Подрядчик ушел из метро

Фото Михаила ПЕРИКОВА

Мэрия Новосибирска и подрядчик строительства метро — ОАО «Бамтоннельстрой» — не нашли общего языка. В результате «Бамтоннельстрой», победив в тендере на выполнение работ по проходке тоннеля на перегоне ст. «Золотая Нива» — ст. «Березовая роща», отказался подписывать договор и прекратил работы. У мэрии и БТС и раньше случались конфликты, но на этот раз подрядчик, похоже, окончательно отошел от дел на Новосибирском метрополитене. На фото — начальник МУП «Управление заказчика по строительству подземных транспортных сооружений» Николай Хван.

В Новосибирске разгорается скандал между «Управлением заказчика по строительству подземных транспортных сооружений» и подрядчиком строительства метро — ОАО «Бамтоннельстрой» (БТС). Как стало известно «КС», «Бамтоннельстрой», победив в тендере на выполнение работ по проходке правого перегонного тоннеля на перегоне ст. «Золотая Нива» — ст. «Березовая роща», отказался подписывать договор и прекратил работы. Эксперты считают, что уход БТС из Новосибирска может иметь непредсказуемые последствия, поскольку среди компаний Новосибирска нет претендентов, способных самостоятельно реализовать подобные проекты.

Управление строительства «Бамтоннельстрой» организовано в 1975 году для обеспечения работ по строительству тоннелей на Байкало-Амурской магистрали. Сегодня «Бамтоннельстрой» имеет 24 дочерних предприятия.

Вчера мэр Новосибирска Владимир Городецкий подтвердил корреспонденту «КС», что ОАО «Бамтоннельстрой» отказалось от выполнения работ на перегоне ст. «Золотая Нива» — ст. «Березовая роща». «Руководство компании не устроила цена вопроса, хотя изначально она не вызывала никаких возражений», — пояснил он.

Как рассказал корреспонденту «КС» первый заместитель начальника МУП «Управление заказчика по строительству подземных транспортных сооружений» (МУП «УЗСПТС») Геннадий Рузаев, тендер среди подрядчиков на проходку правого перегонного тоннеля второй очереди Новосибирского метрополитена (участок ст. «Золотая Нива» — ст. «Березовая роща») проводился 17 мая 2007 года. Цена контракта составляла 496,5 млн рублей. Работы должны были начаться в августе текущего года. При этом 208,7 млн рублей должны были быть освоены в 2007 году, остальные — в 2008 году. Победителем аукциона стала компания ОАО «Бамтоннельстрой» (подрядчик по проходке тоннелей от ст. «Березовая роща» до ст. «Маршала Покрышкина»). Однако в последний момент руководство компании отказалось подписывать договор с «УЗСПТС».

Бамтоннельстрой отказался от этого участка работ, посчитав заказ невыгодным. Фото Михаила ПЕРИКОВА

«После того как стали известны результаты торгов, «Бамтоннельстрой« захотел значительно увеличить стоимость работ к выполнению в 2007 году, то есть закончить все работы в 2007 году и получить всю сумму, — сказал Геннадий Рузаев. — Мы на это пойти не можем, поскольку это приведет к появлению кредиторской задолженностью перед подрядчиком».

В Новосибирском представительстве ОАО «Бамтоннельстрой» корреспонденту «КС» подтвердили, что компания отказалась выполнять работы по проходке тоннеля.

Напряженные отношения между МУП «УЗСПТС» и БТС возникали не один раз. Например, в начале 2006 года причиной раздора стало отсутствие финансирования. На 1 января 2006 года задолженность МУП «УЗСПТС» перед подрядными организациями, задействованными на строительстве метрополитена, составляла порядка 457,2 млн рублей. Из них 369,6 млн рублей — перед ОАО «Бамтоннельстрой. Как следствие, в январе 2006 года «Бамтоннельстрой» приостановил работы на перегонном тоннеле между станциями «Березовая роща» и «Маршала Покрышкина».

Чиновники заявляют, что существенного влияния на процесс строительства Новосибирского метрополитена уход БТС не окажет. «Это несколько усложнит процесс строительства 2-й очереди, поскольку при проходке тоннеля простым тоннелепроходческим комплексом нам предстоит найти способ закрепления обводненных грунтовых массивов, — продолжил господин Рузаев. — Однако я уверен, что на сроках и качестве строительства уход «Бамтоннельстроя» не отразится, и наши новосибирские компании справятся с задачей. Ведь даже при строительстве ст. «Березовая роща» наши компании, включая МУП «УЗСПТС«, выполняли основной объем работ, в том числе заделывание трещин после прохода БТС».

Кроме того, собеседник «КС» отметил, что новосибирский случай с БТС — не единственный в СФО: аналогичная ситуация возникла и в Красноярске, где ОАО «Бамтоннельстрой» разорвало контракт с «ГидроОГК» на строительство берегового водосброса Саяно-Шушенской ГЭС (в августе 2007 года) и приостановило работы по строительству метрополитена в Красноярске.

Не исключено, что БТС таким образом избавляется от менее выгодных контрактов. По мнению аналитика ИК «ФИНАМ» Константина Романова, одной из причин такого поведения БТС могут быть масштабные долгосрочные проекты по строительству Северо-Сибирской железной дороги. «БТС рассчитывает на получение более перспективных контрактов, — говорит аналитик. — Строительство метрополитена — проект достаточно длительный. А в случае, когда заказчиком выступает город, еще и рискованный, ввиду того, что платежеспособность заказчика не гарантирована«.

Сегодня подрядчиком по проходу правого перегонного тоннеля является ЗАО «Финансово-строительная компания» (ФСК), ранее — ОАО «Новосибирскметрострой». «Это потребует существенных вложений в техническое оснащение, привлечения имеющих специализацию и опыт кадров. Среди компаний Новосибирска мы не видим претендентов, кому подобные проекты были бы по плечу. Хотя полностью исключать участие местных игроков в таком проекте при соответствующих инвестициях нельзя», — резюмировал Константин Романов.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ