«Наши амбиции в том, чтобы создавать среду для коммуникаций»

В Новосибирске закрываются магазины «Экспедиция». Из восьми торговых точек, по данным «2ГИС», осталось лишь пять. О том, с чем это связано, в интервью «КС» рассказал известный российский бизнесмен, президент ГК «Руян» АЛЕКСАНДР КРАВЦОВ. Он также поведал о том, почему он неудовлетворен реализацией проекта «Руян-город» и заведутся ли в Новосибирске мотособаки. 

Компания «Руян» была основана в 1995 году. Первые два года занималась продажей обувной косметики Salamander и средств от комаров. Начиная с 1997 года деятельность компании была сконцентрирована на создании собственных брендов, в том числе «РАПТОР», «ТВИСТ», «МОСКИТОЛ», SALTON, и их дистрибуции. С 2005 года компания «Руян» не работает на рынке обувной косметики, инсектицидов и репеллентов и сосредоточилась на развитии брендов EXPEDITION, «ЭКСПЕДИЦИЯ-ТРОФИ», Expetro и, собственно, «Руян», который также является брендом образа жизни.

Сегодня под брендом «Экспедиция» в России, согласно официальному сайту компании, открыто около 320 магазинов, а также сеть фирменных ресторанов. Также группа компаний развивает академию предпринимательства «Экспедиция».

Главным проектом группы компаний является собственный «Руян-город» (расположен в Томской области), в котором заложен алгоритм создания и развития социально-экономических кластеров, использующих как новые индустриальные технологии, так и энергетику живой природы. Текущие вложения в проект превысили $3 млн.

Александр, как в связи с экономической ситуацией чувствует себя ваш бизнес: сеть магазинов, рестораны, производство антистрессовых игрушек?

— Наш флагманский ресторан в Москве все 13 лет существования демонстрирует прирост. В этом году он также «прирастает», вне зависимости от того, что происходит на рынке. Несмотря на то что в Москве закрываются сотни ресторанов, все наши заведения работают. Показатели нашего интернет-магазина я также оцениваю как хорошие. Что касается магазинов в торговых центрах, то они чувствуют себя не очень хорошо, и мы внимательно наблюдаем за ситуацией. Думаю, что в течение года их количество сократится примерно в два раза. Это связано не с тем, что мы плохо работаем, а с тем, что упала покупательская активность. Например, в Москве люди стали ходить в торговые центры на 28% меньше, а те, кто ходят, оставляют меньше денег. Покупатели уходят в онлайн-магазины, но самое ужасное, что из российского Интернета покупатель уходит к китайским продавцам.

Как обстоят дела с новосибирскими магазинами «Экспедиция»?

— В Новосибирске у нас нет франчайзинговых магазинов, все собственные. Управляет ими, как и рестораном «Экспедиция», Екатерина Балькова. В целом картина такая же, как и по России — новосибирские торговые точки чувствуют себя не лучше и не хуже, чем те же самые магазины в Москве или Екатеринбурге, Краснодаре. Я думаю, что в данном случае существенную роль играет позиция торгового центра в вопросе взимания арендной платы. Есть торговые центры, которые понимают, что если все арендаторы уйдут, то они останутся ни с чем, а есть те, которые не понимают. Собственно, сейчас как раз с представителями торговых центров ведутся серьезные переговоры, которые периодически увенчиваются успехом, но бывает, что и нет. К настоящему времени закрылось около 25% магазинов.

На каком этапе находится реализация такого масштабного проекта, как «Руян-город»?

— На сегодня в Руян-город вложено порядка $3–4 миллионов. Большая часть — в авиабилеты. Руян — город мероприятий, на которые собираются участники как из России, так и из других стран. Мы уезжаем, а город продолжает строиться и жить своей неспешной жизнью. У нас каждый год появляются новые объекты. Но я пока не могу сказать, что мы удовлетворены положением дел, потому что Руян-город создавался не как город нашей корпоративной элиты, а как сообщество корпоративных элит. И мы видим его будущее именно в сообществе.

Какие из стратегически важных объектов Руян-города уже введены?

— Это храм, который был освящен в ноябре, и белокаменный маяк, который мы построили в прошлом году, памятник Юрию Гагарину, потому что он много работал с молодежью. И это очень важно для работы с молодым поколением, потому что гордиться необходимо не только автоматом Калашникова и водкой с икрой. Многие не понимают, что такое Руян-город, ассоциируют его с местом, территорией, зданием. А Руян-город — это идея, центр генерации смыслов. Недавно мы провели опрос, сколько человек в России знают про Руян-город. Оказалось, несколько миллионов. Это удивительно, при том что он никогда не рекламировался, а поток туристов постоянно растет.

Сейчас, кстати, как раз хорошее время для внутреннего туризма. Но другой вопрос в том, что пока нельзя сказать, что город живет самостоятельной жизнью без нашего участия. Так, например, мы ведем переговоры с ребятами из Архангельска, которые производят мотособак под брендом «Помор». Это такие маленькие санки с нартами, которые могут развивать скорость до 40 км/ч. И если бы я жил в Новосибирске и управлял рестораном «Экспедиция», то я бы сделал зимние еженедельные гонки из центра Новосибирска до Руян-города по льду Оби. Это совершенно точно имело бы коммерческий успех, но я, к сожалению, не живу в Новосибирске и не управляю рестораном в этом городе.

Можно же порекомендовать…

— Конечно, рекомендовать может каждый. Но в данном случае следует взять ответственность за то, чтобы этот проект стал успешным.

И все-таки предполагается, что в Руян-городе будут проживать на постоянной основе?

— Под городом следует понимать всемирную клубную систему, поэтому для меня «постоянный житель» равнозначен члену клуба. Если вы живете в Новосибирске, то это не значит, что вы, например, месяц не можете прожить в Париже, Сан-Франциско или Санкт-Петербурге, и ведь при этом вы не перестаете быть жителем Новосибирска и членом клуба Новосибирск. Грубо говоря, мы не гонимся за тем, чтобы там были люди, которые бы жили в городе постоянно. Мы гонимся за тем, чтобы у Руян-города были резиденты. И чем шире они разбросаны по миру, тем лучше. Важно, чтобы резиденты идентифицировали себя с Руян-городом.

Сколько сейчас резидентов в Руян-городе?

— Около 5 тысяч.

Экономическая ситуация как-то повлияла на приток?

— Нет. Кстати, мы прошлым летом начали проект, который называется «Экспедиция. Живая ярмарка». В связи с чем развиваем еще один объект под Москвой — «Экспедиция Парк». Летом как раз была поездка от «Экспедиции Парк» до Руян-города, и мы ездили не по федеральной трассе, а зигзагом. В каждом городе собирали людей, которые живут на земле, от сохи, они сами производят товары и услуги, продают их. Это оптимистично, они меньше инфицированы тем мрачным месседжем, который идет от СМИ, в том числе и о ситуации на Украине. Мероприятие и привело новых участников, в том числе из Новосибирска. Благодаря «Живой ярмарке» мы познакомились с большим количеством людей, и кто-то из них стал поставлять товары нам либо, перезнакомившись другом с другом, кому-то еще. Наши амбиции в том, чтобы создавать среду для коммуникаций. У нас нет желания доминировать на этой площадке, но мы хотим, чтобы среда была качественная.

Чем в основном занимаются резиденты?

— Много ремесленников, а также производителей продуктов питания. Много музыкантов, поэтому мы выпускаем и музыкальные альбомы. Вообще резиденты разные, но объединяет их общее — эти люди не успокоенные, а живые, ищущие. Есть те, кто говорит, что было плохо, сейчас плохо, а станет еще хуже. А есть те, кто считает наоборот: было хорошо, стало лучше, а дальше будет еще лучше, потому что Бог нас любит.

Редакция «КС» открыта для ваших новостей. Присылайте свои сообщения в любое время на почту news@ksonline.ru или через нашу группу в социальной сети «ВКонтакте».
Подписывайтесь на канал «Континент Сибирь» в Telegram, чтобы первыми узнавать о ключевых событиях в деловых и властных кругах региона.
Нашли ошибку в тексте? Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ