Пер Брандт: «Поддержим экспериментальные и дискуссионные проекты»

Новый директор Гете-Института в Новосибирске ПЕР БРАНДТ — литературовед, полунемец-полудатчанин по происхождению и по гражданству. В его трудовой «копилке» на долю института приходится три года, за это время он послужил координатором проектов в индийском Бангалоре и немецком Берлине. В российскую Сибирь он приехал с женой после сочельника. Корреспондент «КС» АНТОН ВЕСЕЛОВ зафиксировал первые впечатления гостя.

— Первая ассоциация с Сибирью — холодно и далеко. Но когда я добрался до Новосибирска, увидел современный динамичный город с высоким уровнем жизни. Первое, что впечатлило, — как жители противостоят суровому климату. Я сам видел, как в –27 дети на горке катались в парке. Еще меня поразило, насколько высоко здесь ценится культура. Не только классическая, представленная музеями, филармонией и консерваторией. Но и современное искусство, такое, как наш проект «Игры и общество».

— Знаете, я согласился отправиться в Новосибирск еще и потому, что наш институт работает для всей Сибири и Дальнего Востока. Такое географическое, культурное и этническое разнообразие очень увлекательно.

— Традиционно у нас три направления: язык, культура, информация. Мы транслируем актуальную картину современной жизни в Германии, поддерживаем партнерские проекты в сфере культуры, в том числе совместные между немецкими художниками и локальными арт-группами. Мы ведем языковые курсы, принимаем международные экзамены и поддерживаем немецкий в школах. В мире 160 таких институтов в 90 странах, в том числе три в России — в Москве, Питере и Новосибирске. Финансирование института идет по линии МИДа. Свой вклад вносят и наши языковые курсы.

— В Новосибирске Гете-Институт с 2009 года. После Юлии Ханске и Штефани Петер я третий директор. Я намерен особый акцент сделать на языковые курсы. Мы расширяем их количество и выстраиваем прием международных экзаменов в Новосибирске.

— Мне нравятся уже реализованные у вас проекты. Скажем, фестиваль электронной музыки CDM, который впервые прошел в 2015 году. Это популярный берлинский фестиваль, логично, что его «филиал» есть и в Новосибирске. «Разговоры из темной комнаты» провели в 2016 году. Это перформативная инсталляция, в которой участвовали многие художники, но организовала все художник из Берлина Ханна Хурциг. Это серьезное исследование цензуры, границ личного и общественного пространства. Наконец, фестиваль немецкого кино.

— Мой подход — увеличение доли местной специфики. Проекты, которые мы будем поддерживать и развивать, должны вписываться в этот город. Я против «чистого» экспорта культуры из Германии, я за коллаборации.

— В первую очередь поддержим экспериментальные и дискуссионные проекты. То, что можно представить как некий вызов. Тренд, который мы взяли на вооружение во всем мире, и будем ему следовать в Новосибирске — поддержка «цифровых» проектов. Типа общество и игры. И конечно, в городе, где есть технопарк, где развита ИТ-индустрия, есть смысл такие проекты поддерживать.

— Мои личные предпочтения — литература, театр и искусство в общественном пространстве. Тематически ближе всего урбанистика и культура памяти.

— Наш ближайший проект — «Старое новое». Он пройдет в Художественном музее с 9 февраля по 8 апреля 2018 года. Идею можно определить одной строчкой: дизайн как воплощение инноваций и традиций в искусстве. На днях мы получим из Германии шесть контейнеров с экспонатами. Конечно, вместе с куратором прорабатываем и возможность участия новосибирских дизайнеров. В программе не только выставка, но и семинары, доклады.

— Следующий проект — «Конвертер». Это интернет-платформа на трех языках для молодых авторов и фотографов, направленная в первую очередь на страны бывшего соцлагеря. Мы намерены обсуждать все, что волнует молодежь в повседневной жизни, их связь с культурой и обществом. В 2018-м редакция «Конвертера» базируется в Новосибирске. Потом редакция переедет дальше — может, в Киев, может, в Москву или в Ташкент.

— Третий — фестиваль немецкого кино, который по традиции, скорее всего, пройдет в киноцентре «Победа» осенью этого года. Приглашаем людей из киноиндустрии.

— Говоря о будущих проектах по архитектуре и урбанистике, я держу в голове столетие стиля баухаус в 2019 году и мощные позиции Новосибирска по традициям конструктивизма. Нас интересует поиск общего наследства двух этих течений. И баухаус, и конструктивизм — две формы выражения стиля модерн, который все еще влияет на облик городов. Насколько баухаус релевантен сегодняшнему дню, ведь это отход от рационализма модерна, в нем хватает «игровых» моментов.

Получив запас деклараций на год вперед, корреспондент «КС» обрушился на Пера Брандта с давно занимающим вопросом: «Ваша карьера строится по принципу «экзотика–столица–экзотика» или Новосибирск для вас тоже столица?» Немец-датчанин ответил политкорректно, но душеподъемно: «Банголор — интересный, но колониальный и совсем не европейский город. А Новосибирск — город европейский, причем современный. Россия такая страна, в которой искусно сочетаются Европа и не-Европа. В каждом из вас есть как европейская идентификация, так и своя собственная. И это очень интересно для литературоведа, который учился в Берлине, Копенгагене и Париже».

Редакция «КС» открыта для ваших новостей. Присылайте свои сообщения в любое время на почту news@ksonline.ru или через нашу группу в социальной сети «ВКонтакте».
Подписывайтесь на канал «Континент Сибирь» в Telegram, чтобы первыми узнавать о ключевых событиях в деловых и властных кругах региона.
Нашли ошибку в тексте? Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ