Любовь, смерть и буддизм в Театре Афанасьева

Новосибирский драматический театр под руководством Сергея Афанасьева открыл 29-й творческий сезон 1 и 2 сентября спектаклем DREAMWORKS по пьесе Ивана Вырыпаева. Премьера состоялась еще в первых числах июля, но увидеть ее успели не все поклонники творчества Сергея Афанасьева. Корреспондент «КС» побывала на пресс-показе.

 Иван Вырыпаев — отечественный драматург, актер, кинорежиссер, сценарист, продюсер, до недавнего прошлого художественный руководитель театра «Практика», обладатель множества профессиональных наград, хорошо известный не только в России, но и в Европе. И если сначала творчество Вырыпаева ассоциировалось в основном с камерными проектами для узкого круга, теперь его ставят на больших сценах ведущих театров: тот же DREAMWORKS в прошлом сезоне показали в МХТ им. Чехова. Новосибирские режиссеры тоже охотно обращаются к драматургии Вырыпаева. Внимательный зритель вспомнит «Танец Дели» и «Иллюзии» в Театре Сергея Афанасьева или, например, недавнюю премьеру «Пьяных» в «Глобусе».

Худрук НГДТобъясняет свой интерес к текстам Вырыпаева, кроме прочего, тем, что в них количество сказанного переходит в качество, речевые фразы обретают особую музыкальность. Хотя как раз длинные периоды, по всей видимости, составляют и главную сложность для постановщиков (все остальное в этих текстах с их четкой структурой и афористичными диалогами может только радовать). Как произносить пространные монологи о том, что «любовь — это не стремление чем-то обладать, а пространство, из которого все состоит» или, например, что «мужчины и женщины нужны, чтобы помогать друг другу идти по жизненному пути»? На полном серьезе — невозможно, на полном гротеске — скучно. Сергей Афанасьев, пожалуй, нашел правильную меру, не слишком разукрашивая эти прописные истины, но и не выдавая их за истину в последней инстанции. Скорее, он оставляет зрителю свободу толкования спектакля. Хочешь — вычитывай глубокий философский смысл, хочешь — смейся над почти водевильным нагромождением любовных треугольников.

Действие, как это часто случается у Вырыпаева, перенесено в некий западный социум, на сей раз напоминающий Америку 60-х с ее свободными нравами, высокими платформами и интересу к эзотерике. Главный герой Дэвид (Андрей Яковлев) — редактор научно-популярного журнала, три месяца назад похоронивший любимую жену Мэрил (Вера Бугрова). Однако говорливая блондинка в голубом платье продолжает гулять по сцене: то ли призрак, то ли живая память, то ли внутренний голос. К счастью, в отличие от своих дружков, Дэвид не слишком увлекается виски и другими химическими способами изменения сознания, так что хотя бы версия наркотического бреда отпадает. Итак, Дэвид опустошен, он не видит смысла в жизни без любви и не видит возможности любви без Мэрил. Но однажды друзья приводят в его дом женщину по имени Элизабет (Татьяна Жулянова). Ее появление, поначалу показавшееся случайным, на самом деле было тщательно срежиссировано друзьями. А их в свою очередь проинструктировала Мэрил, еще когда была жива. Чем был продиктован ее поступок: искренней заботой или попыткой тотального контроля с того света, желанием подарить свободу или привязать к себе навечно…

34_08_02Разобраться непросто, как и в любой любовной истории, которых в этой фабрике грез несколько. И если главная линия разыгрывается по большей части на высокой ноте, то второстепенные радостно и беззастенчиво превращаются в мюзикл, наполняя пространство спектакля музыкой, песнями и танцами. Наверное, зрители от этого только выиграли, ведь иначе было бы не так просто два часа прожить в почти стерильном, хирургически выверенном, прозрачном и не слишком уютном тексте Вырыпаева. «Чтобы открыть любовь, нужно полюбить мир. И себя в этом мире. А это сделать непросто. Поэтому мы любим то, что нам нравится, и не любим то, что нам не нравится. Любим то, что удобно, и не любим то, что неудобно. Любим сладкое и не любим невкусное. И от этого разногласия мы строим свою жизнь», — говорит сам режиссер в предоставленной театром аннотации к спектаклю.

Иван Вырыпаев известен тем, что ему редко нравятся постановки по его пьесам. В одном из интервью он сравнивал работу драматурга с работой почтальона: автор выступает как посредник с запечатанным конвертом в руке, и его ответственность заключается в том, чтобы доставить письмо адресату. Ответственность режиссера и актеров, соответственно, заключается в том, чтобы вскрыть конверт и зачитать содержимое письма. Следуя этой логике, можно предположить, что зрителям отведена роль читателей. Судя по реакции в зале, каждый прочитал свое письмо. Реагировали живо, но несинхронно, смеялись и плакали по-честному, но вразнобой. Но равнодушных не было, и аплодировали долго.

Итак, сезон открыт. Впереди пять премьер (четыре из них поставит Сергей Афанасьев), гастроли и фестивали, новые актеры. С творческим процессом все в порядке. Осталось только дождаться, когда у театра наконец появится помещение, которого он достоин. «Мечты — это наша работа, которую мы должны сделать хорошо», — одна из любимых фраз героев DREAMWORKS.

 

Редакция «КС» открыта для ваших новостей. Присылайте свои сообщения в любое время на почту news@ksonline.ru или через нашу группу в социальной сети «ВКонтакте».
Подписывайтесь на канал «Континент Сибирь» в Telegram, чтобы первыми узнавать о ключевых событиях в деловых и властных кругах региона.
Нашли ошибку в тексте? Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ