Новосибирский электротехнический проект отметил свое 15-летие

    Профиль — юбилей

    Широкое использование оборудования в современной хозяйственной жизни требует наличия резерва защиты на случай прекращения подачи электричества. Собственную малую энергетику используют банки, системы телекоммуникации, ЖКХ, медицина, торговля, культурные и развлекательные учреждения, гостиничный бизнес и т.д. Чем чаще звучат заявления о проблемах с оборудованием РАО ЕЭС, авариях, вызванных его перегрузками, тем больше спрос на автономные генераторы. При этом альтернативой большой российской энергетике все чаще становится ток, вырабатываемый оборудованием иностранных производителей.

    Холдинг «Электроагрегат« — одно из самых известных электромашиностроительных предприятий Новосибирска. Неслучайно в его структуре в 1991 году было создано подразделение, специализирующееся на работе с передовыми образцами мини-электростанций зарубежных производителей. Свою работу коллектив ЗАО «Проект-ДО» начал с изучения рынка ведущих стран, и практически сразу стало очевидно, что российское оборудование уступает импортным аналогам. Однако даже лучшие немецкие, французские и японские дизель-электростанции, нагревательные приборы, компрессоры не могли без дополнительной комплектации эффективно использоваться в условиях бездорожья, критических температур и отсутствия сервиса. Время показало, что первоначальный выбор в пользу сотрудничества с западными компаниями оказался правильным, а о том, как все происходило, корреспондент «СУ» беседует с президентом холдинга «Электроагрегат«, генеральным директором ЗАО «Проект-ДО» АЛЕКСАНДРОМ ОДИНЦОМ.

    — Александр Константинович, в начале 90-х годов вопрос защиты от перебоев с электроснабжением не стоял так остро, как сегодня. Потери измерялись меньшими суммами, и спрос со стороны бизнес-структур на автономные приборы был невелик. Почему возник интерес к кооперации с зарубежными производителями?

    — Ясное понимание того, что нам необходимо иметь партнеров за рубежом, пришло с началом либерализации внешнеэкономической деятельности, когда у российских предприятий появилась возможность самостоятельно выходить на европейский рынок электротехнической продукции. Командировки в Чехию, Германию, Австрию, Италию помогли найти надежных партнеров и наладить с ними успешную кооперацию. Производственная площадка «Электроагрегата« отвечала всем необходимым требованиям, и в течение нескольких лет при организационном участии ЗАО «Проект-ДО» завод успешно производил детали и узлы, в том числе для немецких и итальянских партнеров. Спрос только начинал формироваться, однако было очевидно, что завоевать рынок можно, лишь используя зарубежный опыт и технологии.

    С распадом СЭВ западные компании начали активно скупать производственные мощности в Венгрии, Румынии и Польше, открывая на их базе собственные предприятия. К тому же внутрироссийский рост цен на железнодорожные услуги неуклонно подталкивал нас к сворачиванию деятельности по изготовлению деталей и узлов на мощностях «Электроагрегата» для зарубежных партнеров. Однако к тому времени уже сформировался спрос со стороны отечественных покупателей, нуждающихся в надежной и доступной технике, способной работать на конкретных участках. Мы знали зарубежную продукцию, и главной задачей стало подготовить ее к работе в российских условиях.

    — Geko, Honda, Yamaha и другие компании полностью вытеснили отечественные заводы?

    — Нет, конечно, российское оборудование, в том числе выпускаемое ОАО «Электроагрегат», остается востребованным, мы продолжаем им заниматься, являясь дилерами многих производителей, в частности, Бежецкого компрессорного завода, предприятия Lider, МПП «Плазма«. Но все же основной специализацией »Проекта-ДО« стало импортное оборудование. Причем не просто покупка и продажа, а оказание комплекса дополнительных услуг в рамках всего холдинга.

    ЗАО «Проект-ДО» обладает лицензией Госстроя на проектирование объектов энергообеспечения и лицензией на проведение монтажных работ. На базе «Электроагрегата» работают больше 30 испытателей, обученных по первой категории безопасности. За счет хорошей производственной и испытательной базы, включающей в себя аттестованные стенды, камеры радиопомех, климатических, вибрационных и влажностных испытаний, мы способны обеспечить любое исполнение изделий.

    — С чем к вам чаще всего обращаются заказчики?

    — Задач много, самая распространенная — установка дизель-генератора в кузов автомобиля или на прицеп, чем, как правило, дело не ограничивается. Мы обеспечиваем кунг дополнительным топливным баком, пожарной сигнализацией, автоматически открывающимися люками и так далее. Устанавливаем изделия кунгового или капотного вариантов на прицепы всех российских производителей. Комплектуем сварочным и компрессорным оборудованием. Работы выполняем в кооперации с ОАО «Электроагрегат«, которое выпускает подобную продукцию уже 65 лет.

    «Проект-ДО» берет готовое импортное оборудование и в соответствии с техническим заданием в рамках холдинга доводит его до уровня, нужного заказчику. Задача предприятия — инженерные разработки и маркетинг.

    Комплексность оказания услуги — главное при подготовке стационарного или передвижного энергообъекта. После того как мы его сдаем, заказчику нет необходимости обращаться к кому-либо еще, объект полностью готов к работе. Если это дизель-генератор второй или третьей степени автоматизации, то он запускается автоматически, после прекращения подачи напряжения. Если первой, то персоналу нужно подойти и нажать на кнопку стартера, все остальное — дело автоматики, которая постоянно поддерживает систему в состоянии полной готовности.

    — Почему предприятия стали устанавливать автономные устройства?

    — Что произойдет, если РКЦ Центробанка останется без электричества? Остановятся все расчеты коммерческих банков. Что случится, если объект «Сибирьтелекома» или сотового оператора останется без света? На их работе держится бизнес огромного региона. Люди рассчитывают, что в любой экстремальной обстановке связь будет работать. Вспомните, что произошло, когда в прошлом году случилась авария в Москве. Убытки птицеводческих хозяйств исчислялись миллионами рублей только из-за того, что перестала функционировать вентиляция, и куры быстро погибли от перегрева. Пришли в негодность сотни тонн мороженого и других холодолюбивых продуктов, люди застряли в лифтах. А если дело касается объектов оборонного значения?

    — Нельзя ли было сразу привезти и запустить автономные источники?

    — Чтобы установить достаточно крупный дизель-генератор, нужно спроектировать и согласовать проект с энергонадзором, экологами, пожарниками, обеспечить его «легальность«. Это настоящий строительный, инженерный проект. Требуется правильно смонтировать систему заборной и выпускной вентиляции, дымоотвод, грамотно подключиться к действующей электросети, сделать контур заземления и т.д. Специалисты учитывают все особенности объекта, и только после этого можно выбрать и закупить оборудование, испытать его, смонтировать, сдать. На все нужно время.

    «Проект-ДО» отвечает за выполнение полного комплекса работ, используя опыт специалистов и мощности ОАО «Электроагрегат». В составе холдинга также действует предприятие «Квантекс«, обслуживающее подразделения Центрального банка на всей территории РФ.

    — Меняется ли общая структура ваших продаж?

    — Она остается стабильной. Электростанции занимают около 70% объема, тепловое оборудование и компрессоры — по 10%, сварочное оборудование — 5%, помпы и насосы — 5%, инструмент, сопутствующая техника и прочее — 10%. Доля каждого вида не меняется, однако сама номенклатура расширяется, каждый год появляется что-то новое. Сейчас мы вышли на китайский рынок. Специалисты «Проекта-ДО» два месяца жили в Китае, основательно изучали, что там выпускается, побывали на предприятиях, и сегодня мы уже получаем оттуда оборудование.

    Работать с Китаем выгодно. Качество хорошее, производится лицензионная техника. Ситуация повторяет то, что было 15 лет назад у нас, только в роли догоняющих на рынке начинают выступать европейские производители, проигрывая китайским в себестоимости продукции. Первая партия оборудования, полученная нами из Китая, разошлась почти вся, был только один возврат, и еще предстоит разобраться, вина ли это производителя или все дело в неправильной эксплуатации.

    — В Новосибирске закрылись многие оборонные предприятия, но ОАО «Электроагрегат» продолжает работать. В чем ваши преимущества? Или, может быть, вам повезло с рыночной нишей, в которой нет особой конкуренции?

    — Проблем у нас много, и борьба на том рынке, где работают ОАО «Электроагрегат«, ЗАО «Проект-ДО» и ЗАО «Квантекс«, ничуть не слабее, чем на остальных. Преимущества наших организации и холдинга в целом в том, что мы своевременно научились работать с учетом рыночных требований. Производим бесплатный осмотр объектов энергообеспечения, при подготовке техзадания выясняем все пожелания заказчика, вплоть до самых незначительных. Приходится противостоять не только отечественным, но и иностранным производителям. »Проект-ДО« конкурирует в основном с московскими и питерскими фирмами. Они ближе к Европе, и по своей технической, маркетинговой продвинутости ближе нас к Западу. Конкуренция на рынке очень жесткая и очень серьезная.

    Большое значение имеют условия, на которых приобретается техника. Многое из оборудования, которое мы устанавливаем, делается под наше задание, причем хорошо зная нас, зарубежные фирмы дают «Проекту-ДО» отсрочку до полугода, под «честное слово», что тоже помогает удерживать низкий уровень цен.

    Кроме того, мы все вышли с ОАО «Электроагрегат«. Я сам поступил работать на завод после института и прошел на нем все ступени. Завод сохранил свой потенциал, он выполняет оборонный заказ, производя специальные изделия для Главного ракетного управления и войск ПВО. Предприятие имеет все лицензии на разработку и производство военной техники

    Наша основная идеология никогда не менялась — работать в рамках холдинга, поставлять высокоэффективное, современное оборудование на выгодных для заказчика условиях. Обеспечить его доставку и установку.

    — Какова перспектива, за кем останется электротехнический рынок в ближайшие годы?

    — В наших условиях, когда отечественная промышленность в течение 20 лет не имеет возможности обновлять технический парк, стареют ее кадры, потребители всех уровней бюджета и частные компании, проводя тендеры, выставляют условие — использовать импортные изделия.

    Российское оборудование проще в обслуживании, легче осуществить подбор масел, найти запчасти, но по качеству оно серьезно уступает. Габариты, технические параметры, вес, потребление топлива остались на уровне прошлого века, поэтому многие делают ставку на импорт, даже федеральные структуры, которым четыре года назад это было запрещено.

    «Проект-ДО» будет успешно развиваться в составе всего холдинга. Естественно, московские сети будут к нам заходить, торговать импортным оборудованием, и в конце концов мы не сможем конкурировать с ними по ценам, так как это удается сейчас. Однако все сопутствующие процессы будем выполнять только мы — проектировать, монтировать, дорабатывать в цехах, испытывать, ставить дополнительную нагрузку, осуществлять гарантийное и послегарантийное обслуживание, заниматься модернизацией. Именно в этом я и вижу нашу перспективу.

    г. Новосибирск,
    ул. Планетная, 30;
    тел./факс (383) 279–86–52,
    тел. (383) 278–72–47;
    E-mail: proekt@comgate.ru

    ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ