«Сейчас уже кажется каменным веком ловить такси рукой»

Каршеринг добрался до Сибири

Еще недавно в Новосибирске не предоставлялись услуги каршеринга, однако теперь на этом рынке появились не только местные игроки, но и федеральные. Уже в феврале текущего года в Новосибирск выйдет крупная московская сеть «Делимобиль». Чем ее заинтересовал регион и какие перспективы она в нем видит с точки зрения развития, в интервью «КС» рассказал заместитель генерального директора каршеринговой компании «ДЕЛИМОБИЛЬ» СТАНИСЛАВ ГРОШОВ.

Каршеринг  — вид краткосрочной аренды автомобиля с поминутной или почасовой оплатой, обычно используемый для коротких внутригородских поездок

— Станислав, как давно ваша компания существует на рынке и что представляет собой сейчас?

— Компания «Делимобиль» была создана в сентябре 2015 года в Москве. Мы начали свою деятельности в рамках каршерингового проекта московского правительства. Выросли довольно-таки быстро: на сегодня весь парк составляет 1500 автомобилей.

Если говорить про географию присутствия, то, кроме Москвы, мы запустились в Санкт-Петербурге в январе 2017 года, в Уфе в октябре 2017-го, а с конца 2017 года мы присутствуем в Нижнем Новгороде.

— Как воспринимают услугу каршеринга в этих городах?

— По-разному. Говорить о Нижнем Новгороде и Уфе очень рано, потому что услуга только-только запустилась. Если говорить о Москве и Санкт-Петербурге, в этих городах услуга пользуется популярностью. Она является интересной альтернативой как такси, так и личным автомобилям.

— Почему каршеринг конкурирует с личными автомобилями?

— Потому что личным автомобилем в сутки пользуются в среднем 5%. Все остальное время автомобиль простаивает. При этом речь идет об огромном количестве косвенных расходов, которые изначально не совсем заметны автовладельцам. Это парковка, страховка, аренда машино-места, гаража, амортизация, как минимум упущенная выгода тем, что деньги, заплаченные за автомобиль, можно было отдать в банк под 9–10% годовых и получать доход. Для того же Hyundai Solaris это уже как минимум 70 000 потерянных рублей в год для любого автовладельца. И много других факторов, которые влияют на выбор в сторону каршеринга.

Такого рода сервисы направлены в первую очередь на то, чтобы сократить количество личных машин на улицах города. И как показывает практика, на текущий момент в среднем одним «каршеринговым» автомобилем можно заменить от 8 до 12 личных автомобилей. В то время как мировая практика показывает, что примерно 15 автомобилей заменяет один автомобиль каршеринга.

— А традиционная услуга по прокату автомобилей является конкурирующей по отношению к каршерингу?

— Конечно же, такая услуга выступает альтернативой обычному прокату. Потому что при каршеринге не нужно ехать в какой-то офис, подписывать постоянно какие-то документы, забирать ключи, документы на машину и т. д. — все это делается через мобильное приложение в режиме онлайн. Вот самое настоящее будущее, которое уже наступает сегодня: когда человек больше не нужен, а необходимо и достаточно мобильное приложение для того, чтобы взять в аренду транспортное средство. Поэтому эта услуга развивается во всех упомянутых городах.

— Можете ли вы уже говорить о каких-то первых результатах работы в регионах России? По крайней мере о различиях: вот, например, в Москве и Санкт-Петербурге у вас сложилось все определенным образом, а в Уфе и Нижнем Новгороде — совсем иначе?

— Пока еще очень рано об этом говорить, но если даже сравнивать первые итоги работы двух новых городов с Санкт-Петербургом, то они в принципе идентичные по количеству аренды, по загрузке автопарка, по той выручке, которую мы получаем от сдачи в аренду, что нас вполне устраивает. Поэтому мы надеемся, что в дальнейшем показатели будут такие, как в Санкт-Петербурге. В связи с этим мы очень быстро расширяем свои региональные сети.

Фото предоставлены компанией «Делимобиль»

— О какой загрузке автопарка идет речь?

— К сожалению, не могу здесь раскрывать цифр, могу лишь отметить, что уровень загрузки даже лучше, чем в европейских городах.

— С чем вы это связываете?

— Прежде всего, с учетом кризиса — не все на текущий момент могут позволить себе транспортное средство, а передвигаться хочется с комфортом. Нельзя сказать, что транспортная структура в России очень развита, как в Европе, поэтому услуга пользуется популярностью. Ведь удобно пользоваться каршерингом, чтобы добраться напрямую от офиса до дома. А не, например, до остановки, чтобы потом оттуда идти пешком.

— Кто является основным пользователем каршеринговых компаний?

— Это молодые активные люди, чей средний возраст 32 года. Социально и экономически активная прослойка населения, которая умеют считать деньги, видит все преимущества каршеринга, интересуется новыми технологиями. Но в любом случае речь идет о первых ласточках, так называемых инноваторах, которые начинают пользоваться этой услугой. Ну, а дальше по мере развития этого сервиса и обычные рядовые жители начинают интересоваться новинками в сфере новых технологий.

Мы также видим, что каршеринг больше распространен среди мужчин, чем среди женщин (75% против 25%). Это общий тренд, так как женщины любят быть больше пассажирами в автомобиле, чем водителем.

— Если говорить о пользователях каршеринговых услуг, то я так понимаю, среди них есть и владельцы автомобилей, и те, у которых автомобилей нет. Какое соотношение между двумя этими категориями?

— 64% пользователей имеют собственные автомобили, при этом они пользуются этим автомобилем по выходным для совершения дальних поездок в область, например, на длительный период времени. Ну а в рабочее используют каршеринг в качестве транспорта для совершения коротких внутригородских поездок. При этом 64% имеют хорошие автомобили очень высокого класса, что нас тоже очень радует. То есть у человека может быть Land Rover, Audi или Mercedes, но это не мешает ему пересаживаться на Hyundai Solaris и чувствовать себя абсолютно комфортно.

— Я правильно понимаю, что все автомобили находятся в собственности у компании? Или вы все-таки работаете с партнерами, с физическими лицами, которые могут сдавать свои автомобили в аренду?

— Мы рассматриваем возможность получения в аренду автомобилей от физических лиц для дальнейшей передачи в суб­аренду иным физическим лицам, но на текущий момент мы получаем автомобили в лизинг только от юридических лиц.

— Когда вы планируете запускаться в Новосибирске?

— В Екатеринбурге открытие состоится 30 января. В Новосибирске планируем запустить сервис в I квартале 2018 года.

— Какие драйверы роста рынка вы можете выделить?

— Здесь факторов очень много, и они все против потребителя и в плюс каршеринговым компаниям. Прежде всего это увеличение стоимости аренды автомобилей. Чем дороже автомобиль, тем сложнее его купить, чем дороже бензин, тем сложнее заправлять его, чем дороже каско, ОСАГО, тем лучше нам. Драйвером выступает развитие мобильного Интернета, рост доступности смартфонов для населения, рост проникновения банковских карт. Хотелось бы, чтобы больше людей получали права, имели желание передвигаться по городу самостоятельно. Конечно же, драйвером является развитие современных технологий, потому что мы — компания, которая занимается больше ИТ-бизнесом, чем прокатом. Могу сказать, что вообще в принципе, наверное, еще пять лет назад нельзя было представить, что такого рода сервис когда-либо будет существовать. Хотя первый каршеринг был еще запущен в 41-х годах ХХ века в Цюрихе, но тогда не было мобильных технологий. Он был немного видоизменен за это время и отличается от того первого каршеринга, который был сделан, но в любом случае, чем больше будут развиваться мобильные технологии, тем лучше в первую очередь для потребителя.

Помните те времена, когда «Яндекс.Такси», Uber еще только появились? Прошло не так много времени, но вы сейчас уже не представляете, как можно пользоваться такси иначе.

— Многие опрошенные нами участники рынка отрицательно оценивают рост страховки, поскольку для них это затратная часть, которая для них увеличивается. Вы же сказали, что для вас это наоборот плюс, потому что у автовладельцев растут издержки. Как вы это прокомментируете?

— Если оценивать с точки зрения бизнеса, то для каршеринга любое повышение себестоимости услуг — это плохо в связи с сокращением маржинальности. Но, опять же, это разные вещи. Если человек покупает машину самостоятельно, то он вынужден иметь на руках большую сумму денег. А здесь каршеринговые компании предлагают платить исключительно за те моменты, в которые ему по-настоящему нужна машина, и не платить за то время, за которое машина простаивает. Это не будет для пользователя так чувствительно и так заметно, как выкладывать всю сумму сразу.

— Как и в какую сторону за эти два года изменилась маржинальность бизнеса, или она стабильна?

— В любом случае она меняется в лучшую сторону, поскольку услуга становится популярной, и растет загрузка. Соответственно, при достижении определенного уровня загрузки мы уже начинаем зарабатывать. Могу сказать, что мы вышли на окупаемость с девятого месяца (июня 2016 года), что очень хорошо для такого рода бизнеса. Но могу сказать, что мы активно растем, и это сказывается на финансовых результатах и на самом бизнесе. И как любой другой бизнес, этот должен приносить прибыль. Мы же все для этого делаем. И чтобы прибыль была выше, но качество услуг оставалось на неизменном уровне.

Поверьте, этот тот тренд, который станет обыденностью многих жителей городов уже в ближайшие два-три года. Да, это новинка. Помните те времена, когда «Яндекс.Такси», Uber еще только появились? Прошло не так много времени, но вы сейчас уже не представляете, как можно пользоваться такси иначе. Сейчас уже кажется каменным веком ловить такси рукой. Так что поверьте, через пять лет вы точно так же зададитесь вопросом, как же мы жили без каршеринга?

Оставляйте заявки на вступление в нашу Whatsapp-группу автодилерского бизнеса Сибири, чтобы первыми узнавать о ключевых событиях в этой сфере в регионе.

Редакция «КС» открыта для ваших новостей. Присылайте свои сообщения в любое время на почту news@ksonline.ru или через нашу группу в социальной сети «ВКонтакте».
Подписывайтесь на канал «Континент Сибирь» в Telegram, чтобы первыми узнавать о ключевых событиях в деловых и властных кругах региона.
Нашли ошибку в тексте? Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ