Высший класс новинки сезона
Руководители служб маркетинга находятся в постоянном поиске все новых и новых инструментов привлечения клиентов. Проблема в том, что капризные покупатели не всегда реагируют на идеи маркетологов так, как задумывается. Дисконтные карты, распродажи, подарки все это уже известно и не всегда эффективно. Новосибирская предпринимательница Ольга Печко первая в Сибири предложила радикальный метод: привлечь клиентов на запах.
Некоторые зарубежные компании считают приятный запах в своих офисах неотъемлемой частью имиджа. Свои запахи могут быть у ресторанов, гостиниц, салонов красоты и бутиков. В России традиция ароматизации помещений начала приживаться не так давно три года назад столичный спортивный клуб «Манго» распространил легкий цитрусовый аромат в зоне отдыха. Говорят, посетителям это понравилось. Сегодня в Москве уже многие бутики, спортивные клубы и салоны красоты ароматизируют помещения в угоду клиентам. Однажды Ольга Печко зашла случайно в офис московского туристического агентства и поразилась необычному запаху смеси чего-то пряного и экзотического. «Заинтересовавшись, спросила у менеджера об источнике аромата, рассказывает «СУ» Ольга Печко. Все оказалось просто: на стене агентства висел небольшой приборчик, который через определенные промежутки времени «выстреливал« в воздух вещество с так понравившимся мне запахом». Как оказалось, это и был арома-маркетинг. Ольга говорит, что всегда интересовалась психологией и различными способами воздействия на состояние и настроение человека, Именно тогда она и решила заняться ароматами вплотную и привезти такие же устройства в родной Новосибирск. «Я вышла на представителей греческой компании Mega Systems Factory, которая производит приборы для ароматизации (диспенсеры) и сами ароматы, и заключила с ними эксклюзивный договор на представление их продукции в Новосибирске и Сибирском регионе, говорит Ольга Печко. Сейчас мы обсуждаем вопросы сотрудничества с рядом новосибирских фирм. Правда, пока многие компании осторожно относятся к новой услуге, поэтому мы предлагаем ее предварительное апробирование (диспенсер с выбранным запахом за символическую сумму устанавливается в офисе или магазине, например, на неделю), и если компанию устраивает результат, мы подписываем договор на постоянное обслуживание».
Воздействие ароматов на человека связано с его «глубинной» памятью каждый запах вызывает определенные ассоциации и эмоции, меняя общее состояние и поведение. Именно на основе влияния ароматов на человека и строится работа арома-маркетинга, Например, считается, что запах розы провоцирует сговорчивость и податливость, груша возбуждает аппетит, а лимон вызывает агрессивность. Ароматы хвои должны повысить продажи в салонах мебели, а в магазинах нижнего белья и свадебных нарядов уместны ваниль, мята, базилик и лаванда. Туристические агентства, стараясь повлиять на решение клиента, наполняют окружающую атмосферу ароматами тропических фруктов, моря, кокосового масла. Запах арбуза или огурца якобы на подсознательном уровне вызывает ассоциации свежести продукта, а значит, будет способствовать росту продаж, например, в мясных отделах (так как ключевым фактором покупки мяса является его свежесть).
Автор статьи попыталась выяснить, насколько может быть востребован арома-маркетинг в сибирских компаниях, но большинство респондентов, впервые услышав о столь экзотических методах работы с клиентами, ограничивались расплывчатыми фразами типа «кто его знает». Впрочем, директор томского салона красоты «Шарм» Марина Колосова утверждает, что в их салоне элементы арома-маркетинга уже используются. «Например, к нам приходит новая линия косметических средств, и мы обязательно ароматизируем воздух в кабинете косметолога соответствующим ароматом, поделилась госпожа Колосова. Клиентки приходят, спрашивают, чем так необычно у нас пахнет, и соглашаются на программы с новым продуктом. По-моему, такое знакомство через запах действует гораздо лучше, чем долгие объяснения различий одной косметической линии от другой».
«Приятно, когда в салоне или магазине хороший запах, к тому же присущий только одной компании. Но все же, на мой взгляд, для достаточно консервативных новосибирцев эта услуга несколько непривычна, считает коммерческий директор новосибирской компании NSK LUXX (принадлежит салон женской обуви Egle) Светлана Голубева. Поэтому бизнесменам (например, владельцам магазинов) будет непросто решиться на такой шаг. Кто-то должен стать первым (скорее всего, это будут дорогие бутики), и если арома-маркетинг будет работать прежде всего на повышение продаж и лояльности покупателей, то вслед за бутиками внедрением ароматов в своих офисах и магазинах займутся и другие компании». А по мнению директора компании «Финские дома» Олега Шерстобитова, «любые органолептические вещи очень индивидуальны, и то, что нравится одному, может не понравиться другому. Поэтому я считаю, что компаниям нужно быть очень осторожными с выбором запахов. Конечно, можно создать с помощью аромата определенный образ компании или магазина и привлечь определенное число новых клиентов, но в то же время можно оттолкнуть другую часть людей, которым этот запах не понравится. На мой взгляд, лучший запах это запах чистого воздуха (в котором достаточно озона), он самый приятный и интересный, а главное нейтральный, и значит, понравится всем».