Ритуальные поборы

В Новосибирске запущено специальное ИТ-приложение для поиска мест захоронений. Как ранее писал «КС», система призвана упростить делопроизводство в ритуальной сфере и избавить от лишней бюрократии. Предполагается, что приложение будет предоставлять информацию о местах захоронений и потенциально противодействовать коррупции в сфере похоронных услуг. Сумеет ли оно в действительности решить эти задачи и почему о нем задумались только сейчас — в материале «КС».

«Ритуал» — это геоинформационная система онлайн-карт, с помощью которой можно найти захоронение человека в Новосибирске, введя его имя, фамилию и отчество. Примечательно, что систему разработали силами департамента связи и информатизации мэрии Новосибирска.

Изначально приложение задумывалось как база данных захоронений с интерактивной картой, чтобы родственники могли спокойно найти своего усопшего. Но вскоре стало ясно, что подобное нововведение ударит по коррупционной составляющей.

«Потом в процессе все участники и все, от кого зависело принятие решений, стали понимать, что это приложение имеет не только утилитарный характер. Оно позволит бороться с проблемами, которые на моей памяти были всегда. Это коррупциогенный фактор, — говорит председатель комиссии Совета депутатов города Новосибирска по научно-производственному развитию и предпринимательству Игорь Салов. — То есть, к большому сожалению, нечистоплотные на руку и предприниматели, и сотрудники муниципалитета, и сотрудники профильного муниципального казенного учреждения пытались заработать на горе людей».

В настоящий момент система «Ритуал» публикует только карту уже существующих захоронений. В будущем планируется отображать план захоронений и место, которое будет определяться для покойного автоматически, в порядке очереди. В настоящее время, по заявлению Игоря Салова, выделение мест для захоронений является предметом мошенничества.

«Мошенники предлагали заведомо невыгодный, некомфортный участок для захоронения, и когда человек просил для своего родного человека подыскать что-то более подходящее, с него просили деньги, которые не шли в бюджет Новосибирска», — рассказывает схему Игорь Салов.

Председатель комиссии Совета депутатов города Новосибирска по научно-производственному развитию и предпринимательству Игорь Салов надеется, что система «Ритуал» позволит снизить объемы коррупции

В том, что система «Ритуал» способна убрать коррупционную составляющую из процесса захоронения, уверен и директор МКУ «Ритуальные услуги» Сергей Авдюнин. Главная особенность системы — то, что за процессом распределения мест на кладбище может наблюдать любой человек. В публичном доступе находится план размещения участков захоронений и порядок их использования. Родственники умершего видят, на каком участке должен быть закопан гроб. В то же время за кладбищами могут наблюдать и представители депутатского корпуса, и правоохранители.

«Раньше можно было выявить факт мошенничества только путем выездной проверки. Надо брать таблицу, журнал, смотреть, где было произведено захоронение, сличать, было оно плановым, или нет. Для этого нужен был целый отдел. Сейчас все проще. Можно смотреть из офиса, как и когда хоронили. И понимая, что за процессом теперь наблюдает неограниченный круг лиц, ситуация изменится. Это не только мой контроль, это внешний контроль, надзор со стороны депутатского корпуса и правоохранительных органов, — поясняет Сергей Авдюнин. — Проверяющему не надо ходить в МКУ или на кладбище. Он может удаленно посмотреть информацию за последний месяц захоронений. Открыть базу — и там отобразится, где находится захоронение».

Директор одного из действующих кладбищ Новосибирска утверждает, что в настоящий момент место для захоронения выбирается не на кладбище, а распределяется планово, при заполнении документов в МКУ «Ритуальные услуги». Информация о месте, на котором необходимо хоронить покойника, приходит на кладбище через Интернет, и изменить ее уже нельзя, за исключением особого порядка, когда стоит вопрос о подхоронении родственника. В этом случае при наличии необходимых документов и необходимого места родственников хоронят рядом.

«До нас информация по захоронению доходит уже в электронном виде. Фактически уже есть место на карте, где будет происходить захоронение. Нам только остается назначить туда человека, который будет готовить могилку», — рассказывает о порядке захоронения собеседник «КС».

При этом начальник департамента связи и информатизации мэрии Новосибирска Александр Горнштейн утверждает, что система с планом захоронений еще не работает, а есть только планы ее создания: «Вопрос плана захоронений стоит. Игорь Салов поставил задачу, чтобы мы в этом году реализовали эту историю. Мы попросили управление потребительского рынка сформулировать алгоритм, по которому будет планироваться захоронение», — рассказывает Александр Горнштейн.

Сведения о месте захоронения приходит на кладбище в виде буквенно-численного кода. В настоящий момент в системе «Ритуал» нет информации о плане захоронений, поскольку, по словам директора МКУ «Ритуальные услуги» Сергея Авдюнина, на интерактивную карту еще не наложен слой разлиновки кладбищ по участкам, есть только точки на карте уже существующих захоронений.

«Понятно же, что этот модуль важен с точки зрения антикоррупционной части. Когда ты приходишь на кладбище, тебя ведут к мокрой могиле, и потом за деньги предлагают найти хорошее место. А так у человека будет возможность увидеть план захоронений, и обмануть его будет уже сложно», — объясняет важность проекта руководитель департамента связи и информатизации.

В антикоррупционный успех системы не верит председатель комиссии по муниципальной собственности Совета депутатов Новосибирска Сергей Бондаренко. «Блажен, кто верит. Пока все по-старому. Ничего там не изменится до тех пор, пока система не изменится, а она должна совершенствоваться. Столько лет ничего не делали…» — говорит собеседник «КС», отмечая, что модернизировать систему нужно было еще 12 лет назад.

Задержку в 12 лет по предоставлению данных в мэрии объясняют техническими причинами. «Попытку создания подобной системы делали не один раз. Просто когда ее начинали делать впервые, технологии были на другом уровне. Все это делалось не при мне и не нами. Были разрозненные базы, — рассказывает историю создания системы «Ритуал» Александр Горнштейн. — К нам обратилось управление потребительского рынка мэрии Новосибирска с просьбой создать такую систему, чтобы они могли консолидировать все кладбища и работать в одной системе, контролируя процесс».

Стоит отметить, что попытки привести отрасль в порядок предпринимались еще в 2006–2008 годах, об этом говорил выше Сергей Бондаренко. Работа над системой в итоге заняла два года.

Сергей Бондаренко, помимо депутатской деятельности, является директором похоронного дома ИМИ, в прошлом он также возглавлял МКУ «Ритуальные услуги». Как он сам выражается, уйти пришлось из-за «прогрессивных взглядов». По его мнению, ритуальная сфера дает много поводов для незаконного обогащения. Один из них — размер участков для захоронений.

«Вообще спор на кладбище возникает из-за 10–20 сантиметров. Там же территория другая, это же не огороды. Если кому-то не хватает 40 сантиметров, чтобы произвести захоронение, то он берет и переставляет ограду», — поясняет Сергей Бондаренко. Инвентаризация кладбища выявляет все нестыковки по земле. Но в открытом доступе такая информация появилась только с системой «Ритуал». Депутат считает, что ее скрывали намеренно. К тому же опубликованная заранее разметка кладбищенского квартала также помогла бы избежать таких проблем в будущем. Говоря о коррупционной ситуации в целом, он отмечает, что «зарабатывают отдельно взятые люди, которые работают в этой сфере».

Спорным вопросом в ритуальной сфере являются услуги, которые оказывает муниципальное учреждение. МКУ «Ритуальные услуги» обязано предоставить гарантированный перечень услуг, который обеспечен постановлением № 525 мэрии Новосибирска. Туда входят копка могилы, изготовление типового гроба, простого креста, обычных покрывал и подушечки, доставка катафалком до кладбища без сопровождения.

Вместе с тем на сайте МКУ «Ритуальные услуги» есть прейскурант. Туда, помимо всего прочего, также входят все услуги, которые есть в гарантированном перечне. Сергей Авдюнин объясняет это тем, что услуги из прейскуранта «выполняются с повышенным качеством».

Неизвестно, насколько отличается качество могилы, предоставленной по постановлению № 525, от могилы, выкопанной по прейскуранту за 20 тысяч рублей, поскольку параметры могилы в прейскуранте не указаны, а в постановлении указаны. Размер могилы: длина — до 2,3 м, ширина — до 1,0 м, глубина — 1,5 м.

Также депутаты утверждают, что копкой могилы может заниматься любой желающий, но это этот тезис парирует Сергей Авдюнин. «Этот функционал на нас, но он взят не из головы, а продиктован санитарными нормами и правилами. Для копки могил должен применяться специальный инструмент, он не может выноситься с кладбища, и после каждой могилы должен обрабатываться. «Инструмент после проведения работ, связанных с захоронением и перезахоронением трупов и останков, подлежит обеззараживанию и не должен выноситься за пределы кладбища», — цитирует директор МКУ нормы СанПин.

В заключение стоит отметить, что похоронный бизнес будет оставаться рентабельным всегда. При этом ритуальное сопровождение варьируется — оно может быть как абсолютно бесплатным (по постановлению № 525), так и обходиться во много тысяч в случае специальных ритуальных агентств. Сможет ли система «Ритуал» упростить поиск умерших родственников и предотвратить коррупцию на местах, можно будет судить по меньшей мере через год после ее внедрения.

«КС» будет следить за развитием ситуации.

Редакция «КС» открыта для ваших новостей. Присылайте свои сообщения в любое время на почту news@ksonline.ru или через нашу группу в социальной сети «ВКонтакте».
Подписывайтесь на канал «Континент Сибирь» в Telegram, чтобы первыми узнавать о ключевых событиях в деловых и властных кругах региона.
Нашли ошибку в тексте? Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ