«Облачные» и «яблочные» ноутбуки тянут вверх рынок

Новости о смерти ноутбуков оказались преждевременными – об этом свидетельствуют итоги 1 квартала 2018 года. Спад интереса к лэптопам  окончательно остался позади: динамика рынка в натуральном выражении оказалась почти вдвое выше, чем в 2017 году, а в деньгах рынок ускорился в шесть раз. 

По итогам 1 квартала 2018 года штучные продажи ноутбуков в сети «Эльдорадо» выросли по России на 11%, что достаточно близко к среднерыночным показателям, а средний чек остался фактически без изменений. Еще более высокие темпы роста мобильных компьютеров зафиксировали в сети «М.Видео» —  37% в штуках и 47% в деньгах. «Восстановление рынка ноутбуков происходит даже интенсивнее, чем можно было ожидать. И если раньше мы говорили о восстановлении рынка за счет hi-end сегмента, игровых лэптопов и топовых комплектаций, то сейчас мы видим позитивную динамику во всех сегментах. Неизменным остается эффект от интернет-продаж, которые продолжают играть решающую роль в развитии рынка. Сохраняется высокий спрос на игровые лэптопы, которые уже занимают до 30% в наших продажах», – отметил директор направления «Цифровая техника» сети магазинов «М.Видео» Андрей Губанов.

Ключевым драйвером роста продаж ноутбуков в обеих сетях стали не дорогие и средне-дорогие сегменты, как в случае со смартфонами, а как раз бюджетные устройства, которые обеспечили наибольший количественный прирост. Самым востребованным форматом на начало 2018 года стали клаудбуки – недорогие ноутбуки, рассчитанные на постоянную работу в сети с облачными сервисами.

Данные: Сафмар

Сам термин «клаудбук» впервые представила компания Acer, назвавшая так в 2015 году свою новую линейку. Позже этот термин был распространен на весь формат. Основное отличие клаудбука от «классических» лэптопов – это максимальная упрощенность и отсутствие движущихся деталей: даже жесткий диск у них заменен флеш-памятью объемом 32-64 гб. По сути это скорее планшет с большим экраном и несъемной клавиатурой, рассчитанный на серфинг в интернете и базовые рабочие задачи.

Данные: Сафмар

Активный рост продаж клаудбуков начался с осени 2017 года, когда значительно расширился ассортимент представленных в данном сегменте брендов, и продолжился в 2018 году. С начала года их продажи на рынке выросли на 20% в деньгах, 70% в штуках, а средняя цена сократилась почти на треть, что позволило и так доступному сегменту значительно нарастить штучные продажи. В основном эту категорию представляют локальные бренды – Prestigio, Irbis, Digma и другие. Доля клаудбуков в общих продажах ноутбуков пока невелика, но, тем не менее, она продолжает активно расти и тащить весь рынок вверх.

Рост популярности клаудбуков становится еще одним ударом по рынку планшетных компьютеров: небольшие устройства теснят фаблеты (смартфоны с большими экранами), а планшеты с большими экранами, в том числе с устанавливаемыми док-станциями, теперь отдают свою долю клаудбукам. Это подтверждают и сами ритейлеры: «Пользователи все чаще предпочитают ноутбуки не только настольным ПК, но и планшетам, – подчеркнул директор по продажам «Эльдорадо» Дмитрий Суханов. – На фоне позитивных изменений наша компания продолжает наращивать рыночную долю и расширяет ассортимент. Основными драйверами продаж «Эльдорадо» становятся ноутбуки из нижнего и среднего ценовых сегментов стоимостью до 35 000 рублей и модели с диагональю от 15 до 17,9 дюймов».

Российский рынок ноутбуков прирастает европейской частью

В Сибири продажи ноутбуков тоже выросли, но, как показывает статистика, не так сильно, как в среднем по России. Подводя итоги квартала, сеть магазинов «Связной» зафиксировала рост по Сибири в 15% в штуках и 35% в деньгах. При этом в целом по России «Связной» продал ноутбуков на 51% больше в штуках и на 70% больше в деньгах. Некоторые ритейлеры в итоге получили даже снижение сибирских продаж – при том, что в целом по России они выросли. Так, по данным «Евросети», по итогам 1 квартала динамика за последний год оказалась в Сибири отрицательной: продажи ноутбуков снизились на 15% в деньгах и 5% в штуках. Общероссийский результат совсем другой: +15% в количестве и +26% в выручке за 12 месяцев. Средняя цена устройства выросла на 12%.

Максимальный прирост, как сообщили в «Евросети», по итогам 1 квартала 2018 года  показали продажи ноутбуков в категории 20-30 тысяч рублей, как в количественном, так и в денежном выражении (12-14% роста). Сильнее всего потеряли менее дорогие устройства стоимостью 15-20 тысяч (-8-9%).

«В целом, в количественном выражении в продажах в СФО первое место занимают ноутбуки стоимостью от 20 до 30 тысяч рублей с долей 47%, на втором месте ноутбуки стоимостью от 15 до 20 тысяч рублей с долей 31%, на третьем – от 10 до 15 тысяч рублей с долей 14%, –сообщила пресс-служба «Евросети». – В денежном выражении на первом месте ноутбуки стоимостью от 20 до 30 тысяч рублей с долей 53%, на втором месте ноутбуки от 15 до 20 тысяч рублей с долей 26%, на третьем – от 10 до 15 тысяч рублей с долей 7%».

Какие еще тренды можно отметить на рынке ноутбуков?

Вендоры-лидеры и их места остались теми же. В «М.Видео» и «Эльдорадо» (входят в группу компаний «Сафмар») четверку лидеров на рынке ноутбуков по-прежнему возглавляет Lenovo – доля этого вендора, как уточнили в пресс-службе «М.Видео», осталась неизменной с прошлого года. Небольшой прирост показал HP, а доли Acer и ASUS немного сократились. Dell и Apple несколько усилили свои позиции – за их счет.

В сибирском регионе «просевшие» Acer и ASUS сохраняют ведущие позиции – по данным «Евросети», они оттеснили на третье место даже Lenovo. Но если в прошлом году лидирующее место занимал ASUS, то сейчас он уступил его Acer.

«Связной» выстроил ТОП-5 любимых сибиряками вендоров так: Apple, ASUS, Prestigio, Lenovo и Dell. Главным событием пресс-служба сети магазинов назвала взрывной рост интереса к «яблочным» ноутбукам – остальные участники пропорционально сдвинулись вниз в списке лидеров.

Рост показывают все ценовые сегменты. В целом, на рынке растут продажи ноутбуков в среднем ценовом сегменте от 37 до 64 тысяч рублей (+50%) и в верхнем ценовом сегменте свыше 64 тысяч рублей (+30%). Каждый сегмент занимает примерно четверть рынка в денежном выражении. В «Эльдорадо» самым весомым стал ценовой сегмент от 25 до 37 тысяч рублей, который одновременно оказался и самым динамичным: прирост год к году в сети составил более 25%. Достаточно активный рост в первом квартале показали мощные устройства на базе процессоров Intel Core i5 и Core i7 – штучные продажи ноутбуков с этими процессорами выросли в полтора раза. Старшая версия очень востребована геймерами, а Core i5 активно используют в массовом сегменте ноутбуков для работы.

Растут продажи ноутбуков
Данные: Евросеть

В «Связном» главным драйвером роста продаж, в том числе в Сибири, называют возросшую популярность бренда Apple, прирост продаж которых в 1 квартале составил в Сибири 70%. «На популярность MacBook в Сибири повлияло несколько факторов, – комментирует пресс-служба сибирского филиала «Связного». – Покупателям стало не хватать мощности планшетного компьютера, и они готовы приобретать сравнительно дорогое и функциональное устройство с большей диагональю экрана. Еще одним драйвером продаж ноутбуков от Apple стали возможности рассрочки и кредитования, а также работа премиум-реселлера Cstore в Новосибирске».

Онлайн-продажи стимулируют рынок. Всего через онлайн в первом квартале было продано 176 тысяч ноутбуков общей стоимостью 6,8 млрд. рублей, что соответственно на 15% и 36% больше, чем годом ранее. Онлайн-продажи уже занимают 29% рынка ноутбуков в денежном выражении, а средний чек на ноутбуки в интернете на 13% выше, чем в целом по рынку – это связано с тем, через интернет можно заказать более сложные конфигурации, в том числе, у крупных сетевых магазинов. «Евросеть», несмотря на то, что динамика оффлайн-продаж в сибирских регионах у них оказалась отрицательной, в интернете показала пусть и незначительный, но рост. В «М.Видео» влияние онлайн-продаж на общую динамику категории еще сильнее, чем в целом по рынку: в первом квартале 2018 года ими было продано через онлайн более чем в два раза больше ноутбуков, чем годом ранее.

Редакция «КС» открыта для ваших новостей. Присылайте свои сообщения в любое время на почту news@ksonline.ru или через нашу группу в социальной сети «ВКонтакте».
Подписывайтесь на канал «Континент Сибирь» в Telegram, чтобы первыми узнавать о ключевых событиях в деловых и властных кругах региона.
Нашли ошибку в тексте? Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ