Владислав Ильин: «Инновации – люксовый сегмент»

Новосибирская компания «Био-Веста» была одним из первых игроков на региональном уровне, сумевшим построить бизнес на производстве жидких пробиотиков для массового рынка. В День российской науки генеральный директор компании ВЛАДИСЛАВ ИЛЬИН объяснил в рамках лекции в ГПНТБ СО РАН, что такое пробиотик, и зачем человечество «прикормило» симбионтов.

—  Владислав, можно ли утверждать, что пробиотики стали новым трендом в здоровом образе жизни человека, придя на смену витаминам и диетам? И если да, то почему?

 У современных людей все чаще наблюдается функциональная недостаточность. Немного хуже работает кишечник, чуть слабее печень. Приходится компенсировать отсутствие наших симбионтов. Я подробно начал интересоваться этим вопросом, когда пришел в научно-производственное объединение «Вектор». Так вот: жизнь в  городе требует от человека определенной адаптации. Урбанизация в нашей стране началась не так давно — 70-80 лет назад. А до этого наши родственники жили совсем иначе. Они много двигались, ели твердые корнеплоды —  морковку и брюковку. И у них в системе пищеварения хватало пищевых волокон,  бифидогенных факторов, которые позволяли нашим симбионтам нормально развиваться. 20-30 тысяч лет назад витаминов было не так много. Человек питался тем, что нашел. А пища ему попадалась не такая разнообразная. Сегодня еды вдоволь.

—  То есть симбионты, получается, находятся в кишечнике «по привычке»?

 Похоже, так. К примеру, корова вообще не может существовать, если вы ее лишите симбионтов. Она не выживет. Свинья уже легче это перенесет. У нее есть ферменты, которые способствуют перевариванию. А целлюлоза, которую корова поедает, не переваривается ферментами. Только бактерии могут разлагать целлюлозу на составные части и продуцировать из нее что-нибудь съедобное. По крайней мере, теленок наращивает мясо не потому, что съел мяса, а потому что бактерии синтезировали эти самые незаменимые аминокислоты, из которых его организм себя выстроил. И они синтезировали не 1-2 кг, а 200-300 кг мяса. Вот и человеку без симбионтов жить сложно. И в тот момент, когда пенициллин изобрели и началась эра антибиотиков…

—  Это все негативно отразилось на симбионтах….

 Микрофлора не убивается антибиотиками полностью, но она значительно уменьшается. Антибиотики во второй мировой войне активно уже начали использовать.  А проблемы с микрофлорой мы стали получать в 50-60-ых годах двадцатого века, когда их начали прописывать массово. По крайней мере, в нашей стране. Сейчас уже не так… Но есть еще много факторов, которые не позволяют поддержать наших симбионтов в норме. Первое — это сокращение в пищевом рационе овощей и фруктов и грубого зерна. Мода на полезное возвращается, но все равно мы не съедаем того количества еды, которое для наших предков было нормой: 3-4 кг еды в день. А именно в этом количестве находится необходимое для  бифидобактерий, например, количество пищевых волокон и других компонентов.  Они живут в толстом кишечнике, и до них не доходит ничего другого, остальное съедаем мы.

—  К чему это привело?

 Мы как популяция находимся в переходном периоде. Я очень жалею, что в школе или в университете нет курса о том, как устроен человек, как эксплуатировать те или иные органы. Кроме антибиотиков пищевая промышленность изобрела консерванты. Для человека они не приносят вреда, на микрофлору оказывают ингибирующее воздействие. Консерванты не позволяют развиваться в еде бактериям, чтобы еда не пропала. Но, попадая в кишечник, они сдерживают развитие симбионтов. Для того чтобы нам пережить все эти особенности переходного  этапа, нужно сформировать привычки. Научить диагностировать состояние микрофлоры по собственному ощущению. Это нельзя понять головой. У вас есть тело — либо вы его слышите, либо нет. Если слышите, вы можете ему помочь. Вот состояния микрофлоры нужно уметь «слышать». Если голова ясная — значит, все нормально. Если вы поели и вам хочется поспать, то у вас проблемы с кишечником.  Почему? Если микрофлора симбиотическая, то она, как правило, не выделяет метаболитов, которые являются для нас эндотоксинами. Если у нас есть микрофлора, которая не вполне с человеком дружит, то какое-то количество неполезных веществ толстом кишечнике есть всегда. После еды увеличивается интенсивность  всасывания в кишечнике  и, если там есть какая-то гадость, то вы ее получаете в кровь. Как только в крови появилось что-то не то, печенка не успевает, как правило, быстро активироваться и ксенобиотики нейтрализовать. Мозг отравляется, снижается его активность. После еды должна быть радость, прилив энергии.

— Вы сейчас говорите о пользе знания обо всей машинерии жизни.

— Если вы ездите на машине и не понимаете, как она работает, то вы точно встрянете. Так вот про себя знать это еще более важно. Эксплуатировать свой организм нужно в разумных пределах, помогать ему по возможности. По-научному расширять его адаптационные  возможности к различным нагрузкам: к пище, к стрессам, к климату. Если у вас нормальная микрофлора, то многие перегрузки переносятся легко. Микрофлора разгружает печень. Она берет  на себя значительную часть функций. Снабжает большим количеством биологически активных веществ,  в том числе витаминов.  Для микрофлоры необходимо сформировать  условия существования. Это – двигательная активность, продукты без консервантов, каши из цельного зерна и овощи, квашеная капуста и кисломолочные продукты в рационе. Иногда нужно все-таки пробиотики пропить. Они сдвинут гомеостаз в нужную сторону. Наша компания 20 лет занимается формированием новых привычек,  нового способа проживания в городе. За последние 5 лет мы инициировали в 100 детских садах программу, проводники которой учат детей, что у них есть живот, что для него полезно, а что нет.

— Почему бы это все не масштабировать,  почему на выходе так мало этой продукции?

Основная причина спрос. Инновация в том и заключается, что в момент своего появления о ней знают только профессионалы.  Продукция нашей компании представлена во всех крупных сетях. Осталось «подтянуть» имущественный и образовательный фактор. Ведь инновации это как правило люксовый сегмент.

Какое будущее определено этому рынку?

В массовом сознании существует неразбериха. Пробиотиками называют широкую группу микроорганизмов. Если же говорить об исключительно бифидобактериях, то их нужно делать только по специальной технологии. Их нельзя вырастить на молочном заводе. Нужно оборудование другого уровня и другой уровень контроля. Но это достижимые вещи. В теории  повторить способ культивирования бифидобактерий могут многие лаборатории, но поверить в эту теорию и сделать ее живой, в этом и заключается инновация. Важно сформировать фундамент для формирования здоровья у сегодняшних поколений.  Потому что мамы своим детям уже не передают бактериальный запас.

Редакция «КС» открыта для ваших новостей. Присылайте свои сообщения в любое время на почту news@ksonline.ru или через нашу группу в социальной сети «ВКонтакте».
Подписывайтесь на канал «Континент Сибирь» в Telegram, чтобы первыми узнавать о ключевых событиях в деловых и властных кругах региона.
Нашли ошибку в тексте? Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ