Цементный рынок: как не дать трещину?

В преддверии «высокого» строительного сезона объемы производства цемента в Сибири растут, как и активность продавцов контрафакта. По самым скромным подсчетам, оборот цемента неустановленного качества в СФО в 2017 году превысил 150 тыс. тонн. Регионы-лидеры по распространению нелегальной продукции — Новосибирская и Омская области, а также Алтайский край. «КС» организовал и провел круглый стол, участники которого рассмотрели вопросы борьбы с оборотом цемента, не соответствующего требованиям безопасности. Эксперты обсудили, почему представители надзорных органов крайне неохотно проверяют торговые точки, сбывающие фальсификат, а компании, отвечающие за сертификацию, сами являются нечистыми на руку. Какие меры стоит предпринять для выхода из сложившейся ситуации — в материале «КС».

«На выбор темы нашего мероприятия определенное влияние оказали трагические события в Кемерове, — обратился к собравшимся издатель «Континента Сибирь» и модератор круглого стола Вадим Кашафутдинов. — У нас, к сожалению, часто оказывается так: пока не происходит что-то очень неприятное, предложения начать обсуждать проблемы не всегда воспринимаются с пониманием».

Иван Гончаров

Начальник департамента по инвестиционной политике и территориальному развитию аппарата полпреда президента РФ в СФО Иван Гончаров также отметил своевременность дискуссии. «Тема актуальная. Задачи, которые озвучил президент в послании Федеральному Собранию по масштабному, развернутому и качественному строительству, требуют большого объема строительных материалов, — сказал Гончаров. — Борьба с контрафактом — одна из ключевых задач органов власти. Важно, чтобы здесь, на круглом столе, мы поняли локализацию этой проблемы, в каких сегментах зафиксирован наибольший объем контрафакта, необходимо ли внести изменения в законодательство, в работу органов власти и надзорных органов», — подчеркнул он.

«Хлеб стройки»

Проблема распространения контрафактного цемента, по мнению участников рынка, является одной из основных для отрасли, а убытки государства и добросовестных производителей исчисляются миллиардами рублей. Представители бизнеса уточняют: чаще всего мошенники пытаются сбыть фальсификат в бумажных мешках, напоминающих по внешнему виду упаковку продукции известных предприятий. При этом лабораторный анализ сомнительных стройматериалов показывает: цемент, разбавленный золой или шлаками, абсолютно не соответствует нормам государственных стандартов и требованиям безопасности. Вместе с тем контрафакт привлекает покупателя более низкой ценой, которая достигается за счет применения дешевых компонентов.

Николай Кошман

Президент Ассоциации строителей России Николай Кошман подчеркнул: «Цемент — это хлеб стройки, и от его качества зависит все. Поднимая сегодня данный вопрос, мы говорим о безопасности в строительстве. Анализ причин аварий, катастроф и иных происшествий показывает, что стремление получить прибыль любыми путями, в том числе за счет использования дешевых некачественных строительных материалов, приводит к тяжелым последствиям. Это касается и контрафактного цемента».

Как справедливо отметил Кошман, от характеристик цемента во многом зависят надежность и долговечность объектов, возводимых с его использованием.

«Применение некачественной продукции ведет к различным дефектам конструкций — растрескиванию, ветшанию, даже внезапному обрушению, — сказал руководитель ассоциации. — Фасовщики могут также реализовывать смеси, в которых содержатся радиоактивные и химически опасные вещества, так как они бесконтрольно разбавляют готовый цемент золами и шлаками неизвестного состава. Попав в строительные конструкции, эти промышленные отходы годами наносят вред здоровью людей».

Николай Кошман выделил ряд проблем в сфере промышленности строительных материалов (ПСМ): в настоящее время больными вопросами остаются неудовлетворительная деятельность органов по сертификации, а также пассивность надзорных органов и неэффективный механизм проверок недобросовестных предпринимателей.

«Контрафактные» сертификаты

«Решение о включении всех видов цемента в единый перечень продукции, подлежащей обязательной сертификации, принято правительством в сентябре 2015 года, — напомнил Николай Кошман. — Оно вступило в силу 7 марта 2016-го.

С этого дня вся выпускаемая в обращение продукция подлежит обязательной сертификации. Правильнее сказать, должна подлежать».

Наталья Кожина

Член Экспертного совета при Государственной комиссии по противодействию незаконному обороту промышленной продукции от НО «Союзцемент» Наталья Кожина сообщила, что главные цели введения обязательной сертификации — повышение безопасности и качества цемента, содействие отечественным производителям, снижение объема незаконного оборота продукции. В начале 2016 года доля некачественного цемента на рынке РФ достигала 50%. В связи с этим и было уделено большое внимание проблеме.

Введение обязательной сертификации, как подчеркнула Кожина, позволило снизить незаконный оборот цемента с 11,7 (в 2015-м) до 8,9 млн тонн (в 2016-м). Вместе с тем, по ее мнению, ситуация в отрасли остается сложной. По итогам 2016-го доля незаконного оборота цементной продукции составляет 16%.

Представитель «Союзцемента» отметила, что распространение контрафакта приводит к снижению загрузки производственных мощностей. По ее сведениям, в целом по России цементные заводы загружены всего на 50,4%. В Беларуси аналогичный показатель равен 64,3%, в Казахстане — 60%. При этом деятельность органов по сертификации также нуждается в тщательной проверке.

«За 2016 год было выдано порядка 380 сертификатов соответствия на цементную продукцию, из которых 71 выдан неправомерно, — привела данные она. — Необходимо отметить, что только четыре органа по сертификации и оценке соответствия без нарушений выполняли основную часть работы», — сообщила Кожина.
Неправомерная выдача сертификатов связана с несоблюдением норм ФЗ «Об аккредитации в национальной системе аккредитации» и правил сертификации ГОСТ Р 56836-2016. «Анализ деятельности органов по сертификации показал: доля неправомерно выданных сертификатов составляет 19%, — сказала Кожина. — Из 380 сертификатов действуют только 309 (81%). Остальные — неправомерно выданные. Из них 52 (14%) аннулированы, 19 (5%) находятся на проверке».

По информации, представленной Натальей Кожиной, проводить процедуру обязательной сертификации цементной продукции сегодня могут 23 органа. «Десять из них мы называем «спящими», — сказала эксперт. — Они пока не работают. И когда могут «выстрелить», никому не известно».

Отметим, что без нарушений работают ООО «Фирма «Цемискон», ООО «НТЦ «СибНИИцемент», ООО «БелГТАСМ-сертификация» и ООО «Мосстройсертификация». А вот к деятельности лидирующего по числу выданных сертификатов ООО «Новосибсертификация +» имеется ряд серьезных претензий.

«Такие данные показывают, что законодательство в области аккредитации не способно в полной мере защитить отрасль от недобросовестных производителей», — резюмировала Кожина.

И Наталья Кожина, и Николай Кошман отметили необходимость формирования в России реестра добросовестных производителей. Кроме того, оба эксперта настаивают на нотификации органов по сертификации в регулируемой сфере.

Представитель «Союзцемента» заявила, что система технического регулирования в России развивается по европейскому образцу.

«Естественно, мы внедряем те механизмы, которые хорошо работают в Европе. Стараемся взять их за отправную точку, — объяснила Наталья Кожина. — Если говорить о Европе, то там обязательное государственное регулирование предполагает наличие нотификации как верхнего уровня этой модульной структуры. Таким образом, отраслевое министерство дает полномочия органам по сертификации, взаимодействующим с отраслью».

По словам Натальи Кожиной, сегодня государство участвует в установлении обязательных требований к производителям и импортерам, стимулировании производства (утверждение стандартов), аккредитации сертификационных центров и государственном контроле (надзоре) за соблюдением требований.
«Не хватает одной ступени — нотификации органов по сертификации в регулируемой сфере. Процедура должна быть прозрачной, чистой, а орган по сертификации, который участвует в процессе, обязан нести ответственность», — считает Наталья Кожина.

Приятные цены и большие проблемы

Еще одна проблема для отрасли — демпинговые цены недобросовестных продавцов, с которыми не могут конкурировать предложения цементников, выпускающих строительные материалы в соответствии с требованиями государственных стандартов. Поскольку в сегодняшних условиях застройщики вынуждены возводить объекты в режиме жесткой экономии средств и ресурсов, они все чаще выбирают некачественные цементы.

Артем Кирьянов

Первый заместитель председателя Комиссии по общественному контролю и взаимодействию с общественными советами Общественной палаты РФ Артем Кирьянов говорил о необходимости усилить общественный контроль в отрасли. По его мнению, это может стать эффективным инструментом борьбы с контрафактом. Он отметил:

«В зоне риска находятся прежде всего потребители, покупающие цемент на мелких оптовых рынках. Многие из них даже не предполагают, к каким последствиям приводит использование такой продукции. Столкнуться с подделкой может каждый из нас. Но изменить ситуацию сложно, так как деятельность контрольно-надзорных органов недостаточно эффективна».

Представитель Общественной палаты уверен: прежде всего необходимо выстроить систему общественного контроля, обеспечить доступ проверяющих — в первую очередь членов Общественной палаты РФ в субъектах — на площадки. «Если они смогут контролировать работу торговых точек, поставщиков и продавцов цементной продукции, рынок станет прозрачнее, а строительные материалы — безопаснее», — уверен Артем Кирьянов.

Геннадий Рассказов

Общественная палата не раз поднимала перед руководством страны вопрос эффективности проверок, о которых предупреждают заблаговременно. «Представителям бизнеса сообщают о таких мероприятиях заранее. В результате производители и продавцы контрафакта знают, когда нужно вывезти и спрятать свой товар, когда его можно вернуть обратно», — возмутился Кирьянов. Он убежден, проверка должна быть внезапной. Согласился с этим и первый вице-президент АО «ХК «Сибцем» Геннадий Рассказов. Он сообщил, что в компании «Сибирский цемент» также видят необходимость в проведении внеплановых и внезапных проверок: «Неважно, о каком бизнесе идет речь — малом, среднем или крупном, — законы, нормы и правила, особенно связанные с обеспечением безопасности, должны соблюдать все», — подчеркнул Рассказов.

Артем Кирьянов также высказал недовольство тем, что прокуратура защищает в особенной мере права субъекта предпринимательской деятельности. «Это не должно распространяться на вопросы безопасности. Важно защищать интересы людей», — считает представитель Общественной палаты.

Отголосок Кемерова

Геннадий Рассказов начал свое выступление с того, что он живет в Кемерове. «Там до сих пор стоят сотни людей, — сказал он, имея в виду стихийный мемориал около сгоревшего ТРЦ «Зимняя вишня». — Страшная трагедия произошла во многом потому, что все мы стали какими-то беспечными», — поделился мнением Рассказов, отметив, что режим налоговых каникул абсолютно не оправдывает отсутствие проверок.
Также представитель отрасли обратил внимание собравшихся на тенденции развития цементного рынка. «Мы четвертый год подряд фиксируем снижение объемов потребления цемента в Российской Федерации. По официальным данным, в 2017 году емкость цементного рынка страны составила 55,2–55,3 млн тонн. Это подтверждено в том числе Росстатом. Но если пересчитывать через введенные в эксплуатацию квадратные метры жилья, получится 80 млн. Откуда взялись излишки?» — задал вопрос первый вице-президент «Сибцема». По его мнению, речь идет не только об объектах, не попавших в статистику, например, о дачных домах, но и о контрафакте.

«Мы систематически проводим мероприятия по выявлению незаконного оборота цемента в регионах СФО, — сообщил Рассказов. — Так, в 2017 году специалисты холдинга выявили 85 нарушений, связанных с реализацией цемента неустановленного качества. Мы организовали 28 контрольных закупок тарированной продукции.

И направили обращения в различные государственные органы. Что вы думаете? Наши обращения дали результат в единичных случаях. К административной ответственности привлечено лишь 13 юридических и физических лиц. Остальным удалось избежать наказания», — посетовал он.

Людмила Гаталай

Руководитель Сибирского межрегионального территориального управления Росстандарта Людмила Гаталай согласилась с другими участниками круглого стола в оценке эффективности принятого порядка проверок. «Мне, например, непонятно, почему в 1993 году, когда в нашей стране ввели сертификацию продукции, в перечень не вошли строительные материалы. Тяпка есть, а железобетонных изделий нет», — высказала недоумение представитель Росстандарта.

Она добавила, что любой надзорный орган работает в рамках федерального закона № 294. «Мы его не можем обойти, потому что поднадзорны Генеральной прокуратуре РФ, — сказала она. — Прокуратура очень пристально следит за тем, чтобы права бизнеса не были каким-либо образом ущемлены. Плановые проверки проводятся не чаще одного раза в три года, а о внеплановых мы предупреждаем за сутки, закон нам такое позволяет. Более того, если поступила жалоба, мы вправе даже не уведомлять проверяемого заранее. Но! Одна статья закона разрешает не уведомлять, а другая — не позволяет нам провести проверку, если в ней не участвует представитель предприятия. Мы находимся в очень жестких рамках».

Также Людмила Гаталай рассказала о внесении изменений в № 294-ФЗ, согласно которому с 1 января 2017 года ни один надзорный орган, кроме Роспотребнадзора, не имеет права проводить проверку без согласования с прокуратурой в субъекте. «Нам очень не нравится эта система, потому что прокуратура далеко не во всех субъектах согласовывает такие поверки. Действительно, много жалоб у нас было по Алтайскому краю, по Красноярскому краю, по Кемеровской области, — перечислила она. — Прокуратура не согласовала ни одной проверки в Кузбассе, в Алтайском крае».

Тем не менее, по данным, озвученным Людмилой Гаталай, в Омской области были возбуждены уголовные дела без проведения проверок. Ведомство действовало, руководствуясь п. 3 статьи 28.1 кодекса КоАП РФ, и возбуждало дело на основании обращения юрлица, которое может служить поводом для этого. По словам Гаталай, суды часто заменяют штрафы Росстандарта на предупреждение. «Предупреждение — мера, предусмотренная в отношении малого предпринимательства. В отношении малого бизнеса у нас и действуют налоговые каникулы. В план проверок такие организации мы включать не можем. Стоит отметить, что подобная ситуация не только с цементом, больные темы — топливо, цемент и сейчас электрокабель», — заключила она.

Владимир Скакун

Генеральный директор АО «Искитимцемент» Владимир Скакун рассказал о том, что около 90–95% контрафактного цемента продается в 50-килограммовых мешках. «Данному виду тары мы уделяем особое внимание, — заверил он. — Для изготовления мешков используем высококачественные материалы, наносим на упаковку все реквизиты, предусмотренные нормативными актами, в том числе наименование производителя, марку цемента, знак Росстандарта, логотип завода. Кроме того, периодически обновляем дизайн-макет мешкотары. Так, в 2014 году отказались от серо-песочной упаковки и перешли на белую».

В завершение круглого стола участники сформулировали главные тезисы резолюции, принятой по итогам мероприятия. Прежде всего они предлагают пересмотреть ряд норм федерального закона № 294, административных регламентов Росстандарта, Роспотребнадзора, Федеральной антимонопольной службы, препятствующих эффективной борьбе с оборотом некачественного цемента. Также авторы резолюции рекомендуют исключить обязательный претензионный порядок для рассмотрения Роспотребнадзором заявления о нарушении прав потребителя, принять единый и обязательный для всех стран Евразийского экономического союза Технический регламент «О безопасности зданий и сооружений, строительных материалов и изделий», согласовать на уровне Евразийской экономической комиссии политику по развитию производственных мощностей для исключения кризиса перепроизводства.

Прозвучали на мероприятии и предложения установить на законодательном уровне обязанность таможенных органов проверять сертификаты соответствия на цемент, ввозимый в Россию из стран таможенного союза. Пока этого не делают, так как продукция не перемещается через границу и поэтому не подлежит декларированию.

Однако были случаи, когда из стран таможенного союза ввозили несертифицированный цемент.

Сократить объем контрафакта, реализуемого в 50-килограммовых бумажных мешках, позволят изменения соответствующих государственных стандартов. В настоящее время любой продавец цемента может заказать предприятию-изготовителю мешок по собственному макету, с нужной маркировкой. Изготовитель тары не обязан проверять и тем более контролировать правильность нанесения маркировки в соответствии с ГОСТ 30515–2013 «Цементы. Общие технические условия», ГОСТ Р 56836–2016

«Оценка соответствия. Правила сертификации цементов». Он руководствуется лишь ГОСТ 2226–2013 «Мешки из бумаги и комбинированных материалов. Общие технические условия», а ответственность за нарушения остальных технических регламентов лежит только на продавце цемента. Этот правовой пробел в буквальном смысле развязывает руки мошенникам, которые могут заказать и получить абсолютно любые бумажные мешки.

Участники круглого стола солидарны во мнении, что необходимо усилить ответственность за нарушение требований технических регламентов и обязательных к применению ГОСТов на цемент, штрафы не должны заменяться административными предупреждениями. А контрафакт как объект правонарушения необходимо конфисковывать в обязательном порядке.

Также предлагается дополнить деятельностью по изготовлению и реализации цемента установленный перечень видов коммерческой деятельности, в отношении субъектов которой проведение плановых проверок не исключается.

Редакция «КС» открыта для ваших новостей. Присылайте свои сообщения в любое время на почту news@ksonline.ru или через нашу группу в социальной сети «ВКонтакте».
Подписывайтесь на канал «Континент Сибирь» в Telegram, чтобы первыми узнавать о ключевых событиях в деловых и властных кругах региона.
Нашли ошибку в тексте? Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ