Рынки крупы и муки посыпались из-за низких цен

Снижение стоимости пшеницы повлекло за собой ухудшение ситуации на рынке круп и муки. Некоторые культуры за год подешевели вдвое. Представители бизнеса и эксперты не ожидают восстановления стоимости продукции в новом сезоне. Поправить дела сибирских переработчиков могут рост экспорта и сокращение посевных площадей, но этого, по крайней мере в новом сезоне, не произойдет, уверены эксперты. «КС» расспросил участников XVI «Зернового круглого стола», который прошел в Новосибирске 20 апреля, каковы, по их мнению, перспективы отрасли.

Сибирь традиционно является российским лидером по производству муки. Алтайский край, например, произвел 1,057 млн тонн в 2017 году, в то время как Челябинская область — 677 тыс. тонн (второе место в масштабах страны), а Краснодарский край — 455,4 тыс. тонн (3-е место). По производству крупяных изделий Алтай также занимает первое место в России — 460 тыс. тонн, далее следуют  Челябинская область — 156 тыс. тонн и Ростовская область — 75,4 тыс. тонн. Такие цифры приводит директор Алтайского филиала ФГБУ «Центр оценки качества зерна» Мария Шостак.

По ее данным, за январь-март 2018 года рост по переработке крупяных изделий составил 20%. При этом цены на крупы и муку в последние месяцы сильно сократились, заметно встревожив производителей.

«Весь сезон наблюдается падение цен на продукцию зернопереработки. Единственным исключением на рынке можно считать пшено, но это не сибирская культура, — говорит генеральный директор АО «Грана», президент Союза зернопереработчиков Алтая Валерий Гачман. — У нас ее выращивают, но в небольших объемах. На все остальные культуры — гречиху, так называемые серые крупы (перловую, пшеничную, ячменную, ячневую), овсяные хлопья — стабильно снижается стоимость. Значительно подешевела мука. Такая тенденция связана с падением цен на зерно, с переизбытком его на рынке», — добавляет он.

По данным экспертов, в настоящее время наиболее сложная ситуация сложилась по гречихе и гороху. Генеральный директор аналитической компании «ПроЗерно» Владимир Петриченко сообщил, что в России производство зернобобовых в 2017 году (по предварительным данным) составило 4,265 млн тонн, в то время как в 2016-м — только 2,943 млн тонн (+45%). Наибольший рост у гороха — почти 50%. Объем производства этой культуры в 2017 году достиг 3,286 млн тонн, в то время как в 2016 году был только 2,199 млн тонн (+49,4%). «Горох уже не нишевая культура, он пятый после пшеницы, ячменя, кукурузы и овса», — замечает Петриченко.

В целом по стране заметно выросло и производство гречихи: с 1,186 млн тонн в 2016 году до 1,524 млн тонн в 2017 (+338 тыс. тонн (28,5%). А вот проса, напротив, было посеяно меньше — в результате цены на него держатся на хорошем уровне. Так, объем производства данной культуры сократился почти в половину: с 630 тыс. тонн в 2016-м до 317 тыс. тонн в 2017-м. Кроме того, в России несколько уменьшилось производство кукурузы.

«Процессы, происходящие с гороховой крупой, понятны: рекордные объемы производства гороха привели к профициту на рынке, — поясняет Валерий Гачман. — Ситуация не изменится, пока рынок не увидит либо сокращения посевных площадей, либо сокращения производства, предположим, в связи с климатическими условиями. Такой сценарий маловероятен. Урожай в этом году будет меньше 2017-го и 2016-го, но абсолютно точно, что выше 2015-го и предыдущих лет. Мы ожидаем третьего по величине урожая за последние годы», — заключает предприниматель.

По информации, озвученной Валерием Гачманом, крупа гороховая в прошлом году стоила 22 рубля (за 1 кг), сейчас — 10 рублей. Цена на хлопья овсяные и геркулес упала с 17 рублей до 11, на ячменную крупу — с 11–15 рублей до 10. Стоимость гречки и вовсе сократилась в несколько раз: с 30–35 рублей в апреле 2017-го до 12 рублей в настоящее время (весной 2016-го за этот продукт предлагали до 60 рублей).

Причину обесценивая культуры эксперты видят в перепроизводстве. Кроме того, на рынок давят значительные переходящие запасы урожая прошлых лет. Представители компаний отмечают, что гречка не является популярным экспортным товаром. «Мы поставляем в Китай фасованную муку и хлопья. В основном, конечно, Китай проявляет интерес к хлопьям: овсяным, гречневым, — говорит директор по продажам агрохолдинга «Гудвилл» (ТМ «Гудвилл») Илья Ряполов. — Китайцы покупают продукты быстрого приготовления и муку. Культуры потребления традиционных круп, например гречки, у них нет», — отмечает он.

Мария Шостак уточнила, что экспорт гречихи в 2018 году (по данным выданных фитосанитарных сертификатов) в Алтайском крае составил 16,1 тыс. тонн, в Новосибирской области — 6,5 тыс. тонн. Основными странами-импортерами являются Литва (6,32 тыс. тонн поставлено из Алтайского края и еще 3,29 тыс. тонн из Новосибирской области), Белоруссия и Китай. Отметим, что в Поднебесную поставляется преимущественно лузга гречихи: 6,9 тыс. тонн было отправлено из Алтайского края за 2018 год.

Вместе с тем основной культурой в Сибири и продуктом переработки остается пшеница. Сокращение спроса участники рынка видят в снижении покупательской способности, отмечая, что, вероятно, население меньше стало приобретать кондитерских изделий и полуфабрикатов, для изготовления которых используется мука. Опрошенные «КС» представители компаний надеются, что падение цен остановилось, но признают, что ожидать роста в ближайшее время не приходится.

«В настоящее время для нас важно увеличить экспортные поставки, — говорит коммерческий директор ЗАО «Алейскзернопродукт» им. С. Н. Старовойтова Наталья Мамаева. — Если компания будет работать только на российский рынок, мы будем вынуждены просто сократить свои объемы, потому что внутренний рынок перенасыщен. В текущем коммерческом году произошло снижение цен на продукцию зернопереработки от 20% до 30%. Тем не менее, это не привело к увеличению потребления».

Наталья Мамаева отмечает, что ЗАО «Алейскзернопродукт» намерен выйти на рынок Вьетнама, а также усилить свои позиции в Китае и Монголии. «Мы также начали работать над тем, чтобы  выйти в Азербайджан. Ведутся переговоры, поставок пока нет», — уточнила она.

Объемы зарубежных поставок продуктов зернопереработки у сибирских производителей пока невелики. Среди факторов, которые препятствуют развитию экспорта, предприниматели выделяют дефицит вагонов, ограниченную пропускную способность сети и высокие пошлины. «Импортер платит пошлину по ставке 65%, тогда как ставки по квоте — 6%, — объясняет Мамаева. — Однако требования к компаниям, имеющим потенциальную возможность получить квоту на ввоз пшеничной муки в Китай, такие, что напрочь лишают возможности стандартную торговую компанию, зарегистрированную в Китае, даже подать документы на получение квоты. В связи с этим возникают проблемы у российских производителей муки, которые хотят развивать китайский рынок: нет возможности конкурировать по цене на корпоративном рынке», — заключает она.

Илья Ряполов добавляет, что поставки в Китай занимают порядка 10% от всего товарооборота «Гудвилла». Собеседник «КС» отмечает, что компания постоянно работает в этом направлении и увеличивает объемы, но есть немало барьеров, препятствующих развитию экспорта.

«В последний год сибирские переработчики не имели возможности производить в Монголию поставки, поскольку по Монголии было введено квотирование, а квоты не выделялись. Естественно, за это время был потерян рынок, и для того, чтобы восстановить свои позиции, должна быть произведена колоссальная работа», — сообщил в разговоре с  «КС» один из представителей отрасли на условиях анонимности. Вместе с тем он добавил, что в правительстве ведется работа по решению этой проблемы.

По словам Марии Шостак, в настоящее время сибирские переработчики активно сотрудничают с такими странами, как Казахстан (преимущественно поставки из Алтайского края), Монголия, Китай, Латвия, Литва, Азербайджан, Узбекистан и Белоруссия.

Валерий Гачман отмечает, что «Грана» работает по следующим экспортным направлениям: «Китай, Монголия, Северная Корея, Южная Корея, Вьетнам, Индонезия, Таиланд, Армения, Абхазия. Гуманитарные поставки осуществляются в Северную Африку и на Ближний Восток». При этом «Грана» планирует увеличить объемы переработки из-за обязательств по экспортным контрактам. «Сегодня компания перерабатывает в сутки 1,1 тыс. тонн пшеницы, после запуска мельницы объем увеличится на 400 тонн, таким образом, мы станем перерабатывать в сутки 1,5 тыс. тонн», — делится Гачман.

В текущем сезоне эксперты и участники рынка не ожидают значительного улучшения ситуации, поскольку данные о посевных площадях говорят о высоком урожае по итогам года. Ситуация по отдельным культурам, например гречке, может улучшиться только через 2–3 года.

Эксперты рекомендуют продолжать диверсификацию посевных площадей и делать ставки на востребованные с точки зрения экспортных продаж культуры.

Говоря о ситуации на рынке зерна, Владимир Петриченко отмечает, что в настоящее время за границей востребован ячмень. Эксперт также дает благоприятные прогнозы по этой культуре. Он обращает внимание и на тот факт, что в апреле произошел рост цен на пшеницу. В порту Новороссийска 13 апреля предлагали 12,32 тыс. рублей (с НДС) за тонну пшеницы 4-го класса (+550 рублей к началу марта). Цена фуражного ячменя составила 12,65 тыс. рублей (Новороссийск) (+1,04 тыс.). Однако рост стоимости на юге может не отразиться на рынке Сибири.

Отметим, что по данным министерства сельского хозяйства Новосибирской области, в 2018 году структура посевных площадей в регионе несколько изменится. Незначительно сократятся площади под зерновые и зернобобовые с 1602,7 тыс. га (66,7%) до 1549,9 тыс. га, возрастет площадь сева технических культур — с 82,7 тыс. га (3,4%) в 2017-м до 123,9 тыс. га в 2018-м.

При этом, по данным ведомства, на продовольственные цели (мука, крупа) в Новосибирской области ушло только 11% от объема зерна урожая 2017 года.

Редакция «КС» открыта для ваших новостей. Присылайте свои сообщения в любое время на почту news@ksonline.ru или через нашу группу в социальной сети «ВКонтакте».
Подписывайтесь на канал «Континент Сибирь» в Telegram, чтобы первыми узнавать о ключевых событиях в деловых и властных кругах региона.
Нашли ошибку в тексте? Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ