В Новосибирске состоялся городской хакатон

В Новосибирске прошел городской хакатон, ─ форум, во рамках которого специалисты из разных областей разработки программного обеспечения сообща работают над созданием программного обеспечения. Мероприятие организовала компания 2ГИС. О том, зачем айтишникам потребовалось в выходные работать и ночевать в офисе 2ГИС, почему важно знать, где проводит время академовская элита, и как веломаршрутам удалось обогнать в финале другие инновационные приложения ─ в материале «КС».

Хакатон  — форум, в рамках которого специалисты из разных областей разработки программного обеспечения (программисты, менеджеры, дизайнеры) совместными усилиями работают над решением какой-либо актуально проблемы, чаще всего занимаясь созданием программного обеспечения. Обычно хакатоны проходят от одного дня до недели. Каждый хакатон сфокусирован на определённой области, например, языке программирования, операционной системе, приложении, программном интерфейсе (API).

Идея проведения конкурсов старт-аперов для популяризации своих продуктов и технологий не нова. Такие мероприятия проходят как на региональном, так и на федеральном уровнях под эгидой различных крупных вендоров, как например Microsoft, Cisco, или Intel. И это вполне понятно, ведь такие конкурсы работают не только на формирование имиджа компании как генератора инноваций, но и на популяризацию технологических платформ и продуктов компании в среде прогрессивных старт-аперов.

Как правило, обязательным условием участия в таких конкурсах является использование тех или иных технологий вендоров. А значит, подобными инструментами вендор в том числе стимулирует прогрессивных молодых программистов генерировать инновационные и удобные приложения на своих платформах, а не на платформах конкурентов. А это имеет большое значение для компании в долгосрочном периоде, поскольку в случае успешного продвижения приложений-победителей в «массы» вендор в том числе в значительной степени поспособствует росту популярности своих решений и продуктов.

PR-специалист техномаркетинга 2ГИС Ксения Егошина подтверждает, что благодаря хакатону 2ГИС привлекает внимание к своим технологиям, к API, но подчеркивает, что использование технологий компании не было обязательным условием. «Мы сознательно практически не ограничивали участников и задали им только тему: продукты для комфортной жизни в городе, потому что мы хотим, чтобы их было больше», ─ поясняет Ксения Егошина. О том, что очень важно формировать предпринимательскую среду внутри компании, говорила и COO (Chief operations officer) Института медиа, архитектуры и дизайна «Стрелка» (г. Москва) Ольга Полищук. Представляемая ей организация стала партнером хакатона и наградила ряд проектов собственными премиями.

Всего до участия в хакатоне было допущено 30 команд, в каждой из которых было 2-6 человек. Пятничным вечером 26 февраля каждая из команд за 2 минуты должна была представить жюри и участникам ключевой замысел своего продукта ─ мобильного приложения или веб-сайта для комфортной жизни в городе. Далее все выходные команды непрерывно работали над воплощением своих идей в жизнь, и уже в воскресение вечером представляли, что у них получилось, борясь за приз в 100 тысяч рублей. Среди участников было немало и самих сотрудников 2ГИС, которые также могли принимать участие в хакатоне. Более того, в прошлый раз компания устраивала это мероприятие именно для своих сотрудников. В открытом формате хакатон проходил впервые. Более того, его участники в буквальном смысле жили в офисе 2ГИС. Выездной хостел для айтишников в стенах «Сан Сити» организовал «Метро-Хостел-Новосибирск».

Лучшие проекты выбирало жюри, в состав которого вошли депутат совета депутатов Новосибирска Иван Конобеев, заместитель генерального директора коммуникационного агентства «АГТ-Сибирь» Елена Гудыно, главный редактор «Континент Сибирь» Александр Месаркишвили, ИТ-директор «Новотелекома» Екатерина Вершинина, COO (Chief operations officer) Института медиа, архитектуры и дизайна «Стрелка» (г. Москва) Ольга Полищук, основатель компании «Харакири» и «Таксисто» Александр Войтов, руководитель развития региональной партнерской сети Фонда развития интернет-инициатив (ФРИИ) Станислав Триерс, директор департамента исследований и разработок 2ГИС Борис Берхин, руководитель направления развития продуктов компании 2ГИС Павел Мочалкин.

Идеи проектов, участвовавших в хакатоне, были самыми разными. По каждому из них можно было понять, какой вопрос больше всего заботит авторов. Ряд продуктов подкупали своей полезностью для жителей города. Например, «сравнение цен на такси» или приложение «точно к автобусу», позволяющее отслеживать передвижение городского транспорта. Один из проектов ─ «Найди свой Клондайк» ─ был ориентирован сугубо на B2B-сектор и помогал предпринимателям в выборе расположения будущего бизнеса на основе учёта населенности города (его плотности) и конкурентной среды. Предполагается, что использование этого продукта позволило бы оптимальнее выбрать местоположение точек, причем как и для населения, так и для владельцев бизнеса.

Впрочем, на этом фоне на хакатоне было много продуктов развлекательного характера, а также проектов, цель создания которых на первый взгляд была неочевидна. В качестве примера можно привести приложение «на заборе. Жизнь в городе», позволяющее «писать что угодно, привязывая к геолокации». Конечно, нельзя пройти мимо приложения NextBar. Здесь все понятно и без комментариев, но особенностью продукта стало то, что в конце путешествия по барам приложение поможет закажет такси Uber. Обращало на себя внимание приложение «следующая станция». Это если вы едете в метро, но к несчастью забыли, куда именно. Поскольку такое приложение появилось на свет, значит, это часто встречающаяся ситуация, или, как говорят, старт-аперы в сфере ИТ, «боль».

В свою очередь жители новосибирского Академгородка несомненно оценили бы приложение aKaDemo, благодаря которому можно не только понять, где приятно провести время в Академе, и, судя по презентации, «узнать, где отдыхает академовская элита». Еще дальше пошли авторы приложения, которое по «селфи» выбирает подходящее заведение (бар/кафе/ресторан). Также нельзя не отметить проект «городские боты для Telegram».

Впрочем, безусловно среди участников конкурса были представлены и различные социальные проекты, например, «места для людей с ограниченными возможностями», «городские благотворительные акции», или мобильное приложение для поиска потерявшихся домашних животных.DSC03319

Победителем хакатона в главной номинации стал проект «веломаршруты городов», за который в итоге отдали голоса больше половины от общего состава жюри. Речь идет о мобильном приложении, которое подскажет лучшие маршруты для велопрогулок в городе – например, классический Новосибирск, романтический Новосибирск, зеленый Новосибирск, и.т.д. Оно умеет записывать треки, а также читать треки, записанные в других приложениях, показывать их на карте. Каждый трек может быть снабжен рейтингом и отзывами других пользователей. Если трек неудачный, например, он предполагает езду по пыльному и неинтересному участку шоссе, то он будет внизу рейтинга. Несмотря на кажущуюся бесхитростность идеи, проект оказался одним из самых проработанных, ─ за выходные члены команды проделали недюжинный объем работы и создали с нуля далеко не самый простой продукт.

В номинации «лучшее для города» жюри долго не могло прийти к единодушному мнению. Однако в итоге победу одержал проект «спорт на карте города», позволяющий находить единомышленников, партнёров и соперников для совместных занятий спортом, узнавать об открытых тренировках и соревнованиях в твоём районе, открывать новые места для тренировок и новые виды спорта.

Приз за лучший дизайн получил проект Nextbar, а за лучшие технологии ─ «видео-маршруты». Этот веб-сервис делает видео маршрута из точки А в точку Б, склеивая фотографии из Google Street View и выкладывая результат на YouTube. Можно показывать не только вид «вперед», но и всю переднюю полусферу. Созданным видео можно поделиться в социальных сетях или на странице контактов своего сайта.

Сам 2ГИС обещает активно следить за судьбой проектов-победителей, при необходимости оказывать им помощь. В том числе с продвижением их продуктов, когда они появятся в общем доступе. Следующий хакатон, по словам Ксении Егошиной, планируется провести в Москве в конце весны ─ начале лета текущего года.

ПРЯМАЯ РЕЧЬ

Дина Березина, участник команды проекта «Веломаршруты городов»:

─ Участие в хакатоне дало толчок в том, чтобы начать что-то делать. Ведь проблема как правило кроется именно в этом. Сжатые сроки стимулировали нас проделать как можно больший объем работ. Сейчас главное ─ не потерять темп и команду, так как мы находимся в разных городах и работаем в разных компаниях.

Что касается нашего проекта, то мы хотели создать мобильное приложение для города, которое помогло бы найти интересные маршруты в городе и за его пределами. На старте мы подготовили несколько подборок, среди которых «неизвестный Новосибирск», «город для влюблённых», «город на свежем воздухе» и ряд других. Мы добавили к ним описание и фотографии. Все эти маршруты мы знаем, поэтому были уверены, что они понравятся людям. Каждому маршруту мы предусмотрели возможность поставить оценку, добавить в избранное и обсудить его. Для продвинутых велосипедистов в приложении мы предусмотрели фильтры по типу велосипеда, дистанции, времени и др.

В дальнейшем мы планируем сделать запись маршрута с возможностью выкладывать свои треки в приложение и делиться ими с друзьями. Также будет продумана социальная составляющая, помогающая людям найти партнеров на «покатушки». На карте мы планируем сделать слои с важной информацией — велопарковки, велопрокаты, ремонтные мастерские. Также мы планируем сделать так, чтобы приложение работало для всех городов России.

Андрей Шеметов, автор идеи и менеджер проекта­ мобильного приложения «Путеводитель гипермаркетов»:

─ Я пришёл на хакатон с идеей навигатора по расположению продуктов в гипермаркетах.

Главное, что дало мне участие в хакатоне, выделить не сложно – это подбор команды и предоставление ей условий для сфокусированной работы над проектом. Вопросы еды, сна, интернета, технического обеспечения организаторы решили заранее, и все было реализовано на достойном уровне, несмотря на то, что это был первый публичный хакатон. Атмосфера «фигачинга» и бодрого настроя помогала не отвлекаться и активно выполнять задачи проекта.

Отдельно хочу отметить работу жюри на хакатоне. Экспертная комиссия состояла из профессионалов разных областей: технической, журналистики и PR, бизнеса, правительства, стартаперской, урбанистики. Совместно с ними комплексно проработана идея проекта: открыты новые направления развития, решены сложные вопросы позиционирования проекта, обдуманы варианты экономической модели, получена поддержка и положительная оценка и конструктивная критика, оказана помощь в подготовке финальной презентации.

Это позволило определить направление движения и приоритеты конкретных задач, большая часть которых попала в категорию «потом, на данном этапе несущественно». Лучшей положительной оценкой работы экспертов я считаю смену концепции нескольких проектов после консультаций, у некоторых неузнаваемо менялась идея на финальной презентации по сравнению со стартовой презентацией проекта.

Мы не выиграли главный приз и не взяли поощрительных номинаций, но гораздо большей наградой я считаю образование сработанной и доверяющей друг другу команды и готовый прототип мобильного приложения, готовый к демонстрации и дальнейшей доработке.

Что касается дальнейших планов, то проект «Путеводитель гипермаркетов» был положительно воспринят экспертами и участниками хакатона. Команда тоже поверила в идею, совместным решением было продолжить работу над проектом. Договорились на регулярные встречи, определили области работы и конкретные задачи и продолжаем работать в проекте. Мы продолжаем искать увлеченных профессионалов:frontend разработчика, разработчика под Android, дизайнера. Также мы открыты к диалогу с представителями ритейла и других стартапов относительно возможного выгодного партнёрства.

Дмитрий Байчапанов, автор идеи и участник проекта «Лига дворовых команд»:

─ В первую очередь участие в хакатоне дало мне новые знакомства. На мероприятии я познакомился с классными ребятами из разных городов России. А как известно, любые знакомства приносят плюсы. Во время хакатона с нами работали эксперты. Они указывали на недостатки нашего проекта, что помогало нам оценить, насколько действительно наш проект необходим людям.

Что касается дальнейших планов, то наш проект «Лига дворовых команд» изначально задумывался для хакатона. В течении двух дней мы поменяли его концепцию, не без участия экспертов. Я очень надеюсь, что когда подойдет к концу мой отпуск закончится, мы наберемся сил и доделаем проект, а заодно пригласим на первую встречу участников хакатона. И если компании будут интересоваться нашим проектом, мы обязательно будем развивать его дальше.

Кирилл Жаров, участник команды проекта «Автомобильная помощь на дороге»:

─ Участие в хакатоне дало возможность сделать за 2 дня что-то стоящее, а также сразу получить обратную связь от экспертов, насколько эта идея жизнеспособна. Благодаря хакатону я познакомился со множеством интересных людей и командой организаторов. Над проектом «Автомобильная помощь на дороге» мы планируем работать и дальше, но нам предстоит полная его переделка, начиная с самой идеи.

Редакция «КС» открыта для ваших новостей. Присылайте свои сообщения в любое время на почту news@ksonline.ru или через нашу группу в социальной сети «ВКонтакте».
Подписывайтесь на канал «Континент Сибирь» в Telegram, чтобы первыми узнавать о ключевых событиях в деловых и властных кругах региона.
Нашли ошибку в тексте? Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ