Где в Новосибирске будет построен ледовый дворец спорта?

12 января в мэрии Новосибирска с участием главы города Анатолия Локтя, врио губернатора НСО Андрея Травникова и представителей депутатского корпуса состоится совещание, главным вопросом которого станет определение площадки для строительства ледовой арены. Если в прошлом году чаша весов склонялась в пользу аэропорта «Северный», то на текущем этапе выбор неочевиден, и вариант возведения ледовой арены на Горской вблизи метромоста вновь стал актуальным.  Редакция «Континента Сибирь» вместе с вице-мэром, начальником департамента строительства и архитектуры мэрии Новосибирска Алексеем Кондратьевым и депутатами горсовета разбиралась в плюсах и минусах обеих альтернатив, а также в том, какой проект имеет большие шансы на реализацию.

Предыстория вопроса

 Напомним, что наличие новой ледовой арены является главным условием проведения в Новосибирске молодёжного чемпионата мира по хоккею с шайбой на льду, который должен состояться уже в 2023 году.

О такой возможности положительно высказывался в марте 2016 года в ходе своего визита в Новосибирск первый заместитель председателя государственной Думы РФ, председатель олимпийского комитета России Александр Жуков. «Идея провести в Новосибирске молодежный чемпионат мира по хоккею, безусловно, хорошая. В случае если международная федерация хоккея поставит этот вопрос на обсуждение, то я обязательно поддержу Новосибирск» – заявлял Александр Жуков во время своего визита.

Заявку на проведение чемпионата одобрили ещё в мае 2016 года в Кёльне, тогда проект ледовой арены на конгрессе международной федерации хоккея представляли Анатолий Локоть и Владимир Городецкий. Предыдущий глава области в тот раз заявил, что строительство новой арены должно начаться уже в 2019 году.

Для разработки проекта нового спортивного объекта была учреждена новая компания ООО «Парк чемпионов», её возглавил Дмитрий Шатохин, член попечительского совета ХК «Сибирь» и бывший генеральный директор, а в настоящее время член совета директоров «Сибирского антрацита» — учредителя «ХК Сибирь». О целях создания этой компании в интервью «КС» рассказывал сам Дмитрий Шатохин.

«Функции и намерения подробно прописаны в меморандуме о взаимопонимании в отношении строительства арены, который мы вместе с областью и городом подписали 2 февраля 2017 года.  Мы организовываем проект, его градостроительную и архитектурную концепции, а также вносим свои идеи по формированию инвестиционных предложений и проведению аукциона на право аренды земли, на которой эта арена должна появиться», –  пояснял Дмитрий Шатохин. Это интервью было дано еще до того, как депутаты городского совета Новосибирска отказали в перезонировании участка земли.

Предполагалось, что ледовая арена будет построена в пойме реки Оби на левом берегу, вблизи Горского микрорайона. Специально для этого планировалось запустить новую станцию метро на левом берегу между Студенческой и Речным вокзалом.

Для строительства арены планировалось привлечь инвестора. Повышение инвестиционной привлекательности планировалось за счёт предоставления дополнительных площадей для жилой застройки.

Земля в рассматриваемом районе поделена между городом и областью. 10 га принадлежат области, 30 га — муниципалитету. Именно эти 30 га и планировалось отдать застройщику для возведения нового жилого массива, но депутаты городского совета отказались перезонировать эту землю.

«В первом варианте предполагалось привлечь для строительства ледового дворца спорта частного инвестора, а его затраты компенсировать предоставлением муниципального земельного участка для строительства и дальнейшей продажи жилья. При такой финасово-экономической модели было бы логично, чтобы сооружение впоследствии было передано на баланс правительства Новосибирской области. Но по предлагаемой модели новый стадион оставался в собственности инвестора, что с нашей точки зрения не логично», – комментирует ситуацию председатель комиссии по научно-производственному развитию и предпринимательству совета депутатов Новосибирска Игорь Салов.

В свою очередь депутат совета депутатов Новосибирска Кирилл Покровский обращает внимание на то, что в рамках рассматриваемой схемы на инвестора не налагались обязательства по налаживанию инфраструктуры нового района. Обязанности по возведению социальной инфраструктуры ложились на город. По мнению депутата, это и стало одной из причин отказа в перезонировании участка.

«По условиям предыдущего варианта проекта, город на безвозмездной основе должен был перезонировать и  передать инвестору 30 га земли и потом ещё нести финансовые обязательства по социальному и инфраструктурному развитию этого участка. То есть потенциальный инвестор строит жильё, зарабатывает на этом, часть прибыли вкладывает в строительство стадиона, а всё остальное ложится на плечи городского, областного и федерального бюджетов. Это и строительство школ, и больниц, и других социальных объектов. Сама по себе капиталоёмкость проекта гигантская, она не соизмеримо выше возможностей бюджета на сегодня», – объясняет причину отказа Кирилл Покровский.

Впрочем, ранее в интервью «КС» Дмитрий Шатохин отмечал, что различные социальные объекты предусмотрены в плане застройки, но подробности не уточнял.  Получить актуальные комментарии у «Парка чемпионов» на момент сдачи материала не удалось.

Множество площадок

После отказа совета депутатов перезонировать участок активное обсуждение получили альтернативные предложения о новом месте для ледового дворца спорта.

В настоящий момент рассматривается вариант его строительства рядом с Экспоцентром, на территории сада Мичуринцев, в военном городке. Последний из предложенных вариантов — территория аэропорта «Северный».

Одним из вариантов размещения ледовой арены являлась площадка около Экспоцентра

Единой позиции у представителей депутатского корпуса по тому, какая площадка является наиболее подходящей, нет. У каждого из вариантов есть свои противники и сторонники. Игорь Салов выступает за строительство ЛДС рядом с Экспоцентром, по его мнению, это будет стимулировать развитие района. Депутат совета депутатов Новосибирска Антон Тыртышный считает, что оптимальным местом стал бы сад Мичуринцев, из-за близкого расположения станции метро. Проект в «Северном» на его взгляд, слишком дорог. Кирилл Покровский уверен, что все предложенные варианты, кроме первого и последнего нереальны, и сконцентрироваться необходимо на рассмотрении двух вариантов строительства: рядом с Горским и на территории аэропорта «Северный».

«Учитывая ряд различных факторов, в настоящий момент мы сосредоточились на трех площадках: территория бывшего городского аэропорта, территория Сада Мичуринцев на пересечении улиц Кошурникова и Никитина и территория в пойме реки Обь по ул. Немировича-Данченко. При этом мы как раз исходили из фактора обеспечения инфраструктурой планируемого места размещения будущей ледовой арены», — рассказал «КС» вице-мэр Новосибирска Алексей Кондратьев.

Земля аэропорта «Северный», по данным Росреестра, принадлежит компании «Айден». Генеральным директором компании является Светлана Кононова, которая занимает пост главы ООО «СДС-финанс» — дочерней организации Кемеровского холдинга «СДС». О готовности передать этот участок под строительство ледовой арены заявлял представитель другой дочерней компании холдинга — «СДС-строй» — во время совещания с Андреем Травниковым.

«Аэропорт «Северный» — это один из вариантов места строительства ледовой арены, но по нему пока что очень мало информации. Известно, что есть предварительные договорённости с собственниками земельного участка, которые готовы выделить часть земли под строительство стадиона – эта вся информация которая у нас есть, – комментирует ситуацию Кирилл Покровский –  Нам пока даже не предоставляли информацию по потенциальному развитию транспортной и дорожной инфраструктуры, которая там должна быть.  А самое главное, не ясно на ком должна лежать ответственность за развитие инфраструктуры. Надеюсь, 12-го января на совместном совещании с участием врио губернатора и мэра, информации будет больше».

Непонятна ситуация и с садом Мичуринцев, так как эта земля находится в федеральной собственности. «Пока  нам не могут назвать сроки, в которые участок может быть передан в областную собственность для реализации проекта, поэтому мы эти моменты до сих пор  прорабатываем», – заявил Алексей Кондратьев.

Идею строительства стадиона на первоначальном месте продвигает компания «Парк чемпионов». Представители компании от дополнительных комментариев оказались, отметив,  что их позиция чётко изложена в интервью с Дмитрием Шатохиным.

Где взять деньги?

К каждому из трех рассматриваемых проектов остаётся один принципиальный вопрос: на какие средства их планируется реализовывать, и сколько средств для этого потребуется.

Конечно, каждый из этих проектов требует серьёзных инвестиций: необходимо не только построить сам объект, но и создать необходимую инфраструктуру, обеспечить транспортной доступностью, необходимыми коммуникациями. Однако стоимость возведения объекта на каждом из участков будет также различной.

Транспортная доступность – один из ключевых моментов, на которые обращают внимание в мэрии.

Обеспечить свободный доступ болельщиков к саду Мичуринцев планируется с помощью станции метро «Золотая нива», для этого потребуется достроить второй туннель. Работы оцениваются в один миллиард рублей. Столько же, по словам Алексея Кондратьева, потребуется и для запуска станции метро рядом с Горским жилмассивом.

Строительство в Северном влечёт за собой большие траты на создание именно транспортной доступности. В этом варианте стадион будет находится в 2,5 километрах от станции метро. Рассматривается вариант продления ветки и создания дополнительной станции, но для самого строительства тоже необходим свободный проезд. К тому же о проекте дворца спорта на территории аэропорта пока что мало что известно.

«Некоторые аналитики и специалисты говорят, что этот вариант может оказаться самым дорогим. Если начинать строить при сегодняшней транспортной инфраструктуре, то она попросту не выдержит, дороги захлебнутся – проект не будет успешным. Если же строить и развивать его системно, начать с расширения и строительства  улиц, то все это обойдется не в 2 и не 3 миллиарда рублей, а гораздо больше», – оценивает затраты Кирилл Покровский.

О дороговизне этого проекта говорит и депутат Антон Тыртышный. «С моей точки зрения проект ЛДС в аэропорту «Северный» достаточно дорогостоящий на фоне других вариантов, потому что там полностью отсутствуют инженерные обеспечение этой площадки».

О большой стоимости развития инфраструктуры в северном направлении, в беседе с «КС» говорил и вице-мэр Алексей Кондратьев: «Для того, чтобы решить вопрос по транспортной доступности территории бывшего городского аэропорта, необходимо расширить улицу Аэропорт. При этом, в планах развития северного направления у нас значится строительство метрополитена вдоль Красного проспекта до пересечения с ул. Краузе, что потребует серьезных бюджетных затрат. Для того, чтобы обеспечить доступность наземным транспортом, помимо расширения ул. Аэропорт следует построить двухуровневую развязку на пересечении ул. Жуковского и Мочищенского шоссе.  Стоимость такого объекта оценивается в размере 2,5 – 3 млрд. руб».

Также будет необходимо продлить ленинскую линию метро до бывшего городского аэропорта. Это диктуется и планами мэрии по застройке данной территории. «160 га земли будет задействовано под жилое строительство, площадь которого, по предварительным оценкам, составит 1,6-1,7 млн. кв. м». – заявил Алексей Кондратьев.

По мнению экспертов, возведение самого объекта в пойме реки Оби обойдется дороже за счёт затрат на подготовку земли для строительства, но обеспечить транспортную доступность проще, ветка метро уже есть, осталось запустить станцию. Реализация этого проекта зависит от депутатов городского совета, а они не согласны рисковать городским бюджетом.

«Нужно понимать, в каком виде сейчас предлагается к реализации этот проект. Если он предлагается так же с передачей 30 га области под жильё, то я думаю, это проект неприемлем. Если его реализация предполагается за  счёт бюджетных областных средств, без загрузки этой территории дополнительным жильём, то я думаю, депутаты более внимательно отнесутся к этому проекту», — продолжает Антон Тыртышный.

О подобном варианте строительства высказывался и первый советник мэра Новосибирска Виктор Толоконский. В разговоре с «КС» он отметил, что арену должен строить бюджет, а финансирование команды должно происходить из частных источников. Своё мнение советник мэра основывает на практике НХЛ.

На подготовку инфраструктуры для строительства дворца спорта обещали выделить деньги из федерального бюджета. Областным властям остаётся найти средства на строительство объекта.

Представители «Парка чемпионов» не комментируют вариант, при котором арена строилась бы на Горском, но финансовая модель была бы другой. Вместе с тем, ранее в интервью «КС» Дмитрий Шатохин прояснял позицию компани на этот счет. «Конечно же, формально для строительства арены достаточно и 10 га. На такой площади возвести арену реально, если есть бюджетные деньги, или есть некто, кто может вложить существенную сумму на возведение. Но как самостоятельный бизнес арена из себя ничего не представляет. Затраты на ее строительство несопоставимы той прибыли, которую она сможет принести, даже в долгосрочной перспективе. Кто в таком случае придет на аукцион? Поэтому мы предложили именно такую инвестиционную модель. Давайте дадим инвестору разумные условия, чтобы у нас появилась арена».

Проект арены у метромоста в настоящий момент единственный проработанный и готовый, но по словам собеседников «КС», осуществить его можно только при строительстве на бюджетные деньги, так как депутаты уже заявили свою позицию.

«На мой взгляд, было бы идеально консолидировать муниципальный, федеральный и областной бюджеты,  привлечь частных инвесторов и на 10 га построить объект. Так практически везде в мире и происходит», – заявил Кирилл Покровский.

Об отказе от варианта строительства с привлечением инвестора говорит и Алексей Кондратьев. «Модель, которая предполагалась с участием инвестора и возвратом средств за счет жилищного строительства по ул. Немировича-Данченко не рассматривается. Пока мы придерживаемся варианта с участием бюджетного финансирования», — пояснил собеседник «КС».

12 декабря участникам совещания вероятнее всего будут представлены новые данные. Окончательное решение должно быть принято в течение ближайших недель. Как пояснил «КС» Александр Жуков, властям региона необходимо как можно быстрее определиться с проектом, чтобы успеть к молодежному чемпионату мира.

Редакция «КС» открыта для ваших новостей. Присылайте свои сообщения в любое время на почту news@ksonline.ru или через нашу группу в социальной сети «ВКонтакте».
Подписывайтесь на канал «Континент Сибирь» в Telegram, чтобы первыми узнавать о ключевых событиях в деловых и властных кругах региона.
Нашли ошибку в тексте? Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ