Расширяя границы

«КС» продолжает рубрику «Бизнес нового поколения», ориентированную на малый и средний бизнес. В ней мы рассказываем читателям о новых и перспективных нишах на рынке, новых интересных проектах, эффективных инструментах, способствующих успешному развитию компании, масштабированию ее деятельности и расширению географии присутствия. В каждом выпуске рубрики мы рассматриваем кейс конкретной сибирской компании сегмента МСБ, а экспертное жюри делится своей оценкой ее достижений. После цикла из первых десяти публикаций «КС» планирует подвести итоги и вместе с членами жюри, а также читателями выбрать самый лучший проект из рассмотренных в рамках рубрики. Партнером проекта является банк для предпринимателей «Точка».

Нащупать нишу

Много лет назад книжной отрасли предрекали медленную и мучительную смерть. В доказательство этого мрачного прогноза один за другим с рынка стали уходить крупные игроки. Один из них — небезызвестная «Топ-Книга», открывшая с 1995 по 2008 год более 500 магазинов по всей России. Казалось бы, будущее книготорговцев определено — люди всё больше переходят в онлайн-пространство, скачивают книги с бесплатных ресурсов и более не нуждаются в магазинах. Но многие предприниматели посчитали иначе и решили рискнуть. В городах Сибири стали появляться маленькие уютные книжные магазины. Они не могли составить конкуренцию сетевым игрокам, но активно захватывали свою аудиторию.

Но не всем удалось выжить, даже несмотря на все усилия и атмосферность. Так, например, в прошлом году закрылся «настоящий книжный» магазин «Собачье сердце», снискавший популярность в Новосибирске. Также с 1 июля закрылся книжный магазин «Федормихалыч» в Красноярске, не менее известный своим аутентичным интерьером. Основатель и директор проекта Юрий Калашников решил приостановить деятельность своего книжного магазина, хотя еще пару лет назад он участвовал в конференции «Груша» и был номинирован на премию «Серебряный лучник».

Вместе с тем основатель новосибирского книжного магазина «Перемен» Сергей Козяков не только остался на рынке, но и верит в его перспективы.

«В 2007–2015 годах, работая по найму руководителем горнолыжного комплекса Юрманка, у меня возникла необходимость получать новые знания и новые навыки. Самый доступный способ — это книги. В это время наиболее авторитетным издательством в сфере бизнеса, маркетинга и менеджмента было и остается «Манн, Иванов и Фербер». Я начал активно формировать домашнюю библиотеку, но книг было так много и достойные новинки появлялись очень быстро. Мне пришла мысль, что было бы круто открыть свой книжный магазин. В голове появилась мечта», — рассказывает Сергей Козяков.

По его словам, в декабре 2013 года в социальных сетях он нашел пермский книжный магазин Uniqstore. И выглядел он как раз так, как себе и представлял в голове картинку своего книжного магазина Сергей Козяков. «Я решил написать ребятам и спросить, как и что. Началось общение, переговоры. Изначально проговаривали идею франшизы. Спасибо Александру Палкину (создателю Uniqstore в Перми ─ «КС») за помощь в формировании первоначального ассортимента, предоставлении товарного знака, советах и консультациях», — благодарит коллегу Сергей Козяков. Свой первый книжный магазин предприниматель открыл в Новосибирске именно под брендом Uniqstore, однако в мае 2015 года сменил название на аутентичное «Перемен».

Выбор площадки

книжный магазин
Фото предоставлено магазином «Перемен»

Вопрос поиска площадки оказался одним из самых непростых. В начале 2014 года Сергей Козяков начал подбирать помещение под магазин. Сначала самостоятельно, затем через риелторов. Но ничего подходящего не попадалось. В то же время в Новосибирске стали зарождаться первые лофты, интерес к которым активно рос. Именно на это и была сделана ставка, и в итоге в качестве площадки был выбран лофт TRAVA. На тот момент он только набирал обороты, поэтому книжный магазин органично вписался в арт-пространство. «Это было необычное и перспективное место для Новосибирска. Стоимость аренды и возможность выбора помещения тоже были подходящие», — рассказывает Сергей Козяков. Однако лофт не оправдал возложенные ожидания, и вскоре книжный магазин переехал. «Смена площадки связана с неудобством расположения магазина для наших клиентов, маленьким трафиком, а точнее его полным отсутствием, неподходящими бытовыми условиями — плохим отоплением, можно сказать, его отсутствием. Кроме того, я почувствовал потенциал роста и перспективу рынка», — резюмирует Сергей Козяков. В итоге магазин переехал в центр города на улицу Орджоникидзе. По словам собеседника «КС», новое помещение оправдало себя.

Интересно, что ориентиров по срокам окупаемости предприниматель не ставил, поскольку у него вообще были большие сомнения, связанные с наличием сетевых книжных магазинов, ростом популярности электронных книг. Но ему было интересно попробовать свои силы. Первоначальный объем инвестиций в открытие книжного магазина составил около 300 тысяч рублей.

По словам Сергея Козякова, для него книжный магазин, в первую очередь, — это любимое дело. «Я еще ни разу не встречал людей, которые стали успешными, занимаясь нелюбимым делом», — резюмирует предприниматель.

Аудитория

Говоря о выбранной бизнес-модели, собеседник «КС» называет четкое позиционирование, работу с узкоцелевым покупателем. «Это дает преимущества сегментирования своей ниши и своей целевой аудитории. Недостатков в этой бизнес-модели я не вижу», — поясняет  Сергей Козяков.

По его словам, целевую аудиторию магазина, прежде всего, составляют люди, которые хотят развиваться и узнавать что-то новое. Плюс ко всему для них важно не просто купить книгу, а получить что-то больше. Атмосферу, уютный интерьер с возможностью выпить чашку кофе, дружеское общение с сотрудниками магазина, получение дополнительных знаний. «Эти люди и в повседневной жизни эмоциональную составляющую предпочитают рациональной. Возраст, пол и финансовое состояние могут быть абсолютно разными. Нет единого портрета, да нам это и не важно», — отмечает Сергей Козяков.

Платными инструментами продвижения магазина предприниматель не пользуется. В основном речь идет о социальных сетях «ВКонтакте», Instagram. Также речь идет о сарафанном радио.

По убеждению собеседника «КС», на рынке важно не просто продавать книги, но и создавать дополнительную ценность, начиная с необычного интерьера и заканчивая особым подходом к клиенту. «Цель — не продать ему книгу, а помочь ему в решении задачи. Подобрать ту самую, которая даст ответы на его вопросы», — поясняет предприниматель.

Одним из рецептов успешного проекта в рассматриваемой сфере является активное проведение различных мероприятий на базе площадки. «На рынке наиболее важно полно закрывать потребности клиентов. Например, дать возможность не только приобрести книгу, но и попробовать что-то новое для себя, сделать что-то своими руками, найти для себя новое увлечение и хобби», — рассказывает собеседник «КС». Одним из применений такого подхода стали образовательные курсы на базе магазина, в частности «Школа Перемен». Задача этого проекта — помочь начинающим и действующим бизнесменам, предпринимателям и фрилансерам в том, чтобы разобраться с существующим маркетингом и освоить новые направления, такие как маркетинг в социальных сетях и интернет-маркетинг. «Этой осенью мы, совместно с одним из наших преподавателей, запускаем более масштабный проект — академию маркетинга. Это будут не просто курсы, а полноценное обучение, которое выйдет за рамки нашего магазина», — отмечает Сергей Козяков и добавляет, что также активно развивается детское направление.

Рынок и дальнейшее развитие

Сейчас Сергей Козяков готовится к запуску второго магазина, который будет располагаться в Академгородке. Начать свою работу он может уже в октябре. Ожидания от этой точки у бизнесмена самые оптимистичные, поскольку в Академгородке высокая концентрация целевой аудитории магазина. Также бизнесмен рассматривает возможности выхода в соседние регионы и города. Говоря о развитии по франшизе, Сергей Козяков отмечает, что такая мысль у него есть, «но пока это только мысль», и вопросов по поводу этого инструмента пока больше, чем ответов.

По наблюдениям предпринимателя, в целом рынок стабилен, и речь идет не о кризисе, который скоро закончится, а о новой реальности. Трансформировался рынок, трансформировался покупатель, и таким, как прежде, уже ничто не будет. «Многие предприниматели, с которыми я общаюсь, не испытывают никакого кризиса, у них нет отбоя от клиентов и заказов. В книге Джима Коллинза «Великие по собственному выбору» эта ситуация хорошо описывается: «По реакции на кризис компании можно разделить на три категории: одни продвигаются вперед, другие отстают, третьи погибают. И не от внешних обстоятельств зависит, в какой категории окажетесь вы, это определяете вы сами»», — приводит пример Сергей Козяков.

По мнению собеседника «КС», закрытие магазинов связано со сменой приоритетов их владельцев. «Причин закрытия магазина «Федормихалыч» не знаю, но предполагаю, что изменились жизненные обстоятельства, и больше нет возможностей и ресурсов продолжать этот проект», — поясняет Сергей Козяков. По его словам, книжный бизнес далеко не самый высокодоходный и быстрорастущий. «Есть отличная фраза в книги «Алиса в Стране чудес»: «Нужно бежать со всех ног, чтобы только оставаться на месте, а чтобы куда-то попасть, надо бежать как минимум вдвое быстрее!» Делая и предпринимая, как вам кажется, многое, вы всего лишь навсего остаетесь на месте. Чтобы продвинуться вперед, вам придется, как минимум, удвоить свои усилия», — резюмирует собеседник «КС».

Мнения экспертов

Павел Подъяблонский, соучредитель сети хостелов «Достоевский», основатель сервиса поиска тату мастеров SelfColor:

Павел Подъяблонский— Для начала хочется отметить, что чтение остается одним из ведущих способов провести досуг среди россиян. Спад уровня продаж в книжных магазинах вовсе не означает уменьшение интереса к чтению. Это означает лишь две вещи: у нас есть альтернатива бумаге и у нас нет денег на некоторые книги. Мы можем прочитать книгу, купив ее в магазине, скачав на планшет или просто прослушать аудиокнигу. Зачастую два последних варианта бесплатны в отличие от первого. Ну а кто не любит бесплатное?

Нередко я слышал, как мои знакомые жалуются на необоснованно высокие цены книг в магазине. Это вторая причина, по которой люди, на мой взгляд, предпочтут найти бесплатную версию книги на просторах интернета. Но всегда будут люди, которые предпочтут держать книгу в руках, а не использовать её электронную версию.

Можно предположить, что спад продаж в книжных магазинах прекратится и ситуация стабилизируется, но количество продаж уже не вернется на прежний уровень. Выручка, возможно, начнет расти благодаря повышению цен на продукцию.

Для инвестиций в этот рынок, на мой взгляд, больше всего привлекательны образовательная литература и книги для детей, ведь именно за счет них в прошлом году был впервые показан небольшой рост рынка. Также стоит отметить, что большая доля всего рынка приходится на Центральный регион России, и продажи там формируют крупные сети.

[sam_ad id=»184″]

Редакция «КС» открыта для ваших новостей. Присылайте свои сообщения в любое время на почту news@ksonline.ru или через нашу группу в социальной сети «ВКонтакте».
Подписывайтесь на канал «Континент Сибирь» в Telegram, чтобы первыми узнавать о ключевых событиях в деловых и властных кругах региона.
Нашли ошибку в тексте? Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ