Шесть трендов телекоммуникационного рынка Сибири

«Баланс сил» между федеральными и местными провайдерами в Новосибирске оказался нарушен, когда «Новотелеком», крупнейший локальный игрок, перебрался на другую чашу весов. Какие еще перемены принес сибирскому телеком-рынку 2017 год? «КС» постарался выделить главные тренды ушедшего года и оценить, к чему они приведут в 2018 году.

  1. Цены достигли дна и теперь готовы от него оттолкнуться

Ценовая гонка пришла к своему финишу еще в 2016 году, когда приток новых пользователей уже не мог компенсировать снижение ARPU (среднего дохода с абонента) — насыщение рынка широкополосного доступа в Интернет (ШПД) приближалось к 100%. Этот показатель нужно было как-то увеличивать, и провайдеры, не желая прямо повышать цены, стали делать все больший акцент на дополнительных услугах. Их стоимость и наполнение постоянно менялись, что позволяло поддерживать стабильный прирост ARPU на уровне 8–9% (по данным аналитиков), но цены на основные услуги провайдеры старались держать на прежнем уровне, чтобы не допустить оттока абонентов. И все же в какой-то момент этого стало недостаточно. «В 2017 году операторы сохранили тенденцию «незаметного» увеличения стоимости доступа в Интернет, — комментирует ситуацию исполнительный директор группы компаний «Онлайн Сити» Валерий Остриков. — До сих пор абоненты помнят единственный тариф «Сибирских Сетей» — 100 Мбит/с за 300 рублей в месяц. Сейчас этот тариф стоит 750 рублей в месяц, и выбор тарифов значительно расширился». Некоторые федеральные провайдеры также постепенно «сдвигают» ценовые рамки вправо, либо добавляя к бюджетным тарифам неотключаемые дополнительные услуги, либо просто закрывая их. Ключевым моментом обещает стать начало апреля, когда многие тарифные линейки могут измениться. В некоторых регионах России это уже анонсировано. Возможно, изменения будут косвенными (например, увеличится стоимость аренды роутеров, ТВ-приставок) или часть бюджетных тарифов закроется.

  1. На рынке уже нет единогласного лидерства одного игрока

Подводя итоги года на рынке сибирского телекома, исследовательское агентство TMT Consulting отметило значительный прирост доли «ЭР-Телекома», работающего под брендом «Дом.ru». Доля оператора по 12 регионам СФО выросла в полтора раза, с 10% до 15%, таким образом, он вышел на второе место после «Ростелекома» с его 33%, опередив ТТК (который тоже показал положительную динамику, увеличив свою долю с 12% до 13%). Главной причиной взрывного роста доли оператора аналитики TMT назвали массовую скупку «ЭР-Телекомом» местных провайдеров, которая, по их мнению, будет продолжаться и дальше. Впрочем, по мнению руководителя службы управления брендом «Новотелекома» Дмитрия Мишина, громких M&A сделок и, как следствие, радикальных изменений в топ-5 в ближайшее время ожидать не стоит.

«В сентябре 2017 года ФАС России удовлетворила ходатайства АО «ЭР-Телеком Холдинг» о приобретении трех томских операторов: Томской телекоммуникационной компании, «Томтела» и «Городских интернет сетей». С учетом завершения сделки «ЭР-Телеком», по нашим оценкам, сможет занять в области первое место по числу интернет-абонентов, которое сейчас принадлежит «Ростелекому», — прогнозирует аналитик TMT Consulting Елена Фролова.

Томская область — не единственный регион, где, по данным TMT, «Ростелеком» вынужден был уступить пальму первенства. В их число попали также Омск и Новосибирск. Причем в последнем случае доля «ЭР-Телекома» в конце 2017 года (32%), по мнению аналитиков, оказалась даже выше, чем годом ранее у них же в сумме с приобретенным в феврале 2017 года «Новотелекомом», крупнейшим местным провайдером (8% и 19%).

«Если говорить о ситуации в целом, то, конечно, стоит отметить усиление позиций некоторых телеком-операторов за счет M&A сделок, — дает свою оценку директор макрорегиона «Западная Сибирь» компании ТТК Алексей Ноздрин. — Также продолжается ротация абонентов, выбирающих качество услуг, привлекательные предложения и интересные тарифные планы, развитые передовые технологии. Большим спросом стали пользоваться дополнительные ТВ-услуги: подписки на онлайн-кинотеатры, возможность смотреть ТВ на многих устройствах, отложенный просмотр и прочее. Как следствие, наблюдается миграция клиентов кабельного телевидения на мультисервисное ТВ».

Сам «ЭР-Телеком» оценивает свою долю в Новосибирской области даже выше — в 40%, если при этом учитывать не только Интернет, но и платное ТВ. В целом по России оператор оценивает свою долю в 11% на рынке ШПД и 12% на рынке платного ТВ.

  1. Томск, Кемерово и Кызыл — здесь первую скрипку играют локальные игроки

Несмотря на то что противостояние между федеральными и местными игроками все больше склоняется на сторону первых, в Сибири еще остались регионы, где значительную роль играют местные операторы. А в одном случае — и лидирующую. Крупнейшим провайдером в Республике Тыва является «Тывасвязьинформ», для которой основной услугой по-прежнему является проводная телефония: по данным самой компании, на сегодня они обслуживают 33 тысячи абонентов телефонии и меньше 5 тысяч интернет-пользователей. Второе место в республике занимает «Ростелеком».

Значительную роль играют местные игроки и в Кемеровской области. Наряду с «Ростелекомом» и ТТК в тройку лидеров входит компания «Е-Лайт Телеком», которая работает под торговой маркой GoodLine. Но долго ли она удержит позиции — это отдельный вопрос. По мнению Валерия Острикова, GoodLine может стать следующей «вкусной» покупкой федералов — и это совсем не обязательно будет «ЭР-Телеком», в ближайшее время к поглощению местных провайдеров и их абонентских баз могут подключиться также «Ростелеком» и ТТК. Рассматривает варианты M&A и компания МТС.

Новосибирск, ранее поддерживавший баланс между местными и федеральными игроками, сейчас склонился на сторону последних — после того как туда перешел «Новотелеком». Тем не менее в числе крупных локальных провайдеров можно выделить «Сибирские Сети», которые, по разным оценкам, занимают третье или четвертое место по региону, а также сильных B2B-игроков, которые тоже могут стать лакомым куском для крупных хищников. «Я считаю, что локальным провайдерам осталось 2–3 года. Как только начнет работать «закон Яровой», многим местным игрокам станет трудно существовать», — констатирует Валерий Остриков.

В Омской области третью позицию занимает компания «Омские кабельные сети», уступающая только «ЭР-Телекому» и «Ростелекому». И еще можно выделить такой город, как Северск, — местный провайдер «Альянс-Телеком», образованный путем слияния нескольких сетей, обладает, по их собственным сведениям, крупнейшей в городе кабельной сетью. Есть еще Красноярск, там сильных местных провайдеров сразу несколько, но они конкурируют не столько с федералами, сколько между собой.

В остальном укрупнение участников рынка продолжается, и местных крупных игроков становится все меньше. «Локальным игрокам все труднее становится конкурировать с федеральными операторами — здесь сказываются как несоизмеримые затраты на маркетинг, так и рост цен на оборудование. Проникновение широкополосного доступа в Интернет высокое, сетями от нескольких провайдеров, как правило, охвачены все многоквартирные дома, и борьба идет за переманивание абонентов от конкурентов. Локальные операторы делают ставку на качество обслуживания и предоставления услуг, что позволяет им во многих случаях удерживать абонентскую базу», — резюмирует Елена Фролова.

  1. В B2B-рынок двигают вперед облака и VPN

Корпоративный рынок услуг связи тоже миновал этап ценовых войн, конкуренты стараются привлекать аудиторию не демпингом, а услугами. «В связи с ростом объемов передаваемых данных и типа трафика клиенты все более требовательны к скорости передачи информации и классу обслуживания или приоритезации трафика в канале по запросу клиента, — комменитрует пресс-служба «Дом.ru Бизнес». — Самый популярный продукт в этом сегменте — VPN, или виртуальная частная сеть».

Продолжает расти доля «облачных» сервисов и дополнительных услуг. Так, «Дом.ru Бизнес» фиксирует отказ заказчиков от покупки собственного оборудования в пользу «облачных» решений. «Мы отмечаем стабильно растущий спрос на «облачные» услуги, в частности, на «облачную» телефонию и интеллектуальные решения в области видеонаблюдения, а также офисные программы в «облаке», которые помогают оптимизировать бизнес-процессы и сокращать затраты. Минимизация издержек на создание и эксплуатацию инфраструктуры, защищенный доступ к данным из любой точки мира, возможность контролировать все процессы на расстоянии. Например, три года назад клиентам «облачной» АТС было достаточно многоканального номера, распределения вызов и голосового меню. Сейчас важны интеграция с CRM, аналитика телефонных продаж и т. п. Видеонаблюдение давно вышло за пределы охранных функций и активно применяется для анализа событий при принятии управленческих решений», — пояснили в компании.

Эксперты отметили также возвращение на первый план таких услуг, как номера 8-800, в том числе и для малого бизнеса. Дискаунтеров в этом сегменте немного, но иногда они все же появляются.

  1. Люди готовы платить за контент

По мнению генерального директора информационно-аналитического агентства TelecomDaily Дениса Кускова, главным локомотивом роста телекома являются ОТТ-сервисы. «Они растут год от года и в 2017 году выросли в том числе и в Сибири на 30%. Люди готовы платить за хороший контент», — поясняет собеседник «КС». OTT — самый наглядный, но не единственный пример того, что российские абоненты научились платить за просматриваемый контент и готовы это делать.

Алексей Ноздрин наглядно продемонстрировал динамику роста интересов к телевизионным сервисам среди абонентов. «В 2017 году в Сибири больше половины абонентов платного ТВ от ТТК выбрали именно цифровое телевидение, в то время как по итогам 2016 года доля составляла 28%. Если говорить о I квартале этого года, то цифровое ТВ уже выбирают более 66%», — отмечает Алексей Ноздрин. Таким образом, платное ТВ для провайдеров и в этом году может стать локомотивом для продвижения. Его популярность будет расти, несмотря на то что «вкусные» бесплатные каналы будут постепенно переходить в платные пакеты, — этот тренд наметился уже достаточно давно.

  1. На новые территории идут только федералы

В малых городах и поселениях, где свои собственные провайдеры не появились в «тучные» годы развития Интернета, они вряд ли появятся сейчас. По мнению аналитиков, в малые населенные пункты, где рентабельность достаточно низкая, а окупаемость очень долгая, будут идти только федералы-«магистральники»: «Ростелеком», участвующий в государственной программе по устранению цифрового неравенства, и ТТК, работающий там, где проходят магистрали «РЖД». Региональным операторам намного труднее подключить отдаленные и малочисленные города и поселки — даже отсутствие конкуренции не компенсирует больших инвестиционных затрат. Поэтому заход оператора связи в такие поселения обычно проходит в формате государственно-частного партнерства, где государство, например, обеспечивает инфраструктуру, а оператор — оборудование для оказания услуг связи.

 

Редакция «КС» открыта для ваших новостей. Присылайте свои сообщения в любое время на почту news@ksonline.ru или через нашу группу в социальной сети «ВКонтакте».
Подписывайтесь на канал «Континент Сибирь» в Telegram, чтобы первыми узнавать о ключевых событиях в деловых и властных кругах региона.
Нашли ошибку в тексте? Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ