Платье-сфера и культовые ножницы на выставке финского дизайна

Торжественное открытие выставки «100 лет финского дизайна» состоялось в Белой галерее новосибирского центра культуры и отдыха «Победа» 27 марта. Одну из крупнейших из когда-либо организованных в России экспозиций, посвященных ведущей школе мирового дизайна, публике представил посол Финляндии в России Микко Хаутала. «КС» побывал на открытии.

Финляндию можно считать одной из ведущих стран на карте мирового дизайна. Отсчет ведется с работ классика Алвара Аалто, а в 1951 году творения финнов произвели фурор на Миланской Триеннале. И хотя золотым веком финского дизайна принято считать 1960–70-е годы, он и сегодня сохраняет лидирующие позиции. На выставке в Белой галерее организаторы представили 32 объекта, каждый из которых можно назвать шедевром. Среди экспонатов, привлекающих особенное внимание, — легендарное ожерелье «Астероидные долины» Бьорна Векстрема, украшавшее шею принцессы Леи в фильме «Звездные войны».

Однако большинство предметов носит утилитарный характер: кастрюли и кресла, светильники и интерьерный текстиль, одна из первых моделей NOKIA. Превратить прозу жизни в классику мирового дизайна не так-то просто, но финнам это удалось. Вещи, представленные на выставке, проделали невероятно долгий путь от первоначальной идеи к пользователю. Тщательность разработки принесла им коммерческий успех и превратила в классику.

Торжественное открытие выставки стало заметным культурным и светским событием, в Белой галерее собрались официальные лица, представители дипломатического корпуса, профессиональное сообщество, интеллектуальная элита города. «Это первая в своем роде попытка сделать глубокий экскурс в настоящее и прошлое финского дизайна здесь, в Новосибирске. В конце прошлого года наша выставка открылась в московском Мультимедиа Арт-Музее и вызвала живой интерес, ежедневно ее посещали около тысячи зрителей», — отметил посол Финляндии в России Микко Хаутала. По его мнению, переоценить роль дизайна в становлении финского демократического государства невозможно, при этом особенно заметную роль в формировании национальной идентичности сыграл модернизм.

Посол Финляндии в России Микко Хаутала

К идеалу равноправного общества финны шли и путем проектирования однотипных квартир и потребительских товаров, заодно повышая качество жизни малообеспеченных слоев населения. Многие предметы дизайна стали классическими, известными всем, причем не столько благодаря своему внешнему виду, сколько из-за удобства и простоты использования. «У каждого финна, в том числе и у меня, есть личные воспоминания, связанные с представленными здесь культовыми предметами. Думаю, почти в каждом нашем доме есть оранжевые садовые ножницы; многие из нас выросли в типовых домиках — бум строительства начался после окончания Второй мировой и продолжался до середины 60-х годов», — вспоминает посол. Сердечно поблагодарив организаторов выставки, он выразил надежду на дальнейшее плодотворное сотрудничество и напомнил собравшимся о том, что праздник финской культуры продолжится программой короткометражных фильмов.

Как оказалось, оранжевые оранжерейные ножницы когда-то были и у министра культуры Новосибирской области — детство Игоря Решетникова прошло в Петрозаводске, и финская одежда, обувь, книги и фильмы были для его семьи частью повседневной жизни. «Интересная, многогранная и яркая выставка демонстрирует, что каждая страна предлагает свой подход к дизайну. Мы должны учиться друг у друга», — подытожил министр.

Официальную часть завершила глава департамента культуры, спорта и молодежной политики мэрии Новосибирска Анна Терешкова. «Прекрасно, что выставка открылась в «Победе», здесь все проекты реализуют с высоким качеством. Мы очень рады, что господин посол лично присутствует на открытии. Думаю, наши страны во многом похожи: примерно одинаковый климат и менталитет, одинаковые люди, выросшие в снегу. Но у нас, выросших в снегу, горячие сердца, и это нас объединяет», — уверена Анна Терешкова. Выставка, позволяющая по достоинству оценить простую красоту и изящную функциональность финского дизайна, открыта для посещений до 22 апреля.

ПРЯМАЯ РЕЧЬ

Александр Ложкин, архитектор, советник мэра Новосибирска:

— Североевропейский дизайн — может быть, одно из самых интересных явлений XX века, потому что северные народы в силу традиций протестантской этики и специфики суровых природных условий склоны к рациональным, визуально скупым дизайнерским решениям. В этом лаконичном формообразовании они достигли, наверное, максимума. Мне это направление интересно еще и потому, что оно близко к конструктивизму, искусству авангарда, а Новосибирск мы знаем как город авангарда. Впрочем, сдержанная скандинавская эстетика находит широкий отклик — достаточно вспомнить хотя бы опыт ИКЕА. На выставке мы видим многие вещи, созданные еще в 20–30-е годы прошлого века, которые до сих пор выпускают в линейке известных мебельных фирм и компаний, производящих предметы дизайна. Данные объекты вошли в копилку мирового дизайна, оставаясь при этом функциональными и современными.

Редакция «КС» открыта для ваших новостей. Присылайте свои сообщения в любое время на почту news@ksonline.ru или через нашу группу в социальной сети «ВКонтакте».
Подписывайтесь на канал «Континент Сибирь» в Telegram, чтобы первыми узнавать о ключевых событиях в деловых и властных кругах региона.
Нашли ошибку в тексте? Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ