Отрасль тяжелых инвестиций

Какие перспективы дорожно-транспортной сферы мегаполиса определит проект комплексного развития транспортной инфраструктуры Новосибирска?

В течение прошлого года специалистами московского института «Гипрогор» был разработан проект комплексного развития транспортной инфраструктуры областного центра до 2030 года (ПКРТИ). Сегодня ведется работа по его согласованию. Один из самых ожидаемых проектов будет вынесен на рассмотрение совета депутатов Новосибирска уже в феврале текущего года, и большинство парламентариев с ним пока не знакомы. Вместе с тем «КС» удалось уже сейчас выяснить, что включает в себя этот документ и какие городские транспортные проекты попали в перечень перспективных на ближайшие 12 лет.

В конце прошлого года была завершена разработка проекта комплексного развития транспортной инфраструктуры (ПКРТИ) Новосибирска. Теперь у города есть стратегический план развития транспортного комплекса до 2030 года. Новосибирск выполнил требование федерального центра, иначе уже в текущем году под вопросом оказались бы выделение ежегодных федеральных траншей объемом в 1 млрд рублей на реализацию проекта «Безопасные и качественные дороги». Также наличие проекта является обязательным с точки зрения принятия решений о федеральном финансировании любых других транспортных программ (метростроение, легкорельсовый транспорт и т. д.).

Под сложной аббревиатурой «ПКРТИ Новосибирска» скрыта работа специалистов из московского «Гипрогора», которые оценили существующую транспортную ситуацию в городе-миллионнике на Оби. После всестороннего анализа они разработали несколько сценариев развития улично-дорожной сети, городского пассажирского и внешнего транспорта, и показали, что при различных объемах капитальных вложений можно прийти к различным результатам в транспортной сфере крупнейшего мегаполиса за Уралом. Прежде чем вдаваться в детали документа, не лишним будет рассмотреть, что предшествовало его появлению.

Поддержать транспортную устойчивость

Причины разработки программы обусловлены и особенностями текущего состояния крупных российских мегаполисов. Усугубляющаяся транспортная проблема свидетельствует о системной неустойчивости подавляющего большинства отечественных городских транспортных систем, которые продолжают развиваться с отставанием от потребностей территории и населения. Перед каждым крупным российским городом стоят задачи выработки оптимальной и эффективной транспортной стратегической модели, на основе которой развивалась бы транспортная инфраструктура.

Устойчивость транспортной системы современного города зависит от целого ряда составляющих

Первым шагом к формированию устойчивости городских транспортных систем можно считать восстановление системы комплексного транспортного планирования. Речь о разработке документов, которые регламентированы федеральными актами и требованиям. Прежде всего — проекта комплексного развития транспортной инфраструктуры города (ПКРТИ), а также комплексной схемы организации дорожного движения (КСОДД) и проекта организации дорожного движения (ПОДД).

Примечательно, что такие требования появились недавно, поскольку фактически за весь период истории современной России транспортное планирование было отодвинуто за периметр принятия управленческих решений по развитию транспортных систем городов. Если в советский период каждое городское поселение обязано было разработать Комплексную транспортную схему (КТС) в развитие генерального плана города, то в новой редакции Градостроительного кодекса РФ, принятого в 2004 году, требования по разработке аналогичного документа отсутствовали. Поэтому из-за образовавшегося «вакуума» подавляющее большинство управленческих решений местных органов власти принимались «на глазок», без системного видения градостроительного развития территории и комплексного обоснования. Сегодняшние симптомы транспортной проблемы, которые являются следствием неустойчивости транспортных систем городов, это закономерный результат и следствие отсутствия сколь-нибудь внятного транспортного планирования в предыдущие годы.

«Сегодня город активно развивает жилищное строительство, массово застраиваются микрорайоны. На карте города появились такие спальные жилмассивы, как «Матрешкин двор», «Просторный», «Чистая слобода», «Плющихинский», и другие. В то же время транспортная инфраструктура катастрофически отстает. Неразвитая улично-дорожная сеть даже лимитирует создание и открытие маршрутов общественного транспорта — ГИБДД не согласовывает маршруты. Поэтому нам важно разработать и определить направления развития транспортной инфраструктуры города», — обосновывает проект председатель комиссии по городскому хозяйству Совета депутатов Новосибирска Игорь Кудин.

Федеральный центр диктует

Первым шагом в этом направлении стала обязательная регламентация составления документов транспортного планирования. Постановление правительства РФ № 1440 от 25 декабря 2015 года требует от местных органов власти разработку в каждом муниципальном образовании проекта комплексного развития транспортной инфраструктуры (ПКРТИ).

Структура проекта развития транспортной инфраструктуры

Впрочем, несмотря на требования федерального центра, процесс составления новых документов транспортного планирования идет достаточно медленно. Как отмечал в сентябре 2017 года на президиуме госсовета с участием президента РФ Владимира Путина министр транспорта РФ Максим Соколов, обязанность утверждения органами местного самоуправления программ комплексного развития транспортной инфраструктуры закреплена законодательно. Однако на сегодня такие программы утверждены лишь в трети муниципальных образованиях страны, в то время как по закону этот срок был установлен еще в середине прошлого года, посетовал Максим Соколов.

Российское правительство нашло способ, как подтолкнуть муниципалитеты и регионы к разработке документации ПКРТИ городов и городских агломераций. В начале января текущего года были внесены изменения в правила предоставления и распределения трансфертов бюджетам субъектов РФ для финансирования в рамках приоритетного проекта «Безопасные и качественные дороги». Теперь федеральные транши будут предоставляться в регионы только в зависимости от наличия и показателей программ комплексного развития транспортной инфраструктуры, то есть ПКРТИ. Иными словами, наличие проекта развития транспортной инфраструктуры с начала текущего года является обязательным.

«Это вводная, которую дает федеральное правительство, и городской власти необходимо исполнять федеральное законодательство. Теперь обязательно иметь планы развития коммунальной и транспортной инфраструктуры. Программу по коммунальной инфраструктуре мы приняли в конце года. Также составление ПКРТИ диктуется необходимостью защиты своих программ и проектов в Москве на федеральном уровне. С другой стороны, федералам также необходимо ориентироваться в приоритетных направлениях развития городских территорий, чтобы видеть, в каком направлении развивается экономика региона, промышленное производство, где строится жилье и т. д. И транспортная составляющая в этом случае — важнейший элемент развития», — подчеркивает Игорь Кудин.

Новосибирский частный случай

Впрочем, отсутствие до недавнего времени обязательных требований федерального центра относительно документов транспортного планирования не стало препятствием для мэрии Новосибирска, которая после окончания разработки генерального плана областного центра в 2007 году выступила заказчиком проекта «Схема развития улично-дорожной сети Новосибирска до 2030 года» (Схема УДС). Эту проектную работу выполнил институт НИПИ ТРТИ (г. Санкт-Петербург). Во время презентации схемы УДС была названа цифра 255 млрд рублей. Именно такая гигантская сумма потребуется для создания улично-дорожной сети, которая запланирована в генеральном плане города.

Схема УДС Новосибирска появилась вопреки установкам Градкодеса РФ и стала первым отечественным проектом транспортного планирования

Также в составе схемы УДС была разработана «Концепция скоростного трамвая Новосибирска». Это, в частности, позволило при разработке проектов планировки отдельных городских районов учитывать и резервировать в них территории под перспективные транспортные объекты, транспортные коридоры. Однако при динамичном развитии крупного города градостроительные документы и документы транспортного планирования быстро устаревают, и требуются их обновление и корректировка.

По мнению председателя комиссии по научно-производственному развитию и члена комиссии по градостроительству Совета депутатов Новосибирска Игоря Салова, потребность города в проекте комплексного развития транспортной инфраструктуры давно назрела. «Генеральный план Новосибирска как главный градостроительный документ города был принят уже более 10 лет назад, требуется его срочная корректировка. Также требуется корректировка и транспортной схемы генерального плана. При высоких темпах градостроительного развития Новосибирска транспортный комплекс не успевает за развитием города», — подтверждает Игорь Салов.

Главный транспортный проект мегаполиса

Объективная потребность в разработке глубокого и комплексного документа транспортного планирования назрела давно не только в Новосибирске, но практически во всех крупных городах России, и сегодня она обрела конкретные очертания в требованиях федерального центра.

В ответ на запрос «КС» в мэрии Новосибирска отметили, что «контракт с ОАО «Российский институт градостроительства и инвестиционного развития» («Гипрогор») из Москвы на разработку «Программы комплексного развития транспортной инфраструктуры города Новосибирска» (ПКРТИ Новосибирска) был заключен во исполнение постановления № 1440, МКУ «УДС» Департамента транспорта и дорожно-благоустроительного комплекса мэрии города». Датой окончания работ называется 30 ноября 2017 года.

Схема УДС Новосибирска появилась вопреки установкам Градкодеса РФ и стала первым отечественным проектом транспортного планирования

Наличие ряда уже ранее разработанных вышеперечисленных городских и региональных программ позволило разработчикам из «Гипрогора» использовать и скорректировать накопленный опыт и предложить уточненное видение перспектив развития транспортного комплекса города Новосибирска.

Также в мэрии Новосибирска отметили «КС», что программа разрабатывается на оставшийся срок действия генерального плана города Новосибирска (до 2030 года) на основе утвержденной генеральной схемы УДС города Новосибирска, включая «Концепцию скоростного трамвая», проекты планировки территории, концепции развития общественного пассажирского транспорта и транспортной инфраструктуры в городе Новосибирске на 2015–2020 годы, государственную программу Новосибирской области «Обеспечение доступности услуг общественного пассажирского транспорта, в том числе Новосибирского метрополитена, для населения Новосибирской области на 2014–2021 годы».

Нарисовали — не сотрешь

С учетом того, что ПКРТИ действует до 2030 года, в обозримом будущем высока вероятность реализации перечня мероприятий по проектированию, строительству, реконструкции объектов транспортной инфраструктуры. Проектировщики из московского института «Гипрогор» рассмотрели и предложили пять сценариев развития транспортного комплекса в Новосибирске в широком диапазоне: от «пессимистического» до так называемого «максимального». По мнению советника по транспорту городского Совета депутатов Новосибирска Михаила Никулина, принимавшего участие в согласовании со стороны мэрии этого проекта, «с учетом оценки потребности в финансовых ресурсах для реализации предполагаемых сценариев рекомендован к исполнению так называемый «инновационно-активный» вариант». Собеседник «КС» отмечает, что базовые сценарии были выделены по принципу различных пропорций между инвестициями в развитие улично-дорожной сети и развития общественного транспорта для достижения целевых показателей. Посчитано, что максимальный эффект получится при реализации «инновационно-активного» сценария, в котором предусмотрены наибольшие инвестиции в сектор общественного транспорта при сдержанном варианте развития улично-дорожной сети (УДС) Новосибирска.

При этом следует отметить, что развитие улично-дорожной сети города будет продолжаться. Городу не хватает дорог. Среди намеченных к реализации проектов в различных сценарных проработках включены в обязательном порядке такие важнейшие дорожные объекты, как улица Титова в микрорайон «Чистая слобода», продление ул. Петухова в микрорайоны «Матрешкинн двор» и «Просторный», транспортная связка в Закаменский жилмассив до ул. Михаила Кулагина. Это самые реальные проекты ближайшего будущего.

«Также запланированы к реализации такие дорожные проекты, как Юго-Западный транзит Новосибирска, в пределах городской черты от «тещиного языка» до створа ул. Доватора. «Рокадная» магистраль в левобережье от ул. Ватутина до Димитровского моста параллельно Оби. И магистраль в Советском районе: от Восточного обхода до Бердского шоссе», — поясняет Михаил Никулин.

По сути, последний дорожный объект представляет собой автодорожный подход к пятому мосту через Обь (Нижнеельцовский створ). Также во всех сценарных планах запланирован Центральный (четвертый) мост, кроме «пессимистического» варианта сценария.

Впрочем, планы по развитию улично-дорожной сети мегаполиса могут столкнуться с ограниченностью ресурсов для дорожного строительства. Поэтому разработчиками и была принята на вооружение «идеология» сценарного подхода, базирующаяся на различных объемах инвестиций в транспортную сферу города-миллионника.

По данным разработчиков ПКРТИ, сегодня более 40% поездок в Новосибирске совершается на легковых автомобилях, а это достаточно высокий показатель, свидетельствующий не только о высокой мобильности, но и недостаточном развитии систем общественного транспорта Новосибирска. Самые дорогостоящие мероприятия в области дорожной инфраструктуры являются наименее эффективными с точки зрения проезда по городской территории, сокращения времени транспортных корреспонденций. «То есть приоритет на реализацию мероприятий дорожного строительства и сооружения метрополитена является наиболее дорогостоящим, но обладающим наименьшими результатами по эффективности функционирования транспортной системы города в целом. Впрочем, это не означает отказа от развития дорожной инфраструктуры и метрополитена, важно понимание того, что приоритеты должны быть несколько скорректированы. Важен результат», — резюмирует Михаил Никулин.

На чем поедем? Или новый трамвайный ренессанс

В прошлом году в недрах Министерства транспорта РФ были разработаны и приняты социальные стандарты обслуживания пассажиров, в которых заложены показатели доступности, надежности и комфортности передвижения по городу. При разработке ПКРТИ Новосибирска специалисты «Гипрогора» ориентировались на данные установки стандарта. Лучше всего данным критериям отвечает развитие таких видов транспорта, как метро, скоростной и уличный трамвай, городская электричка.

По словам Михаила Никулина, в документе ПКРТИ нет детально разработанной маршрутной сети автобусов и маршруток, однако есть проектные предложения по участкам магистральной сети, где целесообразно обособить полосы для движения пассажирского транспорта. Другой новеллой разработанного документа транспортного планирования является отказ от дальнейшего развития троллейбусной сети в Новосибирске.

Что касается метрополитена, то во всех сценарных проработках заложено продолжение Дзержинской линии с метродепо, а также развитие подземки в левобережье, где возможно строительство станций «Площадь Станиславского» и «Пермская». Подчеркнута необходимость создания на базе ряда существующих станций метро транспортно-пересадочных узлов (ТПУ).

Также Михаил Никулин выделяет на проектный период развития трамвайного движения три условных этапа. На первом этапе целесообразно реконструировать существующие пути, в частности, по маршруту трамвая № 13, а также на ул. Мира, ул. Сибиряков-Гвардейцев и др. Далее — начать строительство трамвайной линии на Плющихинском жилмассиве. Продлить трамвайные линии на «Чистой слободе», в «Матрешкин двор» и др. Проработана возможность восстановления трамвайной линии по проспекту Дзержинского и от кольца трамвая № 13 по ул. Писарева до Ипподромской в сторону ул. Б. Хмельницкого.

Проект городской электрички разработан в ПКРТИ как элемент скоростного транспортного каркаса Новосибирска и агломерации

Развитие проекта «Городская электричка» в проектный период будет связано с совместной работой муниципалитета, областных властей и ОАО «РЖД». В этом проекте ПКРТИ даны лишь рекомендации, поскольку данный проект не в компетенции городских властей. Также в проекте есть предложения по развитию велосипедного и пешеходного движения.

А что дальше?

Сегодня проходит согласование проекта ПКРТИ в различных структурах мэрии, и затем он будет вынесен на заседание городского Совета депутатов. В ответе муниципалитета, предоставленного «КС», сказано, что согласно техническому заданию, указанная программа направляется на согласование в профильные департаменты мэрии Новосибирска: транспорта, земельных и имущественных отношений, строительства и архитектуры, экономики и правовой работы. Также, по данным мэрии, стоит вопрос для внесения в Совет депутатов Новосибирска.

Игорь Кудин считает, что проект будет внесен на рассмотрение городского Совета уже в феврале текущего года. «Проект комплексного развития транспортной инфраструктуры (ПКРТИ) — один из самых ожидаемых документов. Пока депутатский корпус не ознакомлен с его содержанием. Но при поступлении его в городской Совет депутатов, с привлечением экспертов транспортников и других профильных специалистов, мы внимательно его изучим и дадим оценку данному документу транспортного планирования. Не секрет, что из-за слабой проработки транспортного раздела генерального плана, последующих проектных документов, таких как проекты планировок, межевания и др., транспортный вопрос в городе резко обострился. Важно не допускать его дальнейшего ухудшения», — подчеркивает Игорь Салов.

Как известно, хронологически параллельно разработке ПКРТИ Новосибирска разрабатывается комплексная транспортная схема (КТС) Новосибирской городской агломерации, конкурс на разработку которой объявлен областным правительством. Для взаимной увязки этих документов были созданы рабочие группы, в состав которых вошли разработчики проектов, а также представители экспертов и специалистов со стороны областной администрации и муниципалитета.

В ПКРТИ разработаны планы по трамвайному ренессансу. Фото: stts.mosfont.ru.

Таким образом, сегодня в транспортном планировании крупнейшего мегаполиса за Уралом имеется проработанный проект. Теперь при возможном открытии софинансирования транспортных программ со стороны федерального центра, не только реконструкции и развития улично-дорожной сети по программе «Безопасные и качественные дороги», но и возможного появления федеральной метростроительной программы, развития легкорельсового транспорта и других, Новосибирск подготовился к строительству современного транспортного каркаса.

Редакция «КС» открыта для ваших новостей. Присылайте свои сообщения в любое время на почту news@ksonline.ru или через нашу группу в социальной сети «ВКонтакте».
Подписывайтесь на канал «Континент Сибирь» в Telegram, чтобы первыми узнавать о ключевых событиях в деловых и властных кругах региона.
Нашли ошибку в тексте? Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ