Эпоха бюджетных смартфонов подошла к концу, впереди эра фаблетов

Когда в России смартфонизация только раскручивалась, а «умные» устройства из аксессуаров для технарей и бизнесменов постепенно становились привычными спутниками всех и каждого, локомотивом этого процесса стали простые и доступные по цене гаджеты. Тем более что российскую экономику в тот момент начало лихорадить. Со временем люди, которые в то время купили свой первый смартфон, решили обзавестись чем-то более мощным, качественным, статусным — и тогда Alcatel и Digma стали пропускать вперед Apple, Samsung, Lenovo и другие A- и B-бренды, которые по своим возможностям приблизились к планшетным компьютерам. Смартфоны оставались одним из ключевых драйверов рынка электроники вплоть до 2017 года, который, по мнению аналитиков, можно считать переломным.

Когда аналитическая компания IDC подводила итоги 2017 года на рынке смартфонов, то обнаружила, что он впервые за последние десять лет показал спад: всего в мире в прошлом году было продано 1,46 млрд устройств, что на 0,5% меньше предыдущего года. Единственным вендором, который смог в 2017 году выйти в плюс после прошлогоднего спада, стал Apple, чьи продажи благодаря выходу iPhone 8, iPhone 8 Plus и iPhone Х выросли на 0,2%. Снижение штучных продаж устройств на базе ОС Android, которые на сегодня занимают 85,1% всех гаджетов (и эта доля после преодоления спада будет только расти), слегка компенсировал рост средней цены устройства.

Сильнее всего просели Китай (–5%), Европа, Ближний Восток и Африка (–3,5%). Околонулевую динамику показали США. Самыми перспективными, по мнению IDC, на сегодня остаются рынки, где многие покупатели только сейчас переходят от обычных гаджетов к «умным».

Ситуация в России

Если в Китае или Европе, где смартфонов на руках пользователей уже очень много, продажи падают, то российские цифровые ритейлеры по итогам года зафиксировали даже больший рост, чем в 2016 году. «2017 год стал рекордным для рынка смартфонов не только в Сибири в целом, но и в Новосибирске в частности, — констатирует управляющий Западно-Сибирским филиалом «Евросети» Вадим Зимин. — Так, за 2017 год новосибирцами было куплено 531 тысяча смартфонов, что на 15% превышает результаты 2016 года, на сумму 7,6 млрд рублей, что на 32% больше показателей предыдущего года».

Общее количество проданных в Сибири в 2017 году смартфонов «Евросеть» оценила в 4 миллиона устройств, что на 15% выше результатов продаж 2016 года. «В денежном выражении рынок прирос на 30% и составил 45,4 млрд рублей. С момента появления этих устройств на рынке Сибири это рекордные цифры, то есть в регионе в 2017 году было продано самое большое количество смартфонов, — продолжает Вадим Зимин. — Также именно в 2017 году сибиряки потратили больше всего денежных средств на устройства. А самый большой прирост в количественном выражении наблюдался в 2013 году по отношению к предыдущему году — 62%. Это был второй год с момента выхода смартфонов на российский рынок. Средняя цена на устройства в 2017 году увеличилась на 13% и составила 11,4 тысячи рублей».

«В 2017 году смартфоны стали основным драйвером продаж в офисах продаж и обслуживания «Билайн», показав рост 4,7% в количестве и 11,5% в выручке, — подводят итоги в пресс-службе ГК «ВымпелКом». — Это обусловлено тем, что, во-первых, в Сибири продолжается этап перехода от «кнопочных» телефонов к «умным» гаджетам. При этом покупатели отдают свое предпочтение в пользу более дорогих смартфонов с лучшим функционалом. Во-вторых, производители колоссальными темпами развивают смартфоны с технологической точки зрения, снабжая их различным функционалом. В результате смартфон сегодня способен заменить ряд других устройств, в том числе и планшетный компьютер. Мы видим, что в Сибири сохраняется тренд последних лет на сокращение продаж планшетов».

В свою очередь коммерческий директор «Связного» Дагмара Иванова отмечает, что в 2017 году потребительский спрос поддерживался и рос благодаря кредитным продуктам и рассрочкам, а также расширению ассортимента и выходу новых моделей-флагманов. «В случае с рынком персональной электроники люди, например, начали приобретать меньше планшетов, заменяя их смартфонами и фаблетами, — отмечает Дагмара Иванова. — По итогам 2017 года на российском рынке отмечается рост продаж смартфонов на 8% в штучном и на 18% в денежном выражении». В Сибири «Связной» отмечает более высокий прирост: «По итогам 2017 года продажи смартфонов в Новосибирске выросли на 16% в штучном и на 28% в денежном выражении. А вот продажи планшетов в Новосибирске снизились».

Больше, мощнее, дороже, дольше

Если в некоторых странах рост цены устройств сопровождался снижением числа продаж (и наоборот), то в России эти две тенденции в 2017 году шли параллельно друг другу. В том числе и там, где несколько лет назад первые места в линейке продаж занимали предельно простые и доступные по цене гаджеты, продаваемые под собственным брендом. Подводя итоги 2017 года, розничная сеть МТС отметила 79%-ный штучный прирост продаж дорогих аппаратов стоимостью от 40 тыс. рублей. При этом продажи гаджетов стоимостью до 5 тысяч рублей сократились на 39% — и эту тенденцию отметили практически все ритейлеры, как «мобильные», так и нет. «Покупатели стали выбирать более дорогие смартфоны с улучшенным функционалом и продолжительным сроком жизни устройства, что подтверждают итоги 2017 года», — сообщают в пресс-службе ГК «Вымпелком». «В 2017 году люди стали чаще приобретать более дорогие смартфоны. Так, в Сибири продажи гаджетов в ценовом сегменте свыше 40 тысяч рублей в 2017 году в сравнении с 2016 годом выросли на 60% в штучном выражении», — констатирует Дагмара Иванова.

Основных причин этому явлению две. Во-первых, на мобильном рынке развернулась настоящая техническая гонка вооружений, аналогичная той, что началась на рынке ПК на рубеже веков, когда Intel и AMD перешли от 0,27-микронной технологии на 0,13-микронную. Тактовая частота процессоров в те годы росла очень быстро, сейчас то же самое происходит в производстве смартфонов. Большая часть производителей сейчас стараются привлечь покупателя не оригинальным дизайнерским решением (по сути, все стремятся к одному ориентиру: максимально большой экран и минимальная рамка), а соотношением цена/производительность. Но цену снижать получается далеко не всегда — остается поднимать производительность, и акцент смещается на набор компонентов и ПО. От производителей аппаратуры не отстают и программисты: прошивки и базовые наборы программ обновляются очень быстро, и так же быстро растут их требования — без каких-либо скидок на «бюджетность» моделей. В первую очередь растет требование к оперативной и дисковой памяти, к числу и мощности ядер процессора, а также к скорости и надежности связи. Поэтому покупатель даже при выборе первого смартфона между «доступным» и «комфортным» вариантом все чаще выбирает последний, даже если это приходится делать в кредит. Именно доступность кредитных продаж стала второй причиной роста среднего чека и среднего срока службы устройства. Аналитики МТС отмечают, что на фоне общего роста кредитных продаж (40% в штуках и 74% в деньгах) наибольший рост показала 24-месячная рассрочка. Как раз на средний срок пользования смартфоном. «Дорогие гаджеты стали востребованы у покупателей Сибири из-за популярности кредитных продуктов и рассрочек, которые позволяют клиентам приобрести то, что им нравится, и максимально рационально распределить затраты на длительный срок», — подтверждает данный тезис Дагмара Иванова.

Средняя цена устройства, купленного в МТС в кредит в 2017 году, составила 19 тысяч рублей, что на 24% больше, чем в предыдущем году. Несколько лет назад, как помнят читатели «КС», рейтинг продаваемых с прилавка МТС моделей возглавлял собственный бренд, разбавленный Alcatel и Nokia. Сейчас тройка лидеров совсем другая — Samsung, Apple и Huawei. И если «кореец» рос постепенно, год за годом (хотя этому поспособствовал также конфликт Samsung с другими российскими ритейлерами, который МТС не затронул), то китайский производитель (продающий также гаджеты под брендом Honor) взлетел именно в последний год. То же можно сказать и про Apple. Годовой рост продаж Huawei в сети МТС составил 285% в штуках и 342% в деньгах, Apple показал трехкратный рост в штуках и 2,5-кратный в деньгах (выход новых моделей «яблок» сделал более доступными старые). При этом Alcatel, когда-то занимавший лидирующие позиции, продолжает их терять — за год продажи устройств этой марки упали на 64% в штуках.

Похожие картины наблюдаются во всех торговых сетях. «Стоит отметить, что в течение 2017 года мы отмечали наращивание доли в дорогом сегменте смартфонов. Основным драйвером роста стали беспроцентные рассрочки, которые позволяют стать обладателем новейшего флагмана здесь и сейчас без первоначального взноса и переплат», — комментирует Вадим Зимин.

«Покупатели акцентируют свое внимание на ключевых характеристиках смартфонов: производительности, объеме аккумулятора, разрешении камер и особенно на возможности поддержки LTE-частот, — сообщают в пресс-службе ГК «Вымпелком». — Год к году мы наблюдаем прогрессирующий спрос на услугу мобильного Интернета. Параллельно мы видим, как растет распространение смартфонов с поддержкой LTE-частот: в прошлом году таких гаджетов в офисах «Билайн» в Сибири было продано на 44% больше, чем годом ранее, в денежном выражении рост составил 27,4%».

Дойдет ли «волна спада» до России?

По мнению аналитиков IDC, российские тренды идут или вровень с мировыми, или с небольшим отставанием — не означает ли это, что по итогам 2018 года динамика рынка «умных» телефонов покажет отрицательный результат? Совсем не обязательно.

Мировой спад продаж смартфонов, по мнению IDC, — явление временное, и уже в текущем году рынок вернется к положительной динамике. Произойдет это в первую очередь благодаря поставкам фаблетов, устройств с большим экраном, которые могут брать на себя функции планшетов. По прогнозам IDC, в 2018 году большие экраны победят: доля фаблетов превысит 50% в общей массе проданных смартфонов, а динамика продаж снова выйдет в плюс — и останется там вплоть до 2022 года.

Россия имеет все шансы «перепрыгнуть» этот спад: уже сейчас участники рынка называют фаблеты одним из основных локомотивов роста как в 2017 году, так и в дальнейшем. Продажи вытесняемых ими планшетов, как уже говорилось, падают: «За 2017 год в Сибири было приобретено около 441 тысяч устройств, что на 18% ниже результатов аналогичного периода 2016 года, — подводит итог Вадим Зимин. — В денежном выражении рынок планшетов продемонстрировал падение в 16% и составил около 3,3 млрд рублей. Средняя цена планшета увеличилась на 3% и составила 7,5 тысячи рублей».

И еще один интересный факт — продажи планшетов в 2017 году просели не только из-за смартфонов: этот рынок оказался «обгрызен» сразу с двух сторон. Тот же IDC, подводя итоги продаж настольных ПК в России, которые за последние годы только сокращались, констатировал его рост на 9,2% за год. В 2017 в стране было продано 4,88 млн устройств, а лидерами стали HP Inc. с долей 21,4% и Lenovo, занявшая 19,9% российского рынка (в 2016 году лидировали те же две компании, но на первом месте была Lenovo), далее следуют Acer, ASUS и Dell. В плюсе оказались и продажи ноутбуков, которые приросли на 3,9%, до 3,1 млн штук — лидеры-поставщики те же самые. Причиной такого роста аналитики называют увеличение деловой активности и рост компаний малого и среднего бизнеса. Наибольшую долю на рынке ПК и ноутбуков в 2017 году заняли бюджетные устройства с базовой комплектацией «офис-интернет», также отмечен рост продаж моноблоков — ими интересуются крупные корпорации и государственные структуры. Выросла продажа и дорогих игровых устройств.

Но говорить о том, что мобильное устройство на базе Android или iOS может заменить собой как ноутбук, так и телефон, сегодня еще преждевременно. Пока рынок демонстрирует обратную картину.

Редакция «КС» открыта для ваших новостей. Присылайте свои сообщения в любое время на почту news@ksonline.ru или через нашу группу в социальной сети «ВКонтакте».
Подписывайтесь на канал «Континент Сибирь» в Telegram, чтобы первыми узнавать о ключевых событиях в деловых и властных кругах региона.
Нашли ошибку в тексте? Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ