Совесть у нас уже есть, что дальше?

Год назад на рынок российских банковских услуг вышел новый продукт — карты рассрочки. В чем суть этого продукта, почему он появился только сейчас, в чем его отличия от кредитных карт, и кто на сегодня главные игроки этого рынка — в материале «КС».

Покупатели, ритейлеры и банки «в одном флаконе»

Идею и механизм действия карт рассрочек можно считать достаточно простыми. Пользуясь такой картой, покупатель приобретает товар, а после этого выплачивает за него сумму равными частями каждый месяц. При этом важно отметить, что клиент не платит проценты, если производит платежи вовремя. Зато торговые точки, которые принимают карту, платят комиссию банкам. В итоге при такой схеме покупатели получают возможность беспроцентного займа, торгово-сервисные предприятия —  приток клиентов, банки  —  комиссию.

Саму идею подобного продукта нельзя назвать новой. Первые карты рассрочек появились в странах Латинской Америки около 40–50 лет назад. Позже они распространились на США, Турцию, Израиль, а в Россию пришли только в прошлом году. Первыми картами рассрочки в России можно считать  карту «Халва» Совкомбанка и карту «Совесть» банка «Киви».

«Для того чтобы подобный продукт появился на рынке и развивался, нужны конкретные предпосылки: у людей недостаток доходов для поддержания высокого уровня потребления, а розничным сетям не хватает драйверов для нового роста. Поэтому появление подобного продукта стало логичным. Когда мы задумались о запуске карты рассрочки, нас удивило, почему до сих пор в России нет ничего подобного», — поясняет PRдиректор карты рассрочки «Совесть» Мария Заикина.

«Вопрос о росте товарооборота и поиске надежного источника привлечения клиентов становится для ритейлеров критически важным, особенно с натиском федеральных сетей. И надеяться здесь только на привычные инвестиции в маркетинг, рекламу и брендинг, как минимум, рискованно, — ранее отмечал «КС» главный управляющий директор Совкомбанка Андрей Спиваков. — Таким образом, карта формирует новую клиентскую ценность:  покупать только в рассрочку, «сколько заплатил — столько и вернул».

Карты рассрочки против кредитных карт

Чем же принципиально отличаются карты рассрочек от привычных «кредиток», и можно ли говорить о конкуренции между ними? По мнению банкиров, скорее нет, чем да.

Прежде всего, расплачиваться картами рассрочки можно только в предприятиях- партнерах банка, причем платить нужно строго оговоренную сумму. Если клиенты платят вовремя, то банки получают только проценты с продаж от магазинов. Кроме того, период, за который надо расплатиться за покупку, у карт рассрочек обычно длиннее, чем у «кредиток», но это зависит от суммы покупки. Так, выплачивать 12 месяцев 2 тысячи рублей не получится. Конечно, учитывая эти различия, нельзя утверждать, что карты рассрочек намного лучше кредитных карт.

Фото: goodfon.ru
Фото: goodfon.ru

«Принципиальный момент в том, что кредитная карта позволяет платить минимальными платежами в сравнении с картами рассрочек. Предположим, вы купили товар за 9 тысяч рублей и платите 5% от этой суммы, то есть, условно говоря, 500–600 рублей. В случае с картами рассрочки ваш платеж существенно вырастает. Вам нужно будет вовремя уложиться и погасить его», — объясняет различия руководитель филиала одного из крупных банков на условиях анонимности.

Впрочем, участники рынка карт рассрочек не видят в этом недостатка и, напротив, считают обычные «кредитки» менее удобными для клиентов. «Среди минусов кредитных карт — сложная механика погашения: минимальный платеж в рамках грейс-периода (льготного периода уплаты процентов по кредиту)  5–10% от суммы покупки, затем остаток до полной суммы перед окончанием грейс-периода. Дата платежа привязана к дате оформления договора, ее надо запомнить», — перечисляет недостатки кредитных карт Мария Заикина.

В свою очередь банковские аналитики не отрицают перспективность карт рассрочки.

«Это,  безусловно, интересный и востребованный финансовый продукт, —  делится своим мнением аналитик компании «ФИНАМ» Алексей Коренев. — Они определенно полезны некоторому кругу потребителей, которые частенько совершают спонтанные покупки, не имея на руках достаточное количество денежных средств. При этом система штрафов, пеней или повышенных кредитных процентов при просрочке возврата средств стимулирует пользователей придерживаться необходимой дисциплины».

Выйдут ли на рынок карт рассрочки классические банки?

Банкиры, которые еще не начали выпуск карт рассрочки, присматриваются к этому продукту и анализируют, стоит ли выходить в этот сегмент, или нет.

«Альфа-Банк сейчас внимательно смотрит на такие карты и анализирует их. При определенном обстоятельстве, сочетании факторов и потребностях клиентов мы будем рассматривать запуск таких карт»,  —  рассказывают о планах в Альфа-Банке.

«Мы рассматриваем возможность запуска карт рассрочки, однако в целом считаем, что этот продукт подходит не всем клиентам, а только тем, кто активно совершает покупки в магазинах-партнерах какого-либо банка, при этом суммы некрупные. В этом смысле классическая кредитная карта функциональнее, поскольку платить ею можно где угодно, при этом есть льготный период», — пояснил «КС» начальник управления развития продуктов Бинбанка Алексей Охорзин.

Credit cardА в Райффайзенбанке заявляют, что у них уже есть схожий по характеристикам продукт. «Карты рассрочки очень похожи на кредитные карты с длительным грейс-периодом. В нашей линейке есть подобный продукт  —  карта, которая умеет ждать. Так же, как и у карт рассрочки, здесь есть льготный период до 110 дней (больше трех месяцев), когда можно не платить проценты», — отмечает заместитель директора по розничному бизнесу РЦ «Сибирский» Райффайзенбанка Эльвира Емец.

Однако эмитенты карт рассрочек считают, что даже схожие по функционалу кредитные карты все равно нельзя считать эквивалентным продуктом, поскольку карты рассрочек не зарабатывают на пользователях. «Ключевое отличие — в способе заработка. Другие финансовые продукты зарабатывают на клиенте, который платит проценты. Более 60% пользователей кредиток «вылетает» из грейс-периода. Карта рассрочки не зарабатывает на потребителе. Ей за каждую транзакцию платят магазины-партнеры (при этом цена для клиента одинаковая, платит ли он «Совестью», кредиткой, наличными). Именно это и позволяет давать человеку деньги без процентов, так, чтобы он возвращал ровно столько, сколько потратил (для этого только нужно вносить платежи вовремя  —  это единственное условие)»,  —  напоминает  Мария Заикина.

Текущий охват

Как уже было сказано выше, в настоящее время в России наиболее известными и распространенными картами рассрочек можно считать «Халву» Совкомбанка и «Совесть» банка «Киви».

Как ранее писал «КС», несмотря на то, что с момента выпуска первой партии карт «Халва» не прошло и года, к партнерской программе уже присоединились более 70 тыс. магазинов по России (это более 17 тыс. торговых компаний). Только в Новосибирске действуют более 170 тыс. карт «Халва», в Кузбассе — более 140 тыс., в Томске — более 70 тыс.

В списке партнеров можно найти крупные федеральные сети бытовой техники («М.Видео», «Эльдорадо»), ритейлеров цифровой техники (Samsung), электронных ритейлеров (Lamoda), сети кофеен («Шоколадница») и др. Но одними из самых активных участников программы стали федеральные продуктовые сети. Партнером карты «Халва» стал Х5, сначала сделав проект на супермаркетах «Пятерочка», а сейчас подключив также форматы «Перекресток» и «Карусель». Всего вместе с региональными игроками партнерская сеть насчитывает более 2000 разных брендов.

У «Совести» статистика пока скромнее. По информации, которую дал представитель компании, у карты более 40 тысяч партнеров и 530 брендов по всей стране. В Новосибирске у «Совести» порядка 235 партнеров (включая онлайн-магазины). Вместе с тем, как отмечают в компании, в каждой из топ-5 наиболее популярных категорий по количеству транзакций в регионе (электроника, кафе, одежда и обувь, ювелирные изделия, детские товары) присутствуют крупные федеральные сети.

Например, в Сибири картой «Совесть» можно оплачивать покупки в таких федеральных сетях, как «Дикси», Burger King, «Эльдорадо», «М.Видео», «Связной», «Ситилинк», Sony Centre, «Дочки-сыночки», Kari, LaModa, фирменных магазинах Samsung, «Шатура», Finn Flare, Colin’s, SELA, «Иль Де Ботэ», SUNLIGHT, авиакомпании «Аэрофлот» и других.

«Чем больше мест, где можно использовать рассрочку, тем более привлекательна карта для покупателя. Это дает и банку экономию на масштабе, снижение удельных затрат, увеличение входящих денежных потоков и доходов. Совкомбанк, стартовавший с программой «Халва» в 70 регионах, считает, что минимальный охват должен составлять 10% розничного торгового оборота в регионе»,  — отмечает ведущий аналитик ГК TeleTrade Марк Гойхман.

Барьеры развития

По мнению аналитиков, говорить о том, что карты рассрочки станут абсолютно массовым продуктом и вытеснят классические банковские продукты, пока  не приходится.

«Это связано с тем, что далеко не все потребители склонны совершать спонтанные покупки или приобретать что-то, не имея наличности в кошельке. Да и дебетовые карты, имеющие широкое распространение и имеющиеся почти у каждого жителя крупного города, составляют немалую конкуренцию картам рассрочки. Зачем приобретать карту рассрочки, если можно рассчитаться дебетовой картой?» — рассуждает Алексей Коренев.

Что касается кредитных карт, то их популярности тоже пока ничего не угрожает.  «На популярности кредитных карт этот вид услуг вряд ли скажется. Всё же у этих двух видов карт разная целевая аудитория. Карты рассрочки ориентированы больше на небогатую часть населения. Кредитные же карты пользуются неизменным спросом именно среди зажиточной части потребителей. Так что скорей всего эти два вида финансовых продуктов вполне мирно будут существовать в параллельных плоскостях», — уверен Алексей Коренев.

В пользу кредитной карты говорит и то, что ею можно расплатиться где угодно, а картой рассрочки — лишь в партнерской сети. Однако в пользу карт рассрочки работает психологический момент. Ведь это совершенно другой продукт, и если не нарушать платежную дисциплину, то, условно говоря,  не придется продавать последнюю рубашку.

Редакция «КС» открыта для ваших новостей. Присылайте свои сообщения в любое время на почту news@ksonline.ru или через нашу группу в социальной сети «ВКонтакте».
Подписывайтесь на канал «Континент Сибирь» в Telegram, чтобы первыми узнавать о ключевых событиях в деловых и властных кругах региона.
Нашли ошибку в тексте? Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ