В ожидании гостя

Темпы падения выручки новосибирских отельеров держатся на уровне 20%

Гостиничный рынок Новосибирска переживает не лучшие времена: по мнению его участников, вывод двух новых объектов – отелей Park Inn by Radisson и Domina привел к переизбытку предложения, а и без того низкая средняя стоимость проживания в сравнении с июлем 2015 года упала еще на 10%. Кризис также заставил операторов пересмотреть свои инвестиционные планы на Сибирь. Так, сеть Hilton Worldwide взяла тайм-аут для дальнейших шагов по поиску соинвесторов под строительство крупного гостиничного комплекса на 1500 номеров на курорте «Белокуриха-2», а «Ривер Парк» «заморозил» на неопределенный срок строительство конгресс-центра в Новосибирске. Подробнее ─ в материале «КС».

Доходность отельного рынка снижается

По оценке экспертов компании JLL, за первые шесть месяцев 2016 года рынок брендированных гостиниц России увеличился примерно на 1,5 тыс. номеров.

Лидерами по объему ввода гостиниц в первом полугодии стали Москва и Санкт-Петербург: в каждом из городов было открыто по два брендированных объекта. «За прошедшие шесть месяцев в России и странах СНГ была введена треть от запланированного на год объема брендированного номерного фонда, — отмечает руководитель департамента гостиничного бизнеса компании JLL Татьяна Веллер. – Лидером по срокам открытия новых отелей среди основных гостиничных операторов стал Hilton: все заявленные компанией на 2016 год объекты уже принимают гостей – совокупно 762 номера».

На территории Сибири в этом году начал работу лишь отель — Domina Novosibirsk. В июне 2016 году отельный оператор официально запустил одноименный четырехзвездочный отель на 218 номеров на улице Ленина. Напомним, что в 2015-м также открылись Park Inn by Radisson в Новосибирске и Новокузнецке, Ibis и Novotel в Красноярске.

По словам генерального директора отелей Domina в России Кристины Кузнецовой, ожидания по поводу первых месяцев активности на новосибирском рынке вполне совпали с реальностью. «Текущая загрузка отеля соответствует прогнозным показателям первого года работы. В 2017 году в Domina Novosibirsk мы планируем загрузку, сопоставимую со средними показателями ведущих отелей Новосибирска, то есть, превышающую 50%», — уточнила Кузнецова.

Представители вышедшего в минувшем году на новосибирский рынок отеля Park Inn уверены, что отельная ниша города не является перенасыщенной.

«Безусловно, появление нового отеля, особенно сетевого, приводит к перераспределению бизнес-потоков между отелями, включая новых игроков, ─ говорит региональный директор по продажам и маркетингу компании «РИМК Си-Ай-Эс» (управляет отелями Park Inn в Астрахани, Волгограде, Ижевске, Казани, Новосибирске, Сочи, Ярославле и отелями Holiday Inn Express в Воронеже) Ирина Ерошевич. ─ В тоже время, надо учитывать, что Новосибирск является третьим по величине городом России и имеет огромный потенциал для развития. С этой точки зрения появление новых отелей и улучшение инфраструктуры города повышает его привлекательность, как для бизнеса, так и для туристов».

Непосредственно у Park Inn, по словам Ерошевич, средняя загрузка держится на уровне 50%. Напомним, что трехзвездочный отель на 150 номеров открылся в июне 2015 года на улице Дмитрия Шамшурина.

«По нашим оценкам гостиница Domina Hotel Novosibirsk представляет собой качественный продукт средней ценовой категории. Увеличение предложения, конечно, оказывает дополнительное давление на уровень загрузки и тарифов и усиливает уже и без того обостренную ценовую конкуренцию на рынке», ─ подчеркивает старший консультант департамента гостиничного бизнеса компании JLL Татьяна Белова.

С тем, что конкуренция обострилась еще сильнее, согласен и генеральный директор ОАО «Ривер Парк» Олег Торопкин. «Очевидно, что вывод на рынок гостиниц Park Inn и Domina в условиях заполненности гостиничного рынка Новосибирска на 50% привел остальных игроков, а также потенциальных инвесторов, в сложную ситуацию. На мой взгляд, в Новосибирске на данный момент наблюдается избыток предложения в гостиничной отрасли», ─ убежден Торопкин.

Прямым конкурентом «Ривер Парку» отель Domina бизнесмен не считает: «Это скорее конкурент Doubletree by Hilton. Таким образом, сегодня в Новосибирске функционируют три четырехзвездочных отеля, к ним я отношу Park Inn, Domina и Doubletree by Hilton», ─ говорит Торопкин.

Средняя стоимость суток проживания в гостиницах «три звезды» без учета НДС и без завтрака, по информации Новосибирскстата, на июль 2016 года в Новосибирске составляет 1900 рублей. Это на 10% ниже, чем в июле 2015 года – тогда она составляла 2100 рублей. В категории «четыре звезды» ─ по данным на июль 2016 года – 3700 рублей, в прошлом году в этой категории цены были аналогичны.

Динамика открытия новых гостиниц в РоссииПо информации аналитической компании «R-Аналитика», за январь – июнь 2016 года объем платных услуг гостиниц и аналогичных средств размещения в Новосибирске составил 635 млн рублей, что составляет 85,9% к январю – июню 2015 года.

На 1 января 2016 года в Новосибирске насчитывалось 152 гостиницы, в том числе, 42 мини-отеля с совокупным номерным фондом 5400 номеров. На 1 августа 2016 — уже 146 гостиниц, в том числе, 61 мини-отель.

На региональном фоне «поднимает» направление Москва: по данным JLL, в первом полугодии средний уровень загрузки отелей в столице составил 68%, доходность на номер выросла сразу на 15% — до 5200 рублей, что является рекордом за последние пять лет, подсчитали в JLL. Средняя стоимость размещения увеличилась на 6,7% — до 7800 рублей, а рост загрузки составил 4,6%.

Наиболее высокая заполняемость (74%) наблюдается в отелях, где цены находятся на верхнем пределе среднего класса, уточняют в JLL.

«На рынке чувствуется демпинг»

Падение спроса на гостиничные услуги в Новосибирске, по оценкам Олега Торопкина, началось еще в IV квартале 2014 года. По информации Новосибирскстата, гостиничный рынок Новосибирской области «просел» в 2015 года на 1,4%.

«На этом фоне отели и гостиницы в среднем снизили цены на 16%. И тенденция продолжается ─ отели опустили цены на еще 6,7% в первом полугодии 2016 года. Таким образом, темп падения выручки по гостиничному рынку Новосибирска составляет порядка 20%. И я бы не сказал, что падение остановилось, оно продолжается, ─ отмечает Олег Торопкин. ─ На примере отеля «Ривер Парк» могу сказать, что указанные тенденции мы ощущаем очень остро. Открытые в прошлом году Park Inn и Domina сейчас держат цены на уровне 2014 года. На рынке чувствуется демпинг. Так, пятизвездочные отели уходят в цену «четверок», «четверки» – в цену «троек» и так далее. На мой взгляд, это — путь в никуда. Загрузка у трехзвездочных отелей в Новосибирске сейчас в среднем держится на уровне 50%. У новых отелей она, естественно, еще ниже».

Как подчеркивает бизнесмен, с учетом девальвации рубля, отели, позиционирующие себя как пансионаты, курорты, санатории, безусловно, чувствуют себя гораздо лучше. «У них отмечается рост стоимости и загрузки. Путешествие в рублях на отдых российскому туристу в любом случае сейчас выгоднее, чем поездка в Европу. И российская гостиничная отрасль, с учетом курортных отелей, в принципе демонстрирует небольшой, но все же прирост. А вот бизнес-отели, в тех городах, где гости работают, а не отдыхают, к примеру, это Новосибирск, Екатеринбург, Красноярск, показывают отрицательную динамику»,─ рассуждает Олег Торопкин.

Экономический кризис, в частности, вынудил его «заморозить» на неопределенный срок строительство конгресс-центра площадью 9000 кв. метров.

«Готовность объекта сейчас составляет 50%, от факторов внешней среды мы успели «закрыться» фасадами. На рынок объект не выведен по причине того, что из-за экономического кризиса банки изменили условия реализации многих строительных проектов, ситуация коснулась и нашего объекта», ─ объясняет Торопкин, добавляя, что банк пересмотрел свои обязательства по кредитованию.

Напомним, что в ноябре 2014 года новосибирским филиалом Банка Москвы была выделена «Ривер Парку» кредитная линия на сумму 728 млн рублей и сроком на 7 лет. Общий объем инвестиций в проект был оценен в 790 млн рублей. Направить средства планировалось на строительство трехэтажного здания конгресс-центра с девятью залами и вместимостью до 1500 человек. Номерной фонд отеля «Ривер Парк», таким образом, увеличился бы с 316 до 356 номеров.

«Пока не наметятся тренды на рост рынка, капитальные вложения в объект не планируются. По моим наблюдениям, гостиничная отрасль Новосибирска еще не перешла рубеж «дна», поэтому о конкретных датах запуска конгресс-центра речь не идет», ─ добавляет Олег Торопкин.

Вынужденное замедление

Согласно данным исследования Ernst & Young, планируется, что к 2020 году количество гостиниц под международным управлением в России увеличится на 118 объектов. А их совокупное число в стране возрастет до 270 объектов (57 916 номеров), расположенных в 54 городах (сейчас – в 38 городах).

Доля гостиничных операторов в России«Абсолютное большинство гостиничных операторов управляет объектами в Новосибирске, а не строит их самостоятельно. Исключение, пожалуй, составляет лишь Domina. Поэтому, если какой-то «чудак», по-другому его назвать сложно, сейчас захочет построить отель, то не исключено, что его управлением может заняться международный бренд. Это вполне реально», ─ говорит Олег Торопкин.

Операционные доходы управляющих компаний в рублевом эквиваленте не изменились, другое дело, напоминает Торопкин, что доходность девелоперов, построивших эти отели, серьезно упала, а сроки окупаемости проектов растянулись на неопределенный временной промежуток.

Так, о своих планах «КС» сообщили в Accor Hotels. «Сейчас у нас работают три отеля в Сибири: в Омске – Ibis, в Красноярске – Ibis и Novotel, ─ говорит региональный директор подразделения Accor Hotels в России, Грузии и странах СНГ Алексис Деларофф. ─ В конце 2017 года откроем отель Ibis в Иркутске на 125 номеров. По другим городам конкретики на данном этапе нет. У Accor Hotels есть проекты в Кемерово, были в Новосибирске, но стройки ещё не начались».

По информации JLL, выход в Новосибирск в 2016 году также планировал оператор Wyndham Worldwide с брендом Ramada, однако, скорректировал свои намерения — Новосибирск исчез из списка новых городов. Уточнить текущие планы компании по Сибири на момент публикации не удалось.

В свою очередь представители сети Hilton в Алтайском крае – ООО «Веллнесс Резортс Групп» взяли тайм-аут для дальнейших шагов по поиску соинвесторов. Вместе с тем, генеральный проектировщик строящегося курорта – новосибирская компания СИАСК, уже предоставила на утверждение администрации Алтайского края измененный генеральный план «Белокурихи-2».

И хотя объекта сети Hilton в нем нет, предусмотрено строительство двух пятизвездочных гостиниц международных операторов. Не исключено, что одну из них построит Hilton, уточняет пресс-служба АО «Курорт Белокуриха».

Корректировка проекта связана, в первую очередь, с изменением экономической ситуации. «Первоначальный план застройки был оторван от реальности. Тогда, в 2011 году, мы шли «наощупь», слабо представляя, какие инвесторы захотят участвовать в проекте. К тому же, экономическая ситуация в стране была совершенно иной, – говорит заместитель генерального директора АО «Курорт Белокуриха» Олег Акимов. – Сегодня мы сделали территорию более комфортной как для строительства, так и для проживания. В частности, если раньше субкластер не мог начать работать без застройки санаторно-курортного района, то сегодня ввод в эксплуатацию может начинаться и с периферии».

Кроме этого, «Белокуриха-2» стала малоэтажной. Согласно новому генплану, на ней будут расположены гостиничные объекты максимальной высотой в 3-4 этажа и средним номерным фондом по 100-150 номеров. Помимо пятизвездочных гостиниц с бассейнами и лечебными корпусами на курорте также появятся отели, рассчитанные на средний класс.

В санаторно-курортной зоне «Белокурихи-2» ключевой инвестор проекта на текущий момент – «Олимпик Сити». По остальным ведутся переговоры. В районе «Альпийская деревня» – АО «Курорт Белокуриха», частный предприниматель из Сургута Николай Леоненко и «Сиблюксцентр» из Бийска. Данные объекты активно строятся.

По информации АО «Курорт Белокуриха», представители сети Hilton в Алтайском крае – ООО «Веллнесс Резортс Групп» от своих планов официально не отказываются. «Однако сегодня они взяли тайм-аут для дальнейших шагов по поиску соинвесторов», – подчеркивают в пресс-службе. Непосредственно в ООО «Веллнесс Резортс Групп» запрос «КС» оставили без ответа. Напомним, что оператор планировал стать ключевым инвестором проекта – вложить в «Белокуриху-2» порядка 10 млрд рублей, построив гостиничный комплекс на 1500 номеров.

Сеть Hilton Worldwide на сегодня замыкает пятерку основных международных брендов, имеющих самую большую долю на российском гостиничном рынке. Так, 73% рынка распределено между пятью операторами – Carlson Rezidor Hotel Group (28%), Accor Hotels (15%), InterContinental Hotels Group (12%), Marriott International (11%) и Hilton Worldwide (7%).

Эксперты также подчеркивают, что следует отметить развитие российских гостиничных операторов, доля которых пока все же меньше, чем у международных брендов. По данным Ernst&Young, в настоящий момент в России действуют 152 гостиницы под международными брендами, что почти в 2,5% раза больше, чем под национальными (73 гостиницы).

Ведущие российские гостиничные сети – Azimut Hotels, Amaks Hotels & Resorts, Heliopark Hotels & Resorts, Intourist Hotel Group, Cronwell Hotels& Resorts, Korston Hotels, «Альянс Отель Менеджмент» и «Союз Маринс Груп». На территории Сибири из них присутствуют пять операторов — «Союз Маринс Груп», «Альянс Отель Менеджмент», Intourist Hotel Group, Amaks Hotels & Resorts и Azimut Hotels.

«У каждого отеля свои методы ведения бизнеса, в том числе, в сложный период, свое качество предоставляемых услуг. Лидерами рынка, на мой взгляд, становятся отели, способные предложить за доступную стоимость услуги более высокого качества, — рассуждает генеральный директор «Маринс Парк Отель Новосибирск» («Конгресс-Отель Новосибирск») Евгений Чередниченко. – А предложение на рынке гостиничных услуг Новосибирска за последнее время, несомненно, выросло. Появление новых методов организации средств размещения и управлению ими способствует развитию гостиничного сектора и связанной с ним инфраструктуры».

 Тем не менее, по оценкам представителей гостиничного бизнеса, до конца текущего года тенденций к росту и стабилизации на гостиничном рынке ждать не стоит.

«Сегодня я не вижу ни одного фактора, который бы говорил о каких-то новых возможностях. Мы не туристический центр вроде Сочи или «Золотого кольца», чтобы ожидать туриста с целью отдыха. В Новосибирск приезжает только деловой турист. Каких-либо крупных, значимых мероприятий в регионе так же не прогнозируется. И, как следствие деловая активность продолжает снижаться. Безусловно, в сентябре-октябре все же будет всплеск активности, хоть и незначительный. Но  это сезонные тренды, которые повторяются из года в год»,─ заключает Олег Торопкин.

Редакция «КС» открыта для ваших новостей. Присылайте свои сообщения в любое время на почту news@ksonline.ru или через нашу группу в социальной сети «ВКонтакте».
Подписывайтесь на канал «Континент Сибирь» в Telegram, чтобы первыми узнавать о ключевых событиях в деловых и властных кругах региона.
Нашли ошибку в тексте? Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ