За месяц — рост, за год — снижение: как обстоят дела с долгом Новосибирской области

В январе из министерства финансов Новосибирской области (НСО) с интервалом всего в два дня пришли две новости на тему государственного долга НСО, которые, на первый взгляд, радикально противоречили друг другу. В первой сообщалось о том, что долг региона резко подскочил сразу на 8 млрд рублей, во втором минфин отчитался о том, что долговая нагрузка, напротив, снизилась. Как реальная динамика долга Новосибирской области меняется на протяжении последних лет и как она смотрится на фоне соседних регионов — в материале «КС».

Как пояснили в Минфине, упомянутые отчеты говорят не совсем об одном и том же: первый касается только банковских кредитов и только декабря, в то время как второй — общего госдолга области за 2017 год. И если сравнить аналогичные данные за 1 января, то государственный долг НСО действительно снизился на 800 млн рублей — до 47,1 млрд рублей. Какими путями область пришла к таким цифрам?

От трех миллиардов до пятидесяти и декабрьский скачок

По подсчетам «ФИНАМа», государственный долг Новосибирской области за шесть с небольшим лет вырос почти в 17 раз. В январе 2010 года он составлял 2,87 млрд рублей, а наивысшей точкой стал март 2016 года, когда график коснулся отметки в 49 413,2 млрд рублей. Дальше ежегодно долг области планировал вниз, но если рассмотреть графики более детально, нельзя не отметить временные «подскоки» в конце календарного года. Аналитик ГК «ФИНАМ» Алексей Коренев, рассматривая динамику госдолга Новосибирской области в 2017 году, отмечает, что до 1 декабря он плавно снижался до 39,5 млрд рублей, а затем снова резко увеличился до 47,13 млрд рублей.

Начальник отдела государственного долга Министерства финансов Новосибирской области Анна Кошкина прокомментировала сложившуюся ситуацию неравномерностью поступления доходов и осуществления расходов: достаточно весомая доля расходов приходится на декабрь, и области нужно быстро искать средства, чтобы их закрыть. Государственные механизмы бюджетного кредитования, действующие с 2014 года, могут помочь региону до 25 ноября, поэтому области остается брать деньги только у банков. Согласно долговой книге Новосибирской области, доля коммерческих организаций в структуре долга региона упала до 5% — из 39,45 млрд рублей на банки пришлось только 1,9 млрд. «Доходы в 2017 году поступали достаточно стабильно, и это позволило нам в значительной мере снизить коммерческую задолженность», — комментирует Анна Кошкина.

Но в январе 2018 года доля банковских кредитов увеличилась в пять раз, а сумма долга — на 10 млрд рублей. По данным ГК TeleTrade, в течение последнего квартала 2017 года область привлекла 11,94 млрд рублей в банках, из которых 10,08 млрд — в декабре. Основным кредитором стал Сбербанк, предоставивший 5,12 млрд рублей, а также банки «Акцепт», Газпромбанк, Связь-Банк, Альфа-Банк, СКБ-БАНК и Росбанк. При этом до осени 2017 года задолженность региона перед банками была нулевой.

Кредиты были взяты на различные сроки, часть предполагалось погасить в 2018 году, но основную сумму планируется выплатить в 2020 году.

Такое, как отметила Анна Кошкина, происходит в конце года уже не впервые: в декабре бюджету просто неоткуда взять деньги на текущие расходы. Бюджетные долги в том же декабре снизились на 2,3 млрд рублей.

Инфографика подготовлена специалистами «Юнисервис Капитал» на основе информации из открытых источников

Финансовые аналитики разделяют точку зрения о том, что банковские займы для пополнения бюджета — исключительно вынужденная мера. «Для области такие заимствования крайне неэффективны, поскольку привлечения происходят, как правило, по высоким рыночным ставкам. Выплаты процентов ложатся дополнительным бременем на расходы бюджета, — комментирует ведущий аналитик ГК TeleTrade Марк Гойхман. — Сроки достаточно невелики — 1–3 года. Поэтому банковское кредитование можно считать вынужденной мерой, деньги берутся для покрытия «дыр» в бюджете, обеспечения насущных выплат. Для банков же такие кредиты очень выгодны. Они масштабны по суммам, соответственно, относительные операционные расходы по ним ниже. Займы надежны, поскольку дефолта по долгу региона не допустит федеральный бюджет».

Дальнейшая работа с долгом, по словам Анны Кошкиной, строится по такой схеме. Область берет краткосрочный бюджетный кредит (который теперь можно брать не только на 30 или 50, но и на 90 дней), гасит коммерческий долг с его помощью, с помощью Федерального казначейства гасит этот заем, в течение следующих месяцев выплачивает часть долга — и по итогам года цифры в долговой книге становятся меньше. Такое уже не раз было. Задача регионального минфина, по словам Анны Кошкиной, — не увеличивать долговую нагрузку и постепенно, по мере возможностей, ее снижать. Расплатиться по долгам сразу пока, к сожалению, не получается: в бюджете и так слишком большие расходы.

Динамика по годам — худшее уже позади

«В сравнении с началом 2014 года задолженность Новосибирской области выросла на 93%, то есть почти вдвое», — констатирует Марк Гойхман, ссылаясь на статистику регионального Министерства финансов и налоговой политики. Ключевая причина этому — падение доходов населения и предприятий начиная с 2014 года. С точки зрения «ФИНАМа», рост государственного долга начался еще раньше, а самым «провальным» в плане долгов стал 2013 год, в течение которого долг области вырос сразу на 12,5 млрд рублей, что на 100 млн больше, чем в 2014-м.

«Банковские кредиты в системе привлечения средств очень заметны. Их сумма переживала взлеты и падения за эти нелегкие годы, хотя в абсолютном выражении изменилась незначительно. Она составила 11 940 млн рублей в январе 2017 года и 12 430 млн рублей на начало 2014 года, — комментирует Марк Гойхман. — Но до кризиса это была наиболее высокая доля госдолга области — 51%. В то время иные формы привлечения средств были менее развиты. И во время обострения кризиса банковские кредиты доходили по сумме до максимума в 24 800 млн рублей в конце 2015 года».

Инфографика подготовлена специалистами «Юнисервис Капитал» на основе информации из открытых источников

В дальнейшем доля банковских займов начала падать по мере развития новых источников финансирования дефицита бюджета. 2017 год, по данным TeleTrade, стал первым после 2012-го, когда области удалось полностью погасить банковские кредиты. Это случилось в апреле. К тому времени федеральный бюджет смог предоставлять регионам «длинные» и дешевые кредиты. Марк Гойхман отмечает, что на 1 мая 2017 года их общая сумма в долговом портфеле НСО составила 28 933 млн рублей, или 66% всех привлечений. Оставшиеся обеспечили долговые ценные бумаги самой Новосибирской области на сумму 14 800 млн рублей.

Место Новосибирской области в Сибири и России

Если сравнить Новосибирскую область с соседними регионами, ее бюджет, по мнению специалистов инвестиционно-финансовой компании «Юнисервис Капитал», достаточно сбалансированный и устойчивый. Сумма всех задолженностей по ценным бумагам, бюджетным и коммерческим займам составляет на начало 2018 года 47% от дохода. Что значительно меньше, чем, например, в Кемеровской области или Красноярском крае, где этот показатель достиг 55%.

«ФИНАМ», оценивая место Новосибирской области уже во всероссийском масштабе, ставит ее примерно в середину общероссийской таблицы. По словам Алексея Коренева, по итогам первых девяти месяцев ушедшего года лучшие результаты по состоянию долга показали Севастополь и Крым. Более поздние данные пока сопоставить нельзя, поскольку они доступны не по всем регионам. Если же не брать во внимание эти два региона в силу их особого статуса, то в числе лучших будут Сахалинская область, Тюменская область, Санкт-Петербург и Москва. Среди отстающих — Республика Мордовия, в которой задолженность по отношению к доходам достигла, по предварительным итогам, 194,2%, Костромская область (163,7%) и Республика Хакасия (144,5%). В Новосибирской области за тот же отчетный период долговая нагрузка составила 45,5% от доходов, в среднем по стране этот показатель приблизился к 30%.

Инфографика подготовлена специалистами «Юнисервис Капитал» на основе информации из открытых источников

«Новосибирская область отличается от многих иных регионов большим количеством наукоемких и высокотехнологических предприятий, хорошим уровнем развития образовательных учреждений, относительно неплохо развитой инфраструктурой. Это и позволяет области довольно стабильно удерживаться в середине рейтинга по уровню задолженности, — комментирует Алексей Коренев. — Тот факт, что по итогам 2017 года государственный долг Новосибирской области несколько снизился, безусловно, отраден. Но если посмотреть его динамику за предыдущие годы и абсолютную величину, то снижение было крайне незначительным, особенно с учетом резкого роста объема займов в декабре. Так что слишком сильно радоваться успехам пока преждевременно».

Представители банков высказались относительно итогов и перспектив Новосибирской области достаточно оптимистично. «Регион прошел 2017 год с очень хорошими показателями, — высказывает свою точку зрения региональный руководитель по крупному корпоративному бизнесу филиала «Новосибирский» Альфа-Банка Константин Розвезев. — Уровень дефицита, зависимость от бюджета других уровней, государственный долг и другие моменты, на которые обычно смотрят финансисты, выглядят вполне достойно по сравнению с другими субъектами».

«Мэрия Новосибирска и правительство Новосибирской области являются для нас партнерами и надежными, ответственными заемщиками. Поддержка бюджетов кредитными ресурсами является частью нашего многолетнего комплексного сотрудничества, — высказывается вице-президент — региональный директор, управляющий филиалом «Муниципальный» Банка «Открытие» Андрей Смирнов. — Наш банк неоднократно становился победителем аукционов по привлечению кредитных ресурсов для обеспечения бюджетной сбалансированности города и области и открывал муниципалитету Новосибирска и субъекту Федерации кредитные линии на взаимоприемлемых условиях».

Почему минфины перестали обращаться в банки

Постепенное снижение доли банковских займов в долговом портфеле происходит не только в Новосибирской области. Заместитель председателя Сибирского банка ПАО «Сбербанк» Алексей Барышев, подводя итоги 2017 года, констатировал, что доля государственных и муниципальных организаций в кредитном портфеле сокращается практически во всех регионах. Причем эти итоги были подведены уже после того, как Сбербанк выделил Новосибирской области 5 млрд рублей в конце года. Причиной этого явления Алексей Барышев назвал постепенный рост доходной части в виде налогов и переход бюджетов на новые источники заимствований. В долгосрочных займах они предпочитают облигации и ценные бумаги, в краткосрочных — бюджетные кредиты. Исключением, по приведенным чуть выше причинам, является конец года. Этот тренд, по мнению Алексея Барышева, сохранится и дальше, за исключением тех регионов, где бюджет будет вынужден нести крупные траты. Например, в Красноярском крае в связи с Универсиадой или в тех регионах, где пройдет чемпионат мира по футболу 2018 года.

«В отношении государственного долга можно говорить о небольшом снижении за последние годы, — сообщает Константин Розвезев. — Важно, что изменилась структура долга, доля кредитных организаций становиться все меньше, а значит, нагрузка по обслуживанию долга меньше. Если говорить о предприятиях и учреждениях, относящихся к государственной собственности, то кредитные сделки здесь носят разовый характер. Причины привлечения заемных средств разные, а общие суммы несущественны».

Подводя итоги

«Несмотря на то что долг в ушедшем году не удалось существенно снизить, бюджет области на 2018 год выглядит неплохо, — резюмирует Алексей Коренев. — Доходная его часть составила 132 млрд рублей, расходная — 134 млрд рублей, дефицит — 2,2 млрд рублей. Стоит отметить, что источники дефицита здесь не заемные, то есть фактически бюджет можно назвать бездефицитным. В течение года в него могут быть внесены определенные корректировки».

Представитель «ФИНАМа» напоминает слова врио губернатора НСО Андрея Травникова, который сообщил о том, что бюджет области является «социально ориентированным и направленным на развитие», а также что «в бюджете заложены значительные капитальные расходы, которые направлены на строительство и ремонт важных объектов». Более конкретного объяснения по статьям и отдельным проектам в бюджете на 2018-й и плановый период на 2019-й и 2020 годы у аналитиков пока нет.

«Что до банковского кредитования, особенно если речь идет о специальных льготных программах со стороны государства, то это один из основных рычагов, позволяющих целому ряду регионов справляться с обслуживанием текущей задолженности и даже постепенно ее сокращать», — подводит итог Алексей Коренев.

Редакция «КС» открыта для ваших новостей. Присылайте свои сообщения в любое время на почту news@ksonline.ru или через нашу группу в социальной сети «ВКонтакте».
Подписывайтесь на канал «Континент Сибирь» в Telegram, чтобы первыми узнавать о ключевых событиях в деловых и властных кругах региона.
Нашли ошибку в тексте? Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ