Спецпроект luxury в Сибири
Определить, сколько в Сибири проживает потребителей товаров и услуг классов premium и lux, практически невозможно. В этом уверены сами предприниматели, поставляющие в Сибирь предметы роскоши. Дело в том, что сибирские VIP-клиенты весьма мобильны. Сегодня они могут отправиться за часами в Базель, завтра за одеждой в Милан, а послезавтра купить новую яхту у себя в Красноярске. Но все-таки именно эта беспокойная и весьма обеспеченная клиентская аудитория «задает планку» всей потребительской культуре того или иного города.
Модная Сибирь
Уровень потребительской культуры в регионах СФО определяется в том числе и тем, насколько развит местный сегмент товаров и услуг категорий premium и luxury. Руководитель омской компании «Росювелирторг» Кирилл Николаев считает, что степень развития и размеры сегментов premium и luxury зависят от общего экономического развития города и региона, от количества живущих в нем состоятельных людей.
Владелица другой омской компании салона одежды «Ева» Наталья Горбунова согласна, что оценить уровень развития рынка можно по количеству монобрендовых бутиков. «Я слышала, говорит госпожа Горбунова, что в Сургуте, Екатеринбурге, Красноярске уровень продаж товаров luxury достаточно высок. У нас в городе, к сожалению, мало кто может позволить себе покупать дорогую одежду высоких марок. Если я раньше возила 11 брендов, то сейчас сократила их число до трех-четырех. Больше не имеет смысла. Кроме этого, в Европе произошли изменения в плане увеличения минимального бюджета по бренду, то есть теперь, покупая полную коллекцию, нужно уменьшать количество брендов».
По мнению директора галереи сумок Pelican (Красноярск) Елены Прозоровой, Красноярск не самый удачный пример действительно модного города. «Я считаю, что на сегодняшний день в Красноярске люди зачастую не могут понять различий между Giorgio Armani и Emporio Armani или отличия Roberto Cavalli от Just Cavalli. Таким образом, когда мы говорим о классе люкс, не каждый покупатель на самом деле понимает, о чем идет речь. В Красноярске все это находится только в зачаточном состоянии, и мы пока можем зарабатывать деньги на более демократичных линиях. Открывать, к примеру, именно Emporio Armani, а не Giorgio Armani, потому что это более коммерческий проект», утверждает госпожа Прозорова.
По мнению омского ресторатора, владелицы ресторана «Луговская слобода» Натальи Гергерт, законодателем мод в Сибири является Новосибирск. «Я сужу по своей сфере бизнеса, объясняет госпожа Гергерт. В Новосибирске вечером все места в ресторанах любого уровня заняты, то есть заведения 100%-но востребованы, а в Омске пока с наполняемостью, к сожалению, проблемы».
Впрочем, уровень потребительских пристрастий в сегменте люкс не может определяться только консьюмерской составляющей или ресторанными группами. Флагманы сегмента люкс супердорогие коттеджи по индивидуальным проектам, яхты, автомобили. Подобные приобретения определяются уже не уровнем доходов, а стилем жизни. «В Москве яхт-клубы были созданы 1015 лет назад, у нас же достойный клуб был создан спустя 812 лет после московских, рассказывает генеральный директор красноярского BRP-центра «Краб« (продажа мототехники, катеров, яхт) Александр Бычков. И как только это произошло, сразу появились покупатели яхт. Кто-то их приобретает у московского дилера, кто-то у дилера в Красноярске, а кто-то напрямую с заводов. Сегодня в яхт-клубе представлены модели достаточно высокого уровня. И я думаю, что рынок растущий, перспективы его развития в Красноярске есть».
По мнению руководителя компании «Панавто» (поставляет в Новосибирск мототехнику Yamaha: мотоциклы, мотовездеходы, скутеры, гидроциклы) Андрея Вологодина, рынок люксовой водной техники в Новосибирске начал формироваться около четырех лет назад. «Я имею в виду не ситуации, когда человек увидел в Москве яхту и заказал себе такую же, а когда появились продавцы, которые могут нести ответственность за товар, предоставляют гарантии и спектр сопутствующих услуг», уточняет он.
Ситуацию с организацией региональных яхт-клубов президент группы компаний «Ле Рой» (Красноярск) Алексей Грузиненко считает удачным примером создания инфраструктуры, которая затем формирует спрос. «Для той категории бизнеса, которая ориентирована на уже созданные высокие бренды будь то яхты, автомобили, косметика, банковские VIP-услуги, для продвижения очень важно создать инфраструктуру.
Пока мы не открыли магазин Escada, в этой марке никто не ходил (за исключением покупок за рубежом). И в этом плане все мы выполняем определенную просветительскую задачу, инвестируем деньги или в развитие рынка или даже в его формирование, если его нет. Однажды со мной лично произошел очень показательный случай. Когда мы открыли магазин HUGO BOSS, один мой знакомый сразу предупредил: «У тебя покупать ничего не буду. Я еду в Милан, там приобрету себе одежду, там все дешевле». Прошел год, и при нашей встрече этот же человек сообщил, что собирается посетить мой магазин. «Милан это хорошо, объяснил он, но очень далеко, сумки с одеждой неудобно везти домой. А здесь хорошее обслуживание, достаточно широкий ассортимент«. То есть он воспринял и осознал преимущества приобретения дорогих марок одежды в Красноярске», говорит Алексей Грузиненко.
Угадать, не прогадав
Одна из особенностей регионального сегмента premium и luxury в том, что игрокам необходимо постоянно соотносить свои предложения с запросами потребителей. Нужно угадывать предпочтения, прогнозировать спрос на новые марки и при этом сохранять свой коммерческий интерес. В ходе круглого стола «Premium- и luxury-бизнес в Сибири: особенности, проблемы, перспективы», организованного в Красноярске группой изданий «Континент Сибирь» и телепрограммой «Детали. Красноярск» («Прима-ТВ»), Алексей Грузиненко признался, что прибыль зарабатывается на коммерческих марках, успешных известных брендах. «И я думаю, что в этом смысле набор марок в Красноярске ничем не отличается от новосибирского или московского, потому что мы ориентируемся на то, что видим, читаем, что рекламирует глянец, и на то, что, по нашему мнению, будет успешно продаваться», отметил он.
«Наша линейка брендов четко сформировалась за десять лет. Мы знаем предпочтения наших клиентов, везем определенные модели и не стараемся перепрыгнуть через голову, предложив что-то очень экстравагантное, но не интересное для сибиряков. Есть компании, которые привозят яхты более высокого ценового диапазона стоимостью от 1 млн евро. Мы ориентируемся на умеренную ценовую категорию 300500 тыс. евро», говорит Александр Бычков.
Президенту Красноярской винной академии, генеральному директору винного бутика «Декантер» Майклу Шабурову удается сочетать ассортиментную политику московских партнеров и интересы поклонников коллекционных вин из Красноярска. «Если у поставщика нет определенного бренда, я не смогу принять его заказ. У клиентов уже сформированы предпочтения, значит, и у нас всегда должен быть в наличии набор определенных винных брендов, рассказывает господин Шабуров. Мы формируем ассортимент, пользуясь литературой, профессиональными изданиями по энологии. Винный рынок серьезно зависит от оценок известных экспертов. Например, если винный критик Виллиам Паркер поставил высокие оценки вину, оно начинает расти в цене, ведь многим коллекционерам интересно узнать, за что Паркер присудил этой марке 90 баллов из 100. В свой ассортимент мы стараемся включать марки, которым эксперты присуждают высокие рейтинги».
Однако, по мнению Натальи Гергерт, в Сибири все не так однозначно. «Новые вина, даже те, которым поставлены высокие оценки критиков, на мой взгляд, не воспринимаются у нас безусловно, считает госпожа Гергерт. Сибирская ментальность не предполагает особой доверчивости, и потом, нам еще далеко до истинно европейской культуры винопития. Однако уровень знаний и, соответственно, потребительских предпочтений постепенно повышается. Клиенты понимают в винах все больше и больше. Я думаю, что если привезти что-то новое в любой из городов СФО, ты обязательно получишь ответ. На эксклюзивное и новое всегда найдется свой потребитель».
С такой точкой зрения согласна новосибирский ресторатор, владелица ресторана «Классика» Анна Ладан. По ее словам, целевая аудитория premium-сегмента стала весьма грамотной. «Достаточно часто человек точно знает, чего ему хочется. Кроме этого, он осведомлен и о цене. И если цена, например, окажется завышенной, он никогда не закажет это вино», утверждает она. При этом госпожа Ладан придерживается мнения, что клиенты готовы экспериментировать только при условии, если у них уже есть определенные знания о данных марках. «Необходимо, чтобы кто-то рассказал, что, к примеру, эта марка шампанского в Москве является мегахитом сезона, и тогда его согласятся попробовать и сибиряки, рассказала она «СУ«. Если просто написать в меню, что это шампанское новинка, практически никто на это не отреагирует».
Источник роскоши
В абсолютном большинстве все предложения региональных салонов и ресторанов присутствуют и в Москве. Но сегмент lux предполагает воплощение действительно эксклюзивных пожеланий клиентов. «Как правило, все уникальное приобретается под заказ, утверждает Майкл Шабуров. Это касается практически любого сегмента luxury».
«Производство эксклюзива не может быть поставлено на поток. Практика всего мира и России заключается в том, что в большом количестве везутся вещи более массового производства. Впрочем, в Новосибирске спрос на эксклюзивные яхты есть, но пока это единичные случаи. И если говорить о росте спроса, то он очень небольшой», говорит Андрей Вологодин.
Впрочем, как показывает опыт сибирских операторов премиумного сегмента, спрос на эксклюзив наблюдается по направлениям авто, водная и мототехника, дизайн интерьеров, мебель и коллекционные вина. А вот заказов на ювелирные изделия и дорогие часы практически нет кстати, в отличие от Москвы, где регулярно формируются заказы на индивидуальную поставку этих предметов роскоши. «В количественном соотношении такие покупки у нас случаются один раз из тысячи, объясняет Кирилл Николаев. Сейчас мы уже чувствуем вкус нашего покупателя, мы отчасти сами являлись воспитателями вкуса, понятий о моде».
Практически все, кто занимается предметами роскоши, говорят и о своей роли «воспитателей вкуса». Конечно, ТВ и федеральный глянец оказывают свое воздействие на потребительские пристрастия, но все-таки те, кто представляет предметы роскоши в салонах Красноярска, Омска, Новосибирска и т. д., обладают самым авторитетным мнением в глазах заказчика. Такая ответственность стимулирует собственный профессиональный рост. Учредитель студии дизайна и архитектуры «Виинапуу» Лариса Виинапуу рассказывает, что когда человек обращается за дизайном интерьера, он, как правило, не знает, что ему хочется. И основная ошибка дизайнеров в том, что они ждут клиента, который придет со своим готовым решением. Дизайнер должен правильно понять то направление, в котором клиенту было бы комфортно. Например, если человек говорит, что он хочет классику, то не факт, что он имеет в виду классику в истинном смысле этого слова. Как правило, под «классикой» каждый понимает что-то свое.
«Что касается отслеживания новинок в области интерьера, оно происходит на основе опыта, использования каталогов, книг, журналов, впечатлений, полученных в путешествиях, рассказывает Лариса Виинапуу. Есть и всемирно известные выставки, где можно проследить модные тенденции дизайна в виде инсталляций. Но некоторые модели выставляются в виде концептов, и далеко не факт, что они будут реально воспроизведены в будущем. Также стоит отслеживать тенденции в коллекциях одежды, порой я черпаю идеи именно из одежных брендов».
«Когда покупаешь коллекцию, состоящую из эксклюзивных моделей, которые представлены в единственном экземпляре, то, конечно, думаешь о конкретном клиенте, которому это может подойти по размеру. Большинство своих клиентов я знаю. Знаю их стили, их размеры, их пристрастия. Эти люди и покупают основную массу коллекционных вещей«, делится своим опытом Наталья Горбунова.
Член правления «КРАСКИТ-Красноярск» Константин Подлесный утверждает, что пристрастия жителей Красноярска точно такие же, как и у москвичей. «Наша задача в том и заключается, чтобы развивать рынок, спрос же будет формироваться автоматически», считает он.
Отличия регионального бомонда
По словам Натальи Горбуновой, ассортимент, который заказывают московские байеры, отличается от того, что заказывают сибиряки. «У них всегда больше вечерних туалетов, а у нас в Омске эта категория одежды представлена в гораздо меньшем количестве, потому что вечерние платья практически некуда надеть. Мы привозим гораздо больше одежды повседневного плана», утверждает она.
На отсутствие ярких событий в светской жизни жалуются и красноярцы. «Я считаю, что в нашем городе светским воспитанием истеблишмента никто не занимается. У нас проводится крайне мало мероприятий, куда люди могут выйти, пообщаться, продемонстрировать свои наряды и драгоценности. Чаще всего под светскими вечеринками в Красноярске понимают презентацию новых салонов, магазинов или ресторанов. Настоящих светских раутов в нашем городе просто нет. И городу этого не хватает», считает Елена Прозорова.
Тем более что новые коллекции в регионе появляются практически одновременно с Москвой. Но если в столице уже считается нормой тут же проводить вечера и презентации новых коллекций, сибиряки надевают новинки только «по случаю». И, конечно, яркости в светской жизни не прибавится, если вдруг «случай» представится после нескольких месяцев ожидания
«Оценивая ситуацию на рынке, мы много лет не открывали ничего люксового. Мы работали в премиумном сегменте, работали на развитие и воспитание рынка. Когда мы почувствовали, что рынок созревает, и не только с точки зрения количества денег, но и с точки зрения образованности, информированности и потребностей, мы начали привозить люксовые коллекции», рассказал Алексей Грузиненко.
Впрочем, и в Москве, и в Сибири взаимодействие клиентов и предпринимателей носит обоюдный характер. Столичные рестораторы и владельцы бутиков тщательно поддерживают легенду вокруг своих заведений и салонов: «Здесь одевается такой-то» или «Здесь любит бывать такая-то». Владелец красноярского ресторана «Урарту» Сергей Рыльков согласен, что VIP-клиенты могут сформировать статус и имидж заведения. «Но нельзя забывать, что это в то же время и определенная ответственность. Через призму мнения и отношения такого гостя мы пытаемся поднять свой уровень до определенной высоты. VIP-гость обычно выражает свое мнение и пожелание, и таким образом мы можем оперативно отреагировать на имеющиеся недочеты. То есть эта категория клиентов в какой-то степени еще и оказывает помощь в совершенствовании уровня заведения», отметил он.
«Я согласна с этим. В нашей работе всегда нужно следить за тем, чтобы уровень твоего заведения соответствовал потребностям клиентов, чтобы персонал обслуживал безукоризненно. У нас, например, для этих целей сотрудники обучаются на всевозможных семинарах, мастер-классах, работает штатный психолог, рассказала «СУ« Наталья Гергерт. Но и сам владелец должен расти. Я недавно была в Европе. Сидя на красивой веранде в потомственной семейной кондитерской, я внимательно наблюдала. Все в том заведении было выверено безупречно: начиная с серебряных ложечек, на которых написано название кондитерской, и заканчивая уровнем обслуживания. Самое главное, чтобы у владельцев таких заведений в России было желание переносить самые лучшие черты западного обслуживания в свои заведения. Я не призываю копировать. Нужно брать лучшее и применять это с долей собственного творчества».
«Соответствовать клиенту действительно очень важно, соглашается Лариса Виинапуу. VIP-клиент очень требователен, и чтобы он остался доволен, нужно прилагать огромные усилия. Может быть, даже не стоит увлекаться исследованиями, кто такой VIP-клиент. Гораздо важнее, насколько ты сам соответствуешь уровню запросов своих клиентов». Все опрошенные «СУ» респонденты были единодушны: нужно постоянно расти, постоянно держать заданную планку. И тогда в региональном lux-сегменте действительно будут исключительно эксклюзивные, «высокие» предложения.