У Новосибирска нет лица? Город не видно из-за припаркованных машин?

Советник мэра Новосибирска АЛЕКСАНДР ЛОЖКИН и депутат совета депутатов Новосибирска МИХАИЛ АНСИМОВ

Проблематика современного облика Новосибирска и градостроительной политики набирает актуальность. Вопрос о том, что требуется от властей и застройщиков, вызывает живой интерес и остается открытым. В интервью «КС» советник мэра Новосибирска АЛЕКСАНДР ЛОЖКИН и депутат совета депутатов Новосибирска МИХАИЛ АНСИМОВ обсудили, на что сегодня похож Новосибирск, как следует организовать общественные, внутридомовые и парковочные пространства, и что уже делается властями и строительными компаниями для решения вопроса.

— Как на сегодня можно охарактеризовать современный облик Новосибирска? С чем, на ваш взгляд, его можно сравнить? На что он похож?

Михаил Ансимов: — Новосибирск за время существования имел несколько сценариев развития — главный транспортный узел, научный центр, образовательный кластер. Сегодня мы видим, что экономика современного города может развиваться за счет среднего и малого бизнеса. И Новосибирск успешно демонстрирует эту предпринимательскую активность. Город обладает достаточно развитыми кадрами. Градостроительная концепция должна создавать среду, в которой происходит развитие соответствующих моделей общения.

Депутат совета депутатов Новосибирска МИХАИЛ АНСИМОВ
Депутат совета депутатов Новосибирска МИХАИЛ АНСИМОВ

Новосибирск может развиваться по пути современного европейского города. Ключевым становится свобода передвижения, наличие объединенных общественных и торгово-деловых пространств и комфортное городское жилье, которое органично вписывается в окружающую среду и не отгорожено заборами. В настоящее время все эти элементы живут сами по себе. Транспортная система эволюционирует, решая вопросы пробок. Общественные пространства рассматриваются больше как места для отдыха, меньше, как среда для встречи жителей с бизнесом. Поэтому сегодня Новосибирск больше похож на набор элементов, которые как-то объединены периметром. Единого цельного пазла не возникает.

Александр Ложкин: — Облик эклектичный. С одной стороны, с его можно сравнить практически со всеми советскими городами, потому что Новосибирск имеет те же самые проблемы, и развивался он так же, как большинство наших крупных областных центров.

Советник мэра Новосибирска АЛЕКСАНДР ЛОЖКИН
Советник мэра Новосибирска АЛЕКСАНДР ЛОЖКИН

Развивался Новосибирск в разы быстрее, чем другие города: в 1917-ом году был практически «стотысячником», в 60-ых стал «миллионником», за пятьдесят лет — десятикратный рост города. Это, конечно, своеобразный рекорд, но такой характер развития наложил серьезный отпечаток на внешний облик Новосибирска, так как моральное устаревание зданий, в результате, шло более быстрыми темпами, чем физическое.

Эпохи менялись быстро. Вот купеческая эклектика, а через десять лет — совсем другой масштаб и строгие формы конструктивизма. Ещё через десять лет, в тридцатых годах эти купеческие дома на Красном проспекте надстраивали до пяти этажей — они уже не соответствовали парадному столичному облику, который хотели сформировать архитекторы и власти. Но сформировать не успели, пришла следующая эпоха — хрущёвского рационализма. В центре соседствуют здания, которые в гармонично развивавшемся городе соседствовать не могли бы, но наш рос слишком быстро.  В нём до сих пор стоят деревянные дома, которые были построены ещё в Ново-Николаевске, и они в хорошей физической форме. Только что реставрировали дом инженера Будагова, один из первых в городе – за исключением нескольких венцов, сруб в отличном состоянии, бревна желтые, свежие.

Каждый новый дом строится как в чистом поле, игнорируя предшественников, глядя на них, как на что-то устаревшее. А город ведь не возникает единовременно, и мало кто из проектировщиков это понимает. Развитие города — процесс постепенный, процесс «воспитания», и успешен тот градостроительный проект, который учитывает эти особенности.

В периферийных районах другая беда. При их строительстве господствовал  (и продолжает господствовать) технократический подход — нам главное обеспечить квадратные метры, а как в них будет существовать человек, будет ли ему комфортно, сможет ли он купить себе необходимое и отдохнуть — это дело десятое. В итоге сегодня в таких районах намешана серая панель с пластиковым разноцветьем торговых павильонов — и это вряд ли та среда, которая достойна человека.

— Как на ваш взгляд следует организовать общественные, внутридомовые и парковочные пространства?

Михаил Ансимов: — Проектируя дворы, необходимо задумываться, как они будут жить круглые сутки. Опытный архитектор смотрит глазами других людей, отвечает на вопрос «Как  пространство удовлетворяет потребности всех групп жителей в течение всего дня». Дворы — это не детская площадка. Нужно смотреть шире. С одной стороны, это места для отдыха и развития, спорта, детских развлечений, прогулок, встреч с друзьями. С другой стороны, понятие пространства для жизни включает в себя и магазины в твоем доме, и спортивный клуб, и булочные с кофейнями. Человеку должно быть удобно. Ему не всегда нужно брать машину и куда-то ехать. Все должно находиться рядом.

Двор без машин в микрорайоне «Европейский Берег»
Пример дворов без машин в микрорайоне «Европейский Берег»

Аналогично и с парковыми пространствами. Современная проблема транспорта и дефицит времени современного человека делает его логистику и алгоритмику пребывания в городском пространстве иной, чем это было 20-30 лет назад. Ритм современного мегаполиса и интернетизация быта изменяет привычки горожан. Если посещение парка становится для жителя событием, оно не удобно, оно однобоко, оно оторвано от его деловой активности, то оно не станет популярным. Горожане гораздо охотнее будут гулять в парке, если он рядом с магазинами, школой, местом работы.

Александр Ложкин: — Все должно быть максимально гармонично. Советская градостроительная эпоха наложила свой отпечаток,  гуманитарная составляющая проектов была невелика. Общественные пространства строились не для встреч или отдыха, а для проведения парадов и митингов. В Новосибирске ощущается дефицит благоустроенных и комфортных общественных пространств. Более того, долгое время благоустройство было вторичным по отношению к архитектуре и градостроительству, и не уделяли внимание важным мелочам: как организовать пешеходные потоки, какие поставить скамейки и фонари, где разместить площадки для выгула собак, как должен подходить тротуар к газону и так далее.

Сегодня московские коллеги внимательно изучают западный опыт, что там наработано. Всё должно быть сомасштабно, удобно, ориентировано на жителей города в целом, либо на жителей конкретной территории, с учетом их интересов и потребностей. Должны проводиться исследования целевой аудитории, разрабатываться концепция благоустройства .

Мы еще в 2016 году провели большое исследование, обследовав и составив паспорта развития для 32 основных городских зелёных территорий. В ходе изучения мы поняли, кто потенциальная аудитория парков и скверов общегородского значения, кто туда может прийти, какие ограничения природного характера есть в каждой из них. В прошлом году была проведена паспортизация  почти всех парков и скверов (их более 200). Теперь легче приступать к их благоустройству — как в рамках масштабной федеральной программы, так и включая инструменты муниципально-частного партнерства.

Что касается дворов – это частная территория, коллективное пространство жителей и собственников дома. Безусловно, именно они решают, как им дальше жить. Проблема в том, что люди зачастую не знают, каким должен быть двор. Всем нужны автопарковки, и в результате двор превращают в стоянку. Сегодня есть примеры других подходов – дворы без машин для максимального удобства жителей, и это правильно. Двор должен быть безопасен, закрыт, без транспорта и посторонних людей. Он должен быть таким, чтобы можно было спокойно выпустить ребенка на улицу, без опасений. И такие дворы сегодня существуют.

В квартале «На Декабристов» двор закрыт, он находится внутри и окружен стенами дома
В квартале «На Декабристов» двор закрыт, он находится внутри и окружен стенами дома

— Опыт каких городов России или других стран может быть полезен в этом отношении?

Михаил Ансимов: — Можно сколь угодно приводить в пример европейские парки или общественные пространства других городов, но ключевое не это. Нужно понимать социокультурную ценность нашего города. Чем живет горожанин? Какими тропами он ходит? Где его любимые места? Какую форму досуга он хочет? Только в диалоге со своим внутренним потребителем возможно создать настоящее место, которое будет любимо. Удовлетворенность горожан кроется не в количестве парков и прогулочных зон, а в том, насколько это вписывается в контекст его желаний и бытовой жизни.

Удовлетворенность горожан кроется не в количестве парков и прогулочных зон, а в том, насколько это вписывается в контекст его желаний и бытовой жизни.

Александр Ложкин: Западный опыт сегодня очень востребован. Можно отметить Голландию, Данию, Германию — страны, где сегодня есть примеры качественных микрорайонов, территорий. К сожалению, действующие нормы и правил, стимулируют застройщиков воспроизводить градостроительную модель советского микрорайона, которую внедрили в нашей стране более 50 лет назад. Сейчас в рамках федерального проекта ведется разработка стандартов городской среды для России, которые призваны задать новые параметры застройки, сомасштабной человеку. И в России, и в мире сегодня наметились тенденции перехода к малоэтажной и среднеэтажной квартальной застройке, гораздо более комфортной для жителей. Это возврат к утраченным ценностям, и новые стандарты призваны стимулировать застройщиков уходить от многоэтажных башен.

— В каком направлении, по вашему мнению, сейчас следует направлять градостроительную политику?

Михаил Ансимов: — Градостроительная политика должна служить созданию привлекательной городской среды. Одним из центров внимания сегодня становится реновация, которая в контексте разговоров о лице Новосибирска приобретает все большую важность.

В центральной части Новосибирска уже есть сложившаяся инфраструктура, зеленые зоны, привлекательная городская жизнь. Развитие застроенных территорий позволит по-новому на все это посмотреть. Создать новый центр притяжения на старом месте. Решить вопрос с ветхим, аварийным жильем и старыми промышленными зонами. Преобразовать не обустроенные природные пространства и частный сектор. Нужно посмотреть на город по-новому, как на единое пространство.

Нужно посмотреть на город по-новому, как на единое пространство.

Если реновация станет частью градостроительной политики, то следующий важный вопрос — это создание условий привлечения инвестиций для ее реализации.

Александр Ложкин: — У нас намечается большая работа по актуализации генерального плана. В рамках этой работы должна быть скорректирована стратегия развития пространства нашего города. На мой взгляд, в ней должно быть обращено приоритетное внимание на три  важные вещи.

Первая – мы должны заниматься развитием уже застроенных территорий. Главным образом  на те, где есть ветхое и аварийное жилье, стоят бараки. В XXI веке это недопустимо, такие здания надо расселять, а эти территории необходимо осваивать. Вторая – огромные массивы частного сектора в центральной зоне города, это большой потенциал для развития. Третья — промышленные территории, сегодня используемы неэффективно.

Квартал «Дунаевский» проект реновации в Калининском районе
Квартал «Дунаевский» проект реновации в Калининском районе. Застройщик сменил функцию территории. Эта была заброшенная заросшая территория бывшего тепличного хозяйства

До последнего времени в Новосибирске предпочитали осваивать свободные территории на периферии. Этот тренд закреплён в действующем генеральном плане, но именно из-за этого в Новосибирске серьезно обострились транспортные проблемы. Вы же понимаете, если мы строим спальные микрорайоны на окраинах, сложно ожидать, что дороги разгрузятся. Люди одновременно едут на окраину ночевать вечером, а утром им всем одновременно надо выезжать на работу. Нужно минимизировать такие перемещения людей по городу, а следовательно, осваивать неэффективно используемые центральные и срединные зоны – там, где у нас есть резервы для строительства. Люди должны жить на минимальном расстоянии от своей работы, в идеале – ходить на неё пешком.

Что требуется от властей и от застройщиков? Что уже делается властями и строительными компаниями? Приведите примеры.

Михаил Ансимов: — Застройщики,  жители и городская власть должны иметь единое видение развития города. Сегодня мэрия одной из главных задач на 2018 год ставит актуализацию генерального плана города. Все это является частью реализации основной цели — создание комфортной городской среды.

Город не видно из-за припаркованных машин
Город не видно из-за припаркованных машин

В свою очередь строительные компании должны усиливать городскую власть профессиональными компетенциями в сфере жилого строительства и уметь совместно взаимодействовать на сложных участках. Решать вопросы реновации,  расселения. Видеть не фрагмент, а пространство целиком.

Сегодня вектор на изменение строительной отрасли задан на федеральном уровне. ДОМ.РФ (АИЖК) и КБ «Стрелка» запущена программа, целью которой является создание условий для системного повышения качества и комфорта городской среды на всей территории страны. Разрабатываются новые стандарты городского жилья, которые в последующем станут нормативами для всех застройщиков.

Новосибирск также реализует программу «Формирование комфортной городской среды». Выбираются места, которые в последствии станут настоящими точками притяжения для горожан. Реализация реновации территорий добавит скорости преображению города.

Александр Ложкин: — Должна быть артикулирована внятная градостроительная политика, это задача в частности скорректированного генплана.

Несколько лет назад мы начали серьезную работу по корректировке градостроительных регламентов Правил землепользования и застройки. Обычно, когда возникает неуместный в градостроительной ситуации проект, люди критикуют мэра или главного архитектора города. Однако ни у мэра, ни у главного архитектора по закону сейчас нет полномочий согласовывать проекты. Но я принимаю их упрёки, потому что город не установил правила игры, которые не позволяли бы создавать неуместные проекты. Мы все помним, как столкнулись с этим на Богданке, и сталкиваемся, пусть в меньших масштабах, в разных местах. Люди спокойно живут в своем микрорайоне, и вдруг у них во дворе начинают строить 27-этажку. Оказывается, правила написаны так, что застройщик может поставить свое здание в этом месте, и никто — ни главный архитектор, ни мэр, ни суд не может помешать этому. Правила надо менять, и с 2015 года мы начали этим заниматься — был принят целый ряд изменений в регламенте, который делает «точечную застройку» невозможной.

Если говорить о том, что уже введено – увеличен минимальный размер участка, на котором можно построить многоэтажное здание, и высота строящегося здания увязана с размером участка. Если он небольшой, вы можете построить дом до 8 этажей, на участке побольше – более высокое здание. Например, владельцы бывшего катка «Динамо» на ул. Коммунистической хотели построить высотное здание на его месте, однако новые правила не позволили ставить более восьми этажей без публичных слушаний. Владельцам пришлось спросить соседей, не возражают ли они. Они обратились, соседи возразили.

Не секрет, что многие застройщики баловались строительством так называемых «муравейников» — огромных 1000-квартирных домов. Такие проекты создавали перенаселение на самой территории, и очень серьезную инфраструктурную нагрузку на школы, детские сады, поликлиники. Сегодня мы ограничиваем число квартир, которые может создать застройщик на своем земельном участке.

Введен коэффициент, ограничивающий плотность застройки (сколько кв.м. можно построить на земельном участке). Число парковочных машиномест во дворе чётко увязано с площадями строящихся квартир, а раньше этим показателем можно было манипулировать.  Всё это позволяет нам гармонизировать развитие города. Конечно, пока ещё продолжают действовать разрешения на строительство, выданные по старым правилам, да и того, что сделано недостаточно, работа по совершенствованию правил будет продолжена.

Город у нас большой и разнообразный. Два года назад мы начали работу по дифференциации предельных параметров застройки, начав с окраин и срединной зоны в зависимости от обеспеченности территорий социальной и транспортной инфраструктурой – смотрели, как там обстоят дела с дорогами, школами, поликлиниками, детскими садами, общественным транспортом — и устанавливая в зависимости от этого возможные показатели застройки.  Сейчас предстоит большая работа по дифференциации параметров для центра города.

В центре города количество факторов, влияющих на параметры строительства гораздо больше – это и морфология застройки, и наличие объектов культурного наследия, и число постоянного населения и работающих, и характер использования территории, её активность. Работа здесь намного сложнее.

Здесь проблема в том, что действующий генплан исходил из чрезвычайно оптимистичных прогнозов, и предполагал, что к 2030 году в Новосибирске магистральная уличная дорожная сеть увеличится в несколько раз. То есть, если сегодня это 200 километров магистральной уличной дорожной сети, то предполагалось, что будет порядка 900 км.

Судя по тем темпам, которыми мы развиваемся сегодня — это невозможно, тогда мы должны тратить только на строительство дорог средства, сопоставимые с объёмом городского бюджета. Задача номер один для нас — развитие общественного транспорта, где ключевую роль играет метро.        Нужно достроить метрополитен до оптимальной конфигурации, это строительство второго метродепо, две станции на Дзержинской ветке и две станции на Ленинской ветке (в сторону площади Станиславского и ул. Троллейной). Это позволит иметь оптимальную численность подвижного состава на обеих ветках, и в случае с левым берегом — соединить метрополитен с очень эффективной трамвайной сетью в западной части левобережья. Генплан у нас предполагал более 40 станций метрополитена, и это очень оптимистичные прогнозы; строительство четырех станций более реально. Но сегодня мы можем строить только при поддержке области и федерального центра. Город сейчас не имеет возможностей для развития, треть бюджета – это субсидии вышестоящих уровней.

Следующий этап — строительство скоростного или ускоренного транспорта: трамвай, автобус, троллейбус. Такая сеть скоростного транспорта необходима для максимально быстрой доставки жителей отдаленных районов к метрополитену. Это более реально, чем то, что было заложено в генеральном плане, и если мы это сделаем – мы действительно сможем серьезно облегчить транспортные проблемы в Новосибирске. Автомобили будут уходить с улиц, когда появится более быстрый и удобный общественный транспорт.

Задача, которая также касается строительства и реконструкции дорожной сети — пересмотр предлагаемой улично-дорожной сети и снижение категорийности улиц. Даже сегодня ул. Колонды заложена в генеральном плане как улица первой категории, в реальности она идет по третьей. Сегодня построить магистраль непрерывного движения – это космическая цена. Поэтому нужно пересматривать сеть улиц, и понижать их категорийность в генеральном плане.

ООО «Сибакадемстрой»
Декларация Европейского берега — http://www.sastroy.com/

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ