Заложники дефицита

Карьера — кадры

Голод провоцирует на недовольство. Кадровый голод провоцирует на недовольство и тех, кто ищет персонал, и тех, кому его ищут. «СУ» попытались выяснить типичные претензии работодателей к кадровым агентствам (КА). И что могут ответить представители КА на критику в их адрес.

ВОПРОС: «ОХОТА ЗА ГОЛОВАМИ»?

Один из моментов, вызывающих вопросы у известного новосибирского ресторатора Дениса Иванова, заключается в том, что КА всегда рады «завербовать» в свою базу данных любых перспективных сотрудников. Спустя некоторое время после взаимодействия с КА (выполнение поручений ресторатора по подбору персонала) двое высококвалифицированных и очень компетентных сотрудников решили поменять место работы. «Я не могу утверждать, что на уход повлияли только кадровые агентства, но не исключаю возможность того, что контакты моих сотрудников попали в базу данных КА и им активно начали предлагать варианты трудоустройства в других местах», — говорит Иванов.

«Охота за головами« в Новосибирске есть, и это нормально. Есть рынок труда, и соблазн всегда велик», — поделился мнением президент хлебообъединения «Восход» Сергей Гребнев. Возможно, базы данных даже являются объектом продажи.

ОТВЕТ

«Я не знаю о торгах базами данных, возможно, они и есть, но мы в таких торгах не участвуем», — сказала в ответ менеджер аналитического отдела AVANTA Personnel в Новосибирске Гаянэ Балян.

«Несколько раз я получала по почте предложение купить базу данных агентства, и кстати, это были обанкротившиеся агентства. В последние два года я не слышала о таких случаях. Мы никогда не покупали чужие данные, и мы гарантируем конфиденциальность нашим соискателям«, — сказала директор кадрового агентства «Бизнес-Персонал» Елена Ермоленко.

«У меня нет информации по этому вопросу. А если это и так — не могу понять, в чем проблема? Гораздо важнее, чтобы КА не «сливали« информацию нынешнему работодателю о том, что их сотрудник снова в поиске. Причем часто этот поиск инициирован самим рекрутером агентства», — отметила редактор сайта «еРабота» Рита Харина.

ВОПРОС: ЦЕНА И КАЧЕСТВО?

Армэн Гасарян считает расценки кадровых агентств за подбор персонала максимально завышенными

По мнению работодателей, очень часто условия предоставления услуг КА являются несправедливыми: на вакансию подбирается кандидат, работодатель платит гонорар агентству, но оно не возвращает деньги, если кандидат не прошел испытательный срок. КА обычно говорят, что будут искать нового кандидата, на что уходит время. А работа, которую должен выполнять человек на вакантном месте, стоит, хотя деньги за эту вакансию уже заплачены. «Причем за свои услуги КА берут баснословно большие деньги и предлагают кандидатов, не соответствующих требованиям работодателя. Один раз мне подобрали водителя, который через неделю разбил автомобиль», — отмечает Иванов.

«Создается ощущение, что агентства стараются заниматься только топовыми позициями. Как будто в Новосибирске востребованы только топ-менеджеры. А у компаний основная потребность не в высшем управленческом звене, а в сотрудниках среднего звена, в начальниках отделов. Когда обращаешься в агентство за поиском специалиста уровня администратора магазина, они просто не хотят этим заниматься. Гораздо проще найти руководителя крупного подразделения, взять за это 100–200 тыс. руб., чем искать администратора магазина, за которого они могут получить 15–20 тыс.

Себестоимость поиска не соответствует цене, которые КА выставляют за кандидата, не происходит и его правильного подбора. КА в очень незначительной степени интересует специфика бизнеса работодателя», — рассказал директор компании «Обувь России» Антон Титов.

«На рынке кадровых агентств, которые занимаются подбором персонала для телекоммуникационных компаний, очень мало людей, которые вообще что-то понимают в вопросе подбора кадров для этой отрасли. И кадровые агентства в 90% случаев просто не знают, что нужно делать. Они не понимают, какие специалисты нам нужны, но при этом позиционируют себя как первоклассные профессионалы в деле подбора кадров для телекоммуникации. Что касается расценок, которые КА выставляют за свои услуги, я считаю, что они максимально завышены», — сказал на эту тему коммерческий директор Новосибирского филиала ООО «СЦС Совинтел» Армэн Гасарян.

«Кадровые агентства берут безумные деньги, я бы это назвал поборами. Когда человек еще не найден, берутся деньги за информацию о нем, когда мы его берем на работу, стоимость оплаты услуг агентства достигает двух-трех месячных окладов, а порой даже более 30% от годового фонда оплаты труда данного сотрудника», — отметил Сергей Гребнев.

ОТВЕТ

Игорь Эйсвальд не согласен с обвинениями в адрес кадровых агентств о завышении стоимости их услуг

«Традиционно с 1993 года мы работаем по подбору опытных специалистов и менеджеров среднего и высшего звеньев. С 2003 года появилось направление «Типовой и массовый наем», и мы подбираем базовый рабочий персонал, специалистов и линейных менеджеров для розницы, производства, логистических комплексов.

Безусловно, одна из тенденций рынка — специализация. Ряд агентств уходит в нишу подбора для строительного рынка, другие видят перспективу и свои сильные стороны для работы в направлении IТ. Есть и те, кто способен предложить качественную услугу, подбирая «топов».

По нашим исследованиям последних трех лет, на рынке присутствует вилка для оплаты услуг в области подбора — от менее одной заработной платы (порядка 5–6% годового дохода) до 2,5–3 заработных плат (20–25% годового дохода). При продаже консалтинговых услуг понятие «дорого» может иметь самый разный смысл. Например, бюджет компании не предполагает определенного диапазона цен; представление заказчика о том, что этот объем и качество работ не стоят этих денег; бизнес-приоритеты компании с точки зрения инвестиций в персонал расставлены как-то иначе; клиент не видит или не может просчитать финансовую отдачу от вложений в покупку этих услуг, — рассказала Гаянэ Балян.

«По поводу того, что кадровые агентства интересуют только топовые позиции, я не согласен. Просто в России рынок труда еще не развит, и за подбор рядовых специалистов не готовы платить деньги, поэтому агентства занимаются преимущественно подбором в нише «дорогих« специалистов.

Я не согласен и с тем, что агентства берут за свою работу баснословно большие деньги. Так утверждают те, кто не умеет калькулировать себестоимость. Для компетентного человека сразу понятно, что время работы квалифицированного специалиста стоит денег. А конкретная стоимость зависит от конкретной квалификации. В данном случае от профессиональности агентства», — ответил директор КА Modern Staff Игорь Эйсвальд.

«Топовые позиции — самые интересные в профессиональном и бюджетном отношении. Но большинство кадровых агентств наряду с «топами« заполняют вакансии руководителей среднего звена, высококвалифицированных специалистов, массовые проекты, ведут наборы молодых специалистов.

В городах-миллионниках

«Агентства интересуют позиции, которые они в состоянии закрыть, а компании заинтересованы в КА тогда, когда у них имеется очень сложная позиция, которую они сами закрыть не могут. Такое противоречие. Однозначно можно сказать, что КА интересуют рядовые вакансии только тогда, когда в их задачи входит массовый подбор, то есть закрытие десятка вакансий продавцов или кладовщиков.

По ценам: есть лидеры рынка с четкими ставками, и есть небольшие агентства, которые и вакансии попроще возьмут, и поторговаться с ними можно. И в целом стоимость услуг не завышена, потому что агентства берут на себя все проблемы, связанные с поиском сотрудников. Если бы их услуги не были востребованы — они бы не зарабатывали. А мы видим, что рынок растет, развивается, все больше компаний отдает рекрутинг на сторону, а сами сосредотачиваются на мотивационных программах, системах адаптации и разработке программ карьерного роста», — сказала Рита Харина.

«Рынок кадровых услуг в России достаточно устоявшийся, и ставки кадровых агентств всем известны. Есть несколько категорий компаний, которые занимаются подбором персонала, и внутри этих категорий уровень гонорара за закрытые позиции стандартен —

9–11%, 12–15% и 15–20% годового дохода кандидата. Стоимость выше 20% — это уже уровень прямого поиска.

Раз спрос на эти услуги при существующих ценах не падает, значит, цены не баснословны, ведь работодатель вправе использовать другие методы поиска, если его не устраивает цена», — рассуждает директор представительства HeadHunter в Новосибирске Татьяна Семыкина.

ВОПРОС: МОНИТОРИНГИ?

Денис Иванов считает, что гонорар КА должен быть тем больше, чем меньше размер зарплаты подбираемого на вакансию сотрудника

Есть и еще одно явление, которое, по мнению Дениса Иванова, наносит колоссальный вред. Это мониторинги заработных плат, которые делают КА. Ресторатор отметил, что информация о «существующих на сегодняшний день зарплатах по отраслям» наталкивает работников на мысли о том, что они должны получать больше. Он считает, что агентства занимаются искусственным созданием паники относительно роста размеров оплат труда: «Доходит до того, что люди вырезают из газет публикации и предъявляют их в качестве аргументов повышения размера зарплаты.

Я обращался к КА за консультациями относительно поиска маркетолога. Мне ответили, что, во-первых, маркетологов сейчас катастрофически мало и они на вес золота, а уж получают они не меньше нескольких тысяч долларов в месяц. Если честно, цифры меня шокировали, потому что таких зарплат нет в Москве, даже в Нью-Йорке и Сан-Франциско. «Но в Новосибирске есть«, — отвечали мне. Агентства взвинтили рынок».

«Считаю, что нет нормальных рыночных индикаторов для определения зарплат. Если бы были установленные общеизвестные индексы, а мониторинги и исследования проводили независимые агентства, мы бы с удовольствием покупали такого рода продукты. Но этого нет. А в тех, что есть, во-первых, нет достоверности, во-вторых, обычно указывается очень широкая вилка, которая на самом деле не дает представления о реальных размерах заработных плат. Сделанные агентствами мониторинги не соответствуют действительности», — считает Сергей Гребнев.

ОТВЕТ

«Многие компании проводят регулярные аттестации и пересмотры заработных плат. Для этого они должны опираться на реальные данные, которые и предоставляет мониторинг. В мониторинге невозможна абсолютная цифра, потому что это статистика, и выборка зависит от запроса», — сказал Игорь Эйсвальд.

По словам Риты Хариной, КА интересуют вакансии, которые они в состоянии закрыть, а компании обращаются к агентствам, когда у них имеется сложная позиция, подобрать человека на которую самостоятельно они не в состоянии

«Первая и основная цель мониторинга — предоставление информационной услуги работодателю. Ему важно знать, какова ситуация на рынке. Хороший обзор дает много информации самого различного характера менеджерам компании, поэтому хороший обзор обычно предлагается в качестве платной услуги, а бесплатно высылается тем компаниям, которые приняли в нем участие и «не поленились« заполнить анкеты кадровых агентств. Нередко обзоры для внутренних нужд компании (в основном только по информации из Интернета) делают сами сотрудники отдела персонала компаний. С той же целью, — сказала Рита Харина и добавила: — Мы мониторинги на продажу не делаем».

«Сейчас мониторинги заработных плат проводятся кадровыми агентствами и job-сайтами. Результаты мониторингов кадровых агентств — это отдельная строчка в прайсе агентства. Впрочем, данные можно получить и бесплатно, если компания готова принять участие в исследовании и передать (на условиях конфиденциальности) агентству на обработку подробные данные о существующем уровне заработных плат. Кадровые агентства опрашивают работодателей (чаще всего из своих клиентов) и обрабатывают данные этих опросов.

Job-сайты

А Гаянэ Балян рассказала, что они занимаются не просто предоставлением зарплатной статистики, а гораздо большим спектром вопросов. По ее мнению, «погрешность в данных исследованиях возможна и зависит от узости исследованного рынка».

«Два раза в год мы выпускаем общеиндустриальные исследования, которые представляют данные по различным отраслям рынка в Новосибирске. Справедливо отметить, что наиболее точно в них выражены тенденции по медианным и средним значениям. Погрешность же возможна по максимальным и минимальным значениям, то есть можно предположить, что на рынке можно встретить значения чуть ниже или чуть выше. Для точечного анализа отдельных узких специалистов или ситуации в компаниях определенной категории (сегмента рынка, размера компании, территории представленности и пр.) целесообразно рассматривать и аналитику, подготовленную специально. Это могут быть собственные исследования компании, или также наши специализированные исследования, или оценка на описанном поле», — рассказала госпожа Балян.

ИДЕЯ!

«Я считаю, что более логична была бы следующая пропорция: гонорар КА должен быть тем больше, чем меньше был бы размер заработной платы сотрудника, которого они подобрали на вакансию», — сказал Денис Иванов.

МНЕНИЕ

«У нас в агентстве гонорар составляет 18% от годовой заработной платы кандидата. Или 2,16 месячной зарплаты. Чем выше зарплата, тем выше гонорар. Это логично. Зарплата — это мерило ценности сотрудника и, как следствие, мерило его редкости и сложности поиска», — отметил Игорь Эйсвальд.

«Такие случаи на рынке есть. Заполнить вакансию с зарплатой ниже рыночной гораздо сложнее, и, соответственно, услуги агентства будут дороже», — прокомментировала предложение Дениса Иванова Елена Ермоленко.

«Я бы сказала, что это очень оригинальная ценовая политика. Вряд ли такое агентство долго продержится на рынке. В условиях сегодняшней рыночной ситуации не очень легко найти подходящего по всем требованиям кандидата и на очень хорошую заработную плату, а согласно данной модели, агентству выгодно искать как можно более «дешевого» кандидата. А такой кандидат, если это не редкая удача и жемчужина, с большой вероятностью может неудачно пройти испытательный срок, и возникнет необходимость замены кандидата, что очень невыгодно для агентства — ему во второй раз бесплатно придется выполнять ту же работу. К тому же молва о низких заработных платах на вакансиях, которые КА закрывают, быстро распространится среди кандидатов, и такому агентству просто некого будет «продавать», — обозначила свою позицию Татьяна Семыкина.

проводят опросы соискателей и работодателей, а также анализируют собственные базы данных резюме и вакансий, объем которых обеспечивает большую репрезентативность выборки. Такая информация полезна и доступна не только работодателям, но и кандидатам. Соискатели могут выяснить, соответствует ли их заработная плата рыночному уровню, и если нет, то на какую заработную плату они могут рассчитывать. Работодатели могут использовать информацию, чтобы понять, насколько конкурентоспособную заработную плату предлагает их компания существующим и потенциальным сотрудникам. В целом мониторинги очень полезны, т. к. рынок в итоге становится более прозрачным и зрелым», — сказала Татьяна Семыкина гонорары известных агентств достаточно близки: 15–20% годовой заработной платы нанятого кандидата. И я не согласна, что размеры вознаграждений КА чрезмерно велики. Размер гонорара по позициям руководителей не так часто превышает 20% годовой заработной платы нанятого специалиста. Для разных категорий людей понятие баснословной цены имеет очень разное денежное выражение. Нанятый специалист способствует развитию бизнеса и окупает инвестиции», — считает Елена Ермоленко.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ