«Вежливый человек» в Новосибирске и местные жители

Если сравнивать 2017 год в новосибирской новейшей политической истории, то разве что с 2014-м: такое же потрясение основ и аварийная перезагрузка системы. Кто сумел остаться в выигрыше среди перемен? Вопреки обыкновению, мы решили подвести наши традиционные ежегодные итоги не в конце, но в самом начале нового политического сезона.

Тенденции и приоритеты

Процессы, начавшиеся в Новосибирске в 2017 году и продолжающиеся в 2018-м, описаны вполне исчерпывающим образом в серии текстов («От Виктора Александровича к Александру Викторовичу и обратно», «Почему в Новосибирской области сменился губернатор», «Кадры еще ничего не решили»). Принципиально сейчас в регионе не происходит ничего, что не было бы упомянуто там. В этом смысле «Континент Сибирь» подвел итоги года несколько заранее, но, по правде сказать, если так случилось, то в первую очередь потому, что политический сезон 2017 года в Новосибирской области, опережая график, резюмировал президент России. Или те, кого он уполномочил сделать это.

К сказанному ранее следует, однако, добавить, что за минувшее время местная политическая и деловая элита оправилась от шока событий октября — смены губернатора, крушения планов и надежд, связанных с менее успешными кандидатами на позицию регионального лидера. Теперь она смотрит вперед с любопытством и интересом к жизни, отнюдь не считая, что все потеряно. Частично оптимизм вызван тем обстоятельством, что никто пока не заметил над собой руку, достаточно уверенную и твердую, чтобы будущее приняло определенные контуры.

Речь идет не о репрессиях или авторитарных замашках. Точнее, не только и не столько об этом. Хотя и об этом тоже: в кулуарах поговаривают о том, что Андрею Травникову делегирована поддержка самого серьезного силового ведомства, и если он сочтет это необходимым, события будут развиваться по нижегородскому сценарию. Там крупный бизнесмен Олег Сорокин, «хозяин области», отодвинутый в сторону кремлевским назначенцем, взялся его немного притормаживать (через своих людей в различных органах власти), ну и в итоге «сел» (несмотря на то, что еще совсем недавно спецслужбы дружелюбно заявляли об отсутствии претензий в отношении данного человека). А кто у нас в Новосибирске-то, кстати, претендовал в 2017 году, если не претендует до сих пор, на «хозяйскую» роль?

Впрочем, о грустном в начале года совсем не хочется. Вообще — о грустном в начале. Вначале надо по-хорошему. Травников так и старается. Год назад, делая послесловие к 2016-му, мы отмечали роль «республиканской» традиции в новейшей истории Новосибирской области. Так получилось, что, похоже, этот регион отторгает авторитарно-бонапартистские тенденции. Разумеется, получает взамен весь спектр «олигархических» рисков, сомнений, порожденных обвинениями в приватизации «демократического ресурса», а также политическую жизнь, в которой велика доля неопределенности, двойной игры и интриги. Но что поделаешь, так часто бывает «от большого ума». В регионе с диверсифицированной экономикой, образованным и культурным населением, высоким научно-техническим потенциалом, развитым сектором торговли и услуг, видимо, иное и невозможно. Мало здесь предпосылок для брутально-прямолинейной «диктатуры». И, видимо, осваиваясь в качестве лидера такого региона, первое лицо должно, дорожа традициями, развивать в себе в первую очередь республиканские навыки — позиционировать себя как лидера, не только и не столько «начальника», временно командированного «закрутить гайки». Собственно, движение по этому, а не иному пути, мы пока и наблюдаем. И тут еще есть куда идти. Все неплохо, но неидеально, чему, конечно, на первых порах странно было бы удивляться.

Виктор Толоконский и Владимир Городецкий
Виктор Толоконский и Владимир Городецкий

Трактуя недоработки предшественников (и проявив тут максимум деликатности), врио губернатора неоднократно высказывался за коллегиальный, коллективный и коммуникационный характер власти, то есть, по сути, в пользу тех же «республиканских принципов». Владимир Городецкий, по его словам, был недостаточно открыт для диалога, например, с городским сообществом, отсюда сложности с реализацией крупных проектов, таких, как мост или ЛДС. Говоря так, Травников подчеркивал намерение пойти дальше предшественника, при котором впервые в истории Новосибирской области отношения ветвей власти начали строиться на равных. О ходе реализации этой, уже провозглашенной, стратегии нового правления и имеет смысл в дальнейшем говорить. Понятно, что на нового руководителя свалилась по наследству масса конкретных неотложных хозяйственных тем, которые надо оперативно «разгрести». И он этим энергично занимается, посвящая время и силы текущим вопросам. Но ведь и Городецкий имел репутацию не самого худшего «хозяйственника». Он проигрывал как профессиональный коммуникатор.

«Человек года»

Контактируя с региональной элитой, Андрей Травников ведет себя достойно и корректно, даже дипломатично. Но, пожалуй, он все-таки напрасно воздерживается объяснять свои кадровые решения. Одно другому тут не мешает, а неясность в таких вещах точно не делает его сильнее. (Объяснять, заметим в сторону, не значит комментировать напрямую от своего имени.) Отставки-назначения, которые не понимает и потому не принимает региональная властно-политическая среда, выглядят случайными, внутренне противоречивыми и слабыми. А то ли сейчас время, когда допустимо оставлять окружение с такими мыслями?

Например, мало кто из собеседников «КС» верит в будущее Сергея Нелюбова в качестве главы социального блока правительства. Его не считают человеком, который способен «спрашивать» с «зубров», вчерашних коллег-министров. Смещение Сергея Боярского с должности главы регионального минстроя в пользу его же давнего сотрудника Ивана Шмидта также возбуждает пытливое любопытство. Если Боярский не пользуется доверием, то почему преемником становится «человек Боярского» Шмидт? Если пользуется, то за что сняли? Компромиссность этих шагов вызывает вопросы, в том числе о продолжении, которое следует.

Вежливая корректность на грани интеллигентности (а человек-то заводской! — вспомнят некоторые) неизбежно будет оценена в Новосибирске. Возможно, именно потому, что, прямо скажем, не всем предшественникам врио губернатора она была присуща. И тем не менее, одно связано с другим — затянувшейся проблемой Травникова можно считать атмосферу настороженности и недоверия, которая его окружает (или, можно сказать, которой он сам себя невольно окружил). Дипломатичность всегда граничит с прохладностью: плюс-минус нюанс, и впечатление меняет знак.

Андрей Панферов и Дмитрий Асанцев
Андрей Панферов и Дмитрий Асанцев

Очевидная стратегия любого нового руководителя — формировать пул людей, которым он может доверять, которые не сдадут и не подставят. Вопрос, где их взять, всегда риторический. Люди идут за лидером, который внушает им доверие. И не идут, если у него каменное лицо или в глазах читается сомнение в них. Нельзя сказать, что Травников олицетворяет собой нечто неприятное — он, подчеркнем еще раз, всегда корректен и уважителен. Большинство собеседников врио губернатора позитивно описывают свои впечатления от общения с ним — как человек Травников, безусловно, вызывает симпатию. Но то, что при этом он «холоден» как руководитель и продолжает «держать дистанцию», на текущем этапе его региональной карьеры уже относится к факторам торможения. Виктор Толоконский знает, что говорит, когда выделяет «энергетический фактор» в управлении — управлять, настаивает он, значит «передавать энергию». В нашем и без того холодном краю иначе нельзя.

Заново создавая в Новосибирске систему власти, выстраивая собственную команду, Травников будет использовать в своих интересах человеческий капитал, который ему предоставляет регион. Теоретически он может стремиться превратить в союзников других участников прошлогоднего списка «Континента Сибирь» (конечно, мы были бы только рады тому, что люди, которых мы сочли — надеемся, объективно — заслуживающими управлять Новосибирской областью ближайшее десятилетие, были реально востребованы на этой территории, где они выросли, учились и добивались успеха). В его распоряжении кадры структур, в первую очередь имеющих отношение к технологиям, науке и инновациям (судя по им же расставленным приоритетам регионального развития). С некоторыми из федеральных организаций, работающих в этой сфере, Травников встречался уже по 5–6 раз. А некоторые, и среди них госкомпании, названные врио губернатора в числе наиболее значимых для области, пока не заметили к себе никакого интереса.

Ожидания дальнейших перестановок в областном руководстве после президентских выборов достаточно сильны. Кто войдет в состав правительства Андрея Травникова в окончательном итоге — пожалуй, второй по важности управленческий вопрос в регионе, поскольку от персонального состава команды и будут зависеть ее реальные возможности. А первый, непосредственно к нему примыкающий, но более широкий — каков вообще состав коалиции, на которую Травников планирует опираться, борясь за власть в Новосибирской области.

Несмотря на то что врио губернатора для Новосибирска по-прежнему человек-загадка, и он не успел еще проявить в полной мере свои качества лидера, безусловно, именно он — новосибирский «Человек года — 2017» в категории «Политика/власть». Мы не будем называть Андрея Травникова «политиком года», хотя бы потому, что политиком он становится у нас на глазах. Но он, неоспоримо, самое значительное явление на региональном кадровом небосклоне.

«Политик года»

Сложнее определить лучшего, самого профессионального политика, которого мы традиционно оценивали по способности успешно решать поставленные им перед собой задачи. Ни Андрей Шимкив, ни Юрий Зозуля, ни Вадим Головко, упоминавшиеся нами в итоговом обзоре год назад, не могут назвать 2017 год самым удачным для себя, Владимир Городецкий — особенно. Несмотря на то что в течение года происходило многое и многое получалось, вряд ли у каждого из них осталось полное удовлетворение тем, как все в конечном счете сложилось.

Виктор Игнатов и Андрей Шимкив
Виктор Игнатов и Андрей Шимкив

Как мы сразу и прогнозировали, «наш человек в Красноярске» Виктор Толоконский, оставив должность губернатора края, вернувшись в Новосибирск, занял здесь чрезвычайно заметное положение, на протяжении ноября-декабря выступая едва ли не более востребованным ньюсмейкером, чем врио губернатора или мэр. Для характеристики уровня развития, на который вышла политическая система Новосибирской области, это очень показательно.

На самом деле «республиканское» общество, которое шире и больше административно-аппаратного сообщества, часто ошибочно отождествляемого с властью, и должно быть устроено таким образом. Советская ситуация, когда, уйдя с административной должности, человек исчезал из активной жизни, не соответствует принципам общественного порядка развитых стран (где и не принято десятилетиями цепляться за госдолжности). Толоконский немало сделал для того, чтобы Новосибирская область была такой, какая она есть. Поэтому закономерно, что и он сам «не потерялся» в ней, уйдя в отставку.

Частично в шутку можно заметить, что бывших губернаторов НСО сейчас столько, что «еще немного», и их число сравняется с количеством бывших президентов США, каковые благополучно живут и выполняют важную стабилизирующую роль в стране с наиболее развитой экономикой мира. Следует добавить, опять же повторяясь, что тенденции развития новосибирской политсистемы в какой-то мере обозначают вектор позитивных изменений для России в целом, если ей удастся добиться таких же экономических предпосылок (в частности, освободиться от сырьевой иглы, которой в НСО, правда, никогда и не было).

Другой новосибирский экс-мэр и экс-губернатор Владимир Городецкий давно освоился с мыслью о том, что после отставки жизнь только начинается. Не остался он без дела и в этот раз, пополнив команду президентского полпреда в СФО Сергея Меняйло, который давно был замечен в стремлении опекать и поддерживать новосибирского губернатора, когда Городецкий занимал этот пост.

Сергей Меняйло и Анатолий Локоть — те фигуры из регионального политического списка, с которыми связан «восходящий» тренд. Если вспомнить, что у полпреда с 2016 года наблюдались трения в отношениях с красноярским губернатором, а Виктор Толоконский в 2017-м сменил место работы, то придется признать, что минувший год был для Меняйло временем достижения целей. Никогда ничего не удается в полной мере, и, вероятно, полпред хотел бы, чтобы к нему больше прислушивались в Новосибирске, чем идет на это соблюдающий дистанцию врио губернатора. Однако и здесь он достиг результата: обстановка в центре СФО разрядилась и стабилизировалась, по крайней мере временно, к чему нынешний хозяин здания на ул. Державина стремился практически сразу с момента своего появления в Сибири.

В 2017 году стало окончательно ясно, что Сибирь обрела публично активного президентского «наместника» — о том, как это выглядит, мы успели слегка забыть во времена Николая Рогожкина. Таким образом, если кто-то и заслуживает присуждения титула «Политик года — 2017», то это Сергей Меняйло — несмотря на то, что формально по статусу человека, находящегося на госслужбе, он «политиком» вообще не является.

Ожидания

Полпред неизменно поддерживал Владимира Городецкого в его разногласиях и с главой регионального Законодательного собрания Андреем Шимкивом, и с мэром Новосибирска. Можно предположить, что не с кем иным, как с Локтем, у Сергея Меняйло связаны сейчас ожидания сюрпризов в 2018 году. Именно мэр по состоянию на начало 2018 года обладает самым большим потенциалом роста, рывка вперед и вверх в Новосибирской области. Использовать предоставляющиеся ему шансы будет непросто, но ведь и кресло мэра в 2014 году тогдашнему депутату Госдумы никто не гарантировал — оно досталось ему в ходе очень трудной и интересной избирательной кампании, в которой приняли активное участие его союзники и партнеры, объединенные общей целью.

В 2017 году неоднократный призер новогодних политических рейтингов «КС» Анатолий Локоть одержал не так уж много побед. Команда КПРФ, тем не менее, справилась с испытанием на прочность в ходе довыборов в избирательном округе, который освободил, уйдя из Законодательного собрания, заместитель мэра Артем Скатов. Комментируя успех однопартийца Сергея Клестова в достаточно трудной борьбе, соратники Анатолия Локтя особо упирали на то обстоятельство, что выиграли под слоганом «Голосуй за команду мэра».

Дмитрий Асанцев, Анатолий Локоть, Андрей Травников
Дмитрий Асанцев, Анатолий Локоть, Андрей Травников

Разминка перед вероятным участием в губернаторской предвыборной кампании 2018 года была не самой трудной, но обнадеживающей к грядущим свершениям. В начале 2018 года Анатолий Локоть является сильнейшим фактором давления на нервы Андрея Травникова, фигурой, вокруг которой могут объединиться все недовольные «варягом», если он (и «варяг», и Локоть) это допустит. Правда, выставление компартией Павла Грудинина кандидатом в президенты снижает шансы Локтя пойти на губернаторские выборы и выиграть их. Как известно, в России губернаторы не выдвигаются, «не спросясь». Предполагалось, что согласование кандидатуры Локтя проведет в Кремле Геннадий Зюганов. Однако на данный момент в диалоге ЦК КПРФ и администрации президента превалируют другие темы — до Новосибирска ли им? Пока в Кремле не появится ясность, кто есть товарищ Грудинин, насколько он осложняет или, наоборот, облегчает переизбрание Владимира Путина, согласование кандидатуры новосибирского лидера КПРФ не возникнет в повестке дня. Если Грудинин наберет слишком много голосов по стране или его поведение будет сочтено некорректным, то, скорее всего, до разговора по Новосибирску вообще не дойдет дело.

Зато если на федеральном уровне все пройдет гладко, а в Новосибирской области электоральные результаты Путина окажутся существенно слабее, чем в среднем, это создаст повод для недоверия в адрес врио губернатора, и тогда согласованию кандидатуры первого секретаря обкома КПРФ откроется зеленый свет (чем в свою очередь допускается очень опасная игра на искусственное снижение поддержки Путина в регионе). Впрочем, понятно, что большую роль в решении вопроса сыграют «правильные» интерпретации и наличие каналов их донесения в центр. Многое тут зависит и от того, насколько честно будет вестись борьба в Новосибирской области.

«Скандал года»

Эксцессы исполнителей, как всегда, способны внести свои коррективы в планы кандидатов и собранных ими коалиций. В Новосибирске недавно был явлен пример, как это выглядит, когда очень хотят сделать «как лучше», но берутся за выполнение задачи слишком неуклюже: декабрьский эпизод с участием Виктора Толоконского затмил иные события, претендовавшие на титул «Скандал года».

Речь идет об истории, когда организаторы некоей конференции осознанно пригласили Толоконского под политических гастролеров из Москвы (с которыми и согласовывалась повестка) на роль мальчика для битья, что само по себе уже не очень прилично и вежливо. Замышлялось припереть бывшего главу региона к стенке, поинтересовавшись, одобряет ли он политику партии и советскую власть или, по современному говоря, кадровые решения Владимира Путина. В замысел также входило предварительно подогреть его, вслух развивая тему, как сняли его с должности в Красноярске — чтобы довести до готовности, когда и прозвучит роковой вопрос. План спрятаться за спину главы государства поражал своей креативностью. Но с реализацией получилось не очень: Толоконский имиджево переиграл постановщиков спектакля в свою пользу.

Скандал тут все — от стадии организации до качества исполнения. Почему сейчас интересно, подводя итоги года, вспомнить об этом событии? Да потому, что спустя прошедшее время ясен «сухой остаток» от случившегося. Он в том, что Толоконский всю середину декабря находился в центре всеобщего внимания и, пользуясь этим, делал программные заявления о невозможности выиграть выборы, не поинтересовавшись мнением избирателей. Таким образом, громко, при стечении привлеченной шумом публики говорил все то, что не может не понравиться людям, которые живут и работают в Новосибирске, — и что укрепляет его статус неформального лидера, региональной чести и совести. Статус невольно оказался подтвержден, хотя ни у кого нет данных, что это входило в планы экс-губернатора на декабрь, а гости из Москвы подыгрывали ему по предварительной договоренности.

Такое бывает — когда заведомый фаворит почти насильно втягивает противника в борьбу и делает его победителем. Актуальное напоминание на 2018 год.

Редакция «КС» открыта для ваших новостей. Присылайте свои сообщения в любое время на почту news@ksonline.ru или через нашу группу в социальной сети «ВКонтакте».
Подписывайтесь на канал «Континент Сибирь» в Telegram, чтобы первыми узнавать о ключевых событиях в деловых и властных кругах региона.
Нашли ошибку в тексте? Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ