильным транспортом.

В ходе прошедшего в середине мая круглого стола на тему современных технологий организации перевозок заместитель генерального директора «Сибирского Антрацита» Сергей Коломников поделился планами реализации масштабных инвестиционных проектов по развитию железнодорожной инфраструктуры. Он отметил, что одним из них станет строительство железнодорожного перегона и станции погрузки в партнерстве с ООО «Разрез Восточный» (оба предприятия контролируются бизнесменом Дмитрием Босовым).

«Железнодорожный путь протяженностью 25 км и пропускной способностью до 20 млн тонн свяжет лицензированные участки добычи двух крупнейших угольных компаний области с пунктами переработки и погрузки угля, а также с магистральными железнодорожными путями «РЖД», — сообщала ранее пресс-служба предприятия. Это не только увеличит объем вывозимого угля, но и существенно снизит нагрузку на экологию за счет сокращения количества используемого автотранспорта.

Объем инвестиций оценивается на уровне 2,3 млрд руб. Строительство завершится к 2020 году. В материалах компании сообщается, что проект финансируется из собственных средств АО «Сибирский Антрацит» и средств синдицированного кредита объемом до $570 млн, который предприятие привлекло в конце 2017 года.

Программой развития предприятия также предусмотрена возможность строительства выхода с путей «Сибантрацита» на ст. Евсино Западно-Сибирской железной дороги, строительство соединительного пути между станциями «Сибирского Антрацита» и «Разреза Восточного», строительство пункта текущего отцепочного ремонта вагонов, путей по подготовке вагонов к перевозке и другие инфраструктурные решения.

«Сибирский Антрацит» является одним из крупнейших клиентов Западно-Сибирской железной дороги. Доля в общем объеме погрузки по Новосибирскому региону составляет порядка 30%. В 2017 году угледобывающее предприятие увеличило объем отгрузки железнодорожным транспортом на 40% — до 6,7 млн тонн (в 2016-м — 4,9 млн тонн). Организаторы транспортного форума сообщили, что по результатам круглого стола в Минтранс России будут направлены рекомендации об использовании положительного опыта сотрудничества АО «Сибирский Антрацит» и Западно-Сибирской железной дороги для применения в других регионах.

Примечательно, что намерения этих угледобывающих компаний региона уже нашли отражение в двух соглашениях о сотрудничестве. Одно из них было подписано в январе 2018 года между правительством области, «Сибирским Антрацитом» и «Разрезом Восточным». Целью Соглашения стало долгосрочное и взаимовыгодное взаимодействие по развитию угледобывающей отрасли, экономической и социальной сферы Новосибирской области. Второй документ был подписан в первый день форума между Западно-Сибирской железной дорогой и ООО «Разрез Восточный».

Согласно опубликованным данным, по итогам 2017 года «Сибирский Антрацит» и «Разрез Восточный» добыли 7,4 млн тонн и 4 млн тонн антрацита соответственно. К 2020 году объем производства двух угольных компаний составит уже 20 млн тонн.

Эксперт-аналитик АО «ФИНАМ» Алексей Калачев обращает внимание на тот факт, что железная дорога — главный вид транспорта для перевозки угля, а уголь в свою очередь — главный груз для железной дороги. Согласно статистике, его доля составляет около 28% в общем объеме погрузки. При этом для компаний, добывающих более 3 млн тонн угля, наличие железнодорожной инфраструктуры является острой необходимостью. Такая потребность для «Сибирского Антрацита» объясняется еще и тем, что 97% его продукции отправляется на экспорт, в основном в страны Азии (Южная Корея, Китай, Япония).

Калачев отмечает, что для российских угольщиков строительство железной дороги до разрабатываемого месторождения не редкость. Например, в свое время для разработки Эльгинского угольного месторождения в Якутии, чтобы связать его с БАМом, «Мечел» инвестировал более 60 млрд рублей в строительство железной дороги Улак–Эльга длиной 321 км. Это входило в условия лицензии. В Хакасии дочерние компании холдинга En+ Олега Дерипаски планировали в 2018 году завершить строительство железной дороги к угольному месторождению региона — Кирбинскому разрезу. В середине 2016 года сообщалось, что был завершен первый этап строительства нового транспортного узла и введен в эксплуатацию участок железной дороги 16 км, соединяющий разрезы Бейского угольного месторождения с транспортной инфраструктурой «РЖД». В Кемеровской области ООО «Каракан Инвест» сообщало о строительстве собственной железнодорожной ветки к новому участку Евтинский-Перспективный и действующему угольному разрезу «Караканский-Западный». Кроме того, компания «Кузбассразрезуголь» отчиталась в декабре 2017 года о завершении укладки железнодорожного полотна обводного соединительного пути между станциями Технологической и Семенушкино на Бачатском угольном разрезе.

По мнению эксперта «ФИНАМ», время для инвестиционных проектов в угольной отрасли сейчас подходящее. «На фоне общего роста мировых цен на сырье и энергоносители стоимость угля отыграла более половины предыдущего пятилетнего падения, и уже почти два года средняя цена держится в диапазоне от 75 до 100 долларов за тонну. Пока экономика угледобывающего предприятия позволяет осуществлять капитальные затраты в расширение производства, а банки охотно дают на это кредиты, не стоит выжидать лучших времен», — подводит итог Калачев.
Как ранее писал «КС», по данным Института проблем естественных монополий (ИПЕМ), цены на энергетический уголь на мировом рынке (FOB Австралия) за второе полугодие 2017 года выросли в среднем на 20% к уровню второй половины 2016 года и в декабре превысили отметку $100/т. Заместитель руководителя департамента исследований ТЭК ИПЕМ Евгений Рудаков отметил, что в январе 2018 года рост цен продолжился, стоимость угля превысила $106/т. В Европе (CIF ARA) угольные котировки в 2017 году также выросли. Цены на коксующийся уголь также стабильно росли в 2017 году, в декабре превысив отметку $260/т (FOB Австралия). Начало 2018 года ознаменовалось некоторым снижением, однако эксперт дал благоприятный прогноз по ценам на уголь до конца текущего года.

Редакция «КС» открыта для ваших новостей. Присылайте свои сообщения в любое время на почту news@ksonline.ru или через нашу группу в социальной сети «ВКонтакте».
Подписывайтесь на канал «Континент Сибирь» в Telegram, чтобы первыми узнавать о ключевых событиях в деловых и властных кругах региона.
Нашли ошибку в тексте? Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ