Антон Титов: «Мы расширили рамки обувного магазина»

2018 год может стать периодом постепенного роста обувного рынка. Представители бизнеса заявляют, что фиксируют качественное изменение в структуре потребления: покупатели переключились с дисконтированных продуктов на новые, более дорогие коллекции. Каковы ожидания производителей, зачем обувной компании наращивать долю одежды в структуре продаж, почему сегодня благоприятное время для роста, в интервью «КС» рассказал директор ГК «Обувь России» АНТОН ТИТОВ.

— Антон Михайлович, насколько успешно, на ваш взгляд, ГК «Обувь России» завершила 2017 год в статусе публичной компании?

— Безусловно, в прошлом году самым масштабным событием для компании стал успешный выход на IPO. Мы к этому шли много лет. Конечно, ключевое значение имеет тот факт, что мы привлекли деньги на реализацию инвестиционной программы. Если говорить о 2017 годе с точки зрения операционной деятельности (торговой, производственной), то ГК «Обувь России» очень хорошо подросла. Открыто 83 новых магазина (сейчас по всей стране их более 570), запущены новые товарные группы. Идет активное развитие производства, например, мы вышли в сегмент В2В: заключили трехлетний контракт со Сбербанком на поставку обуви для инкассаторов. С точки зрения финансовых показателей итоги года также оптимистичны. Выручка компании выросла до 10,8 млрд рублей (+8,4% к уровню 2016-го), хороший прирост показала чистая прибыль — 1,3 млрд рублей (1,18 млрд рублей в 2016 году). EBITDA составил 2,74 млрд рублей. Что касается рентабельности по EBITDA, то у нас высокий показатель среди ведущих мировых fashion-ритейлеров — 25,3% по итогам 2017 года.

— Рост показателей компании связан с положительной динамикой на обувном рынке?

— Рынок постепенно восстанавливается. Те тренды, которые мы видели в прошлом году, особенно во втором полугодии и IV квартале, имеют место и в I квартале 2018-го. Произошло качественное изменение в структуре потребления: покупатели переключились с дисконтированных продуктов на новые коллекции. Если в 2015–2016 годах клиенты ждали сезона распродаж либо выбирали более дешевый ассортимент, универсальную повседневную обувь, то в 2018 году идет серьезный сдвиг в сторону более модного, разнообразного ассортимента. Уже в осенне-зимний период мы отмечали интерес к цветной, более дорогой обуви интересного дизайна, качественной обуви из натуральной кожи. Учитывая данные тенденции, мы увеличили долю коллекции Valeriya by Westfalika (это более модная, дизайнерская обувь) в осенне-зимнем сезоне до 20% (в 2016 году она составляла 15%), в новом весенне-летнем 2018 года — до 30%.

— В годовом отчете говорится, что компания расширила перечень высокомаржинальных сопутствующих товаров (их доля в розничной выручке достигла 31%).

— Да, действительно. В последние несколько лет концепция нашей сети эволюционировала от классических обувных магазинов к монобрендовым, когда под единым брендом идут обувь, верхняя одежда, сумки, кожгалантерея, средства по уходу за обувью и даже косметические продукты.

— Насколько такой шаг оправдан?

— Результаты даже превзошли ожидания! Если брать программу лояльности, то держателями наших карт по итогам I квартала 2018 года являются более 2 млн человек. Это люди, которые 5–7–10 лет с компанией. И мы много лет дружим, находим такие ниши, которые практически никто не занимал. Так получилось и с косметикой по уходу за ногами: начинали с крема для ног, сейчас у нас линейка из более 40 наименований. Если использовать комплексный подход при работе с новыми категориями товаров, делать все в едином дизайне и цветовой гамме — обувь, сумки, аксессуары, — это позволяет значительно расширить рамки собственно обувного мага­зина.

Для ритейла очень хорошее время. Есть отличные локации, много предложений со стороны девелоперов

— Как следует из материалов компании, в настоящее время вы расширяете ассортимент одежды?

— Да, изначально мы рассматривали только сегмент верхней одежды, но в прошлом году провели тестовые продажи трикотажа — кардиганов, джемперов. Тест оказался успешным: более 90% — реализация за сезон. Увидев результаты, мы сразу же приняли решение, что эту группу вводим во все магазины. За декабрь-январь оборудовали примерочными практически все салоны. Двигаясь в этом направлении, мы уже заходим на рынок одежды. Как и в случае с обувью, работаем в сегменте «средний» и «средний плюс», в котором есть свободные ниши, не такой высокий уровень конкуренции и хороший спрос.

— В настоящее время «Обувь России» развивает омниканальную модель продаж. Насколько сегодня обоснована такая стратегия?

— Четыре года назад, когда мы открывали для себя интернет-торговлю, существовала четкая граница между онлайн- и офлайн-компаниями. Сейчас такого нет. Сегодня все должны присутствовать в Интернете. Вопрос только в том, в каком виде там работать.
Изменился и потребитель, он становится более продвинутым. Женщины 45–50 лет сейчас уже все пользуются смартфонами и охотно интересуются электронными торговыми площадками.

Конечно, классическая женская обувь из натуральной кожи, каблучная обувь — не тот продукт, который удобен для классических онлайн-продаж. Люди предпочитают обувь померить, сравнить. Но в то же время есть большой спрос на услугу click-and-collect, когда покупка совершается в Интернете, а товар клиент забирает в магазине, предварительно примерив. И это направление как раз очень перспективное. В этом случае интернет-магазин — скорее сервис по подбору ассортимента.

— Доходность онлайн-продаж выше?

— В России есть своя спе­цифика с точки зрения географии и стоимости логистики. Плотность населения не такая высокая, как в европейских странах, при этом огромные расстояния и инфраструктура для осуществления быстрой доставки еще не так развита, поэтому сейчас себестоимость онлайн-продаж даже выше, чем в розничной сети.

— Какой процент продаж сегодня приходится на онлайн-торговлю, а какой — на традиционную? К каким показателям стремитесь?

— У нас доля онлайн-продаж за прошлый год сильно выросла, достигнув 10% от розничной выручки компании. В 2016 году этот показатель был 6,7%. Кроме того, идет хороший прирост трафика. Только в 2017 году посещаемость онлайн-площадок составила 3,4 млн человек — это почти на 1 млн больше, чем в 2016-м.

Автоматизированные швейные машины Orisol на фабрике «Обувь России» в городе Бердске Новосибирской области

— Комментируя итоги работы ГК «Обувь России» в 2017 году, вы заявляли, что, учитывая благоприятную ситуацию в обувном сегменте, намерены и дальше консолидировать рынок.

— Конечно, в связи с тем, что мы стали публичной компанией и привлекли средства на развитие, мы получили ресурсы для реализации масштабной инвестиционной программы. Наша задача — удвоить сеть за ближайшие годы: с 500 магазинов до 1 тыс. Потенциал роста достаточно большой, поэтому 1 тыс. магазинов — не финальная цель. Емкость российского рынка по пяти нашим форматам — Westfalika (основной бренд), Rossita, Lisette, Emilia Estra, «Пешеход» — более 3 тыс. магазинов. Сейчас движемся по нашему плану развития сети: за I квартал открыли 34 новых магазина, расширили географию. Мы открываем магазины по всей стране — в европейской части России, на Урале, в Поволжье, Сибири и на Дальнем Востоке. «Обувь России» присутствует в большинстве крупных городов. Сейчас мы идем в более мелкие города и увеличиваем долю на региональных рыках.

— Как сегодня чувствуют себя ваши основные конкуренты?

— В России за последние годы структура рынка значительно не изменилась. Обувной рынок колоссальный, его объем превышает 1,3 трлн рублей, по данным Discovery Research Group. Это третий потребительский рынок в стране после продуктов питания и одежды. Но при этом данный рынок — сильно сегментированный: доля топ-10 игроков по итогам 2017 года составила 23,4%. Низкая консолидация рынка говорит о том, что конкуренция невелика. Да, в каждом из сегментов есть крупные игроки, но они фактически не пересекаются. Поэтому наша задача — активно развиваться в своем среднеценовом сегменте, чтобы занять прочные позиции в нем.

— Ранее в интервью «КС» вы говорили, что 2017 год — очень хорошее время с точки зрения коммерческой недвижимости. Сейчас ситуация также благоприятна?

— Да, для ритейла очень хорошее время. Есть отличные локации, много предложений со стороны девелоперов. Рынок коммерческой недвижимости пока еще не восстановился, поэтому много торговых мест даже в тех торговых центрах, куда раньше было сложно попасть, приходилось ждать в очереди. При этом цены достаточно приемлемые. Стоимость арендных ставок не растет последние три года: сильное снижение было в 2015 году, до настоящего момента ставки не поднимаются. Сегодня мы выбираем один вариант из десятка предложений. Такого не было ни в 2012-м, ни в 2013-м.

— Вы выбираете в основном торговые центры?

— Принимая решение, ориентируемся на трафик и на ситуацию в конкретном городе. В городах-миллионниках и крупных городах отдаем предпочтение торговым центрам. В городах с численностью жителей от 100 до 300 тысяч человек, как правило, нет современных торговых центров класса «А». Когда город меньше, люди больше ходят пешком, и стрит-формат до сих пор очень популярен.

Редакция «КС» открыта для ваших новостей. Присылайте свои сообщения в любое время на почту news@ksonline.ru или через нашу группу в социальной сети «ВКонтакте».
Подписывайтесь на канал «Континент Сибирь» в Telegram, чтобы первыми узнавать о ключевых событиях в деловых и властных кругах региона.
Нашли ошибку в тексте? Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ