Как ускорить взыскание долгов по задолженностям в компании?

В реалиях современного мира каждый предприниматель сталкивается с ситуациями, когда контрагенты не исполняют обязательства по договорам — возникает задолженность. В крупных компаниях, как правило, существуют целые отделы, которые занимаются контролем и взысканием образовавшейся задолженности. В небольших же компаниях урегулирование вопроса по погашению долга контрагентом чаще ложится на плечи руководителя или рядового менеджера. Как решать этот вопрос и какие советы можно дать в этом отношении, исходя из нашего опыта, — в авторской колонке.

 Обычно ни руководителю, ни менеджеру заниматься взысканием долгов не хочется по нескольким причинам. Во-первых, на это нет времени (много работы). Во-вторых, нет желания это делать, поскольку вопрос по погашению долга достаточно щепетильный. В-третьих, нет понимания, что и как делать.

В связи с этим решение рассматриваемого вопроса в компании откладывается на неопределенный период времени.

Один их основных советов, который можно дать предпринимателю в целях профилактики возникновения долгов по договорам, — это, конечно, проявление должной осмотрительности. Практика уже доказала, что проверка контрагента до заключения договора снимает множество вопросов в будущем, но это практически не помогает решить вопрос, если задолженность уже возникла, даже если на момент заключения договора контрагент был идеальный.

Основный вывод, который можно сделать, изучая практику взыскания задолженности и реального получения денег, — это то, что в большинстве случаев мы очень долго ждем, прежде чем начать законную процедуру взыскания, и верим пустым обещаниям о возврате средств. Ожидание возврата денег может доходить до нескольких лет, после столь длительного периода, конечно, взыскать деньги практически невозможно. Главное правило, которое необходимо запомнить в вопросах взыскания долгов: время — это деньги. Не стоит ждать пустых обещаний по оплате долга.

Каждый из предпринимателей — в первую очередь человек, который защищает свои интересы и интересы своей компании. В нашей практике были случаи, когда в компании даже не пытались выяснить, в связи с чем возник долг у их контрагента и когда он намерен его оплатить. Долго просто пускали на самотек и вспоминали о нем уже спустя длительное время.

Поэтому по нашему опыту первое, что необходимо сделать при возникновении задолженности, — это все-таки связаться с контрагентом и попытаться выяснить, что произошло, почему не поступили средства. Такие действия необходимо провести в первую неделю с момента возникновения долга. Возможно, выяснится, что это всего лишь заминка в банке, не более. Но это нужно проконтролировать, чтоб сам контрагент не забыл о долге и выплатил его.

Второе: если контрагент обещает вот-вот заплатить, можно, конечно, и подождать, однако в такой ситуации нужно определить для себя максимальные сроки ожидания — оно не должно перерасти в месяцы и годы. Максимальное ожидание — до двух месяцев с момента начала просрочки, после этого необходимо направлять претензию в адрес должника с требованием вернуть долг.

Третье: после направления претензии также следует продолжить и устные переговоры с должником. Из практики следует, что до того момента, пока не получено претензионное письмо, действия взыскателя должником воспринимаются так: «Претензию же не пишет, значит, в суд не собирается подавать, значит, еще подождет с оплатой долга». Часть долгов погашается именно после направления претензии. Если договором у вас не предусмотрен срок для ответа на претензию, то по истечении 30 дней с момента направления претензии следует подавать иск в суд.

Четвертое: многие представители бизнеса переживают по поводу судебного разбирательства. Кто-то не подает иск в суд, поскольку не желает портить личные отношения с должником, и после направления претензии также проходит год, а то и два до момента направления иска. Необходимо понимать, что суд — это не последняя и не такая пугающая инстанция, как многим кажется. Если возникает необходимость, любой судебный процесс можно закончить мировым соглашением, таким образом, сохранив личные отношения и получив долг. После судебного разбирательства в суде необходимо получить исполнительный лист — именно он является основанием для получения денежных средств. Как и со всем остальным, с предъявлением исполнительного листа ко взысканию не стоит тянуть, как только получили — передавайте его приставам для скорейшего получения долга.

Для наиболее эффективного взыскания задолженности указанные выше пункты можно прописать в положение или регламент с обязательным указанием конкретных действий и сроков, с обязательным ознакомлением ответственных сотрудников с данным регламентом и контролем его соблюдения. Это значительно ускорит процесс получения долгов с контрагентов и не будет занимать личное время.

Редакция «КС» открыта для ваших новостей. Присылайте свои сообщения в любое время на почту news@ksonline.ru или через нашу группу в социальной сети «ВКонтакте».
Подписывайтесь на канал «Континент Сибирь» в Telegram, чтобы первыми узнавать о ключевых событиях в деловых и властных кругах региона.
Нашли ошибку в тексте? Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ