Игорь Зеленский: «Мыслим глобально, а действуем локально»

Всего за пять лет Сибирский фестиваль балета стал тем культурным событием, которого публика ждет с нетерпением. Художественный руководитель балета Новосибирского государственного академического театра оперы и балета Игорь Зеленский анонсировал фестивальную программу, гвоздем которой станет участие балетной труппы Московского академического музыкального театра им. К. С. Станиславского и Вл. И. Немировича-Данченко. Фестиваль откроется балетом Шнейцхоффера «Сильфида» в постановке Пьера Лакотта — мы уже знакомы с этим хореографом по «Пахите» в версии Парижской национальной оперы. Далее публику ждут одноактные балеты двух корифеев современности — Начо Дуато и Иржи Килиана. Наш ответ москвичам: «Спартак», «Баядерка», «Шопениана» и «Кармен». Финальной точкой станет премьера балета «Корсар».

— Игорь Анатольевич, что интересного будет в программе фестиваля?

— В этом году к нам приезжает театр им. Станиславского. Конечно, я воспользовался возможностью встречи и знакомства двух коллективов, которыми я руковожу. Во-первых, мы покажем «Сильфиду» Пьера Лакотта, прошедшую в декабре с большим успехом на московской сцене. Во-вторых, знаменитые балеты Иржи Килиана «Маленькая смерть» и «Шесть танцев», а также две работы Начо Дуато, «В лесу» и «За вас приемлю смерь», которые он успел поставить до того, как был приглашен в Михайловский театр. В предыдущие годы в рамках фестиваля у нас уже побывали Большой и Мариинский театры, в будущем году планируем привезти «Спящую красавицу» Михайловского театра. Программа этого года будет красивой и интересной, артисты достойно танцуют, посмотрите, как работает кордебалет. Вам понравится.

— На кого из исполнителей вы советуете обратить внимание?

— Приедут молодые талантливые исполнители, всех имен мы пока не будем раскрывать. Будет танцевать Семен Величко, который влился в новый коллектив и выступает с большим успехом, оставаясь при этом и солистом новосибирского оперного театра. Москва его хорошо приняла, он пользуется большой популярностью. 19 и 20 марта мы вместе с солистом Михайловского театра Иваном Васильевым танцуем «Спартака». Уже подписан контракт, а 22 марта он выйдет в «Баядерке». Артист, как вы знаете, сегодня востребован во всем мире, контракты подписаны в Милане, Петербурге, Москве. В «Баядерке» должна была танцевать Диана Вишнева, но не совпали сроки, у нас уже был опыт сотрудничества, когда она представляла Новосибирск во время гастролей в Париже. Обязательно покажем перед отъездом в Москву на «Золотую маску» балет «Кармен» Ролана Пети.

— Как вы оцениваете шансы на победу?

— Согласно решению экспертного совета, постановка выдвинута на соискание премии в трех номинациях: «Лучший спектакль в балете», «Лучшая женская роль в балете» — Анна Жарова, «Лучшая мужская роль в балете» — Игорь Зеленский. У нас конкуренция хорошая, живая, настоящая: Большой театр, театр им. Станиславского, Мариинка, театры Екатеринбурга и Перми. Так что постараемся достойно представить регион, танцуем 12 апреля в театре Станиславского, покажем «Шопениану» и «Кармен». Окончательное решение жюри будет известно 16 апреля.

— Как идет подготовка к премьере балета «Корсар»?

— Коллектив вплотную занимается подготовкой к выпуску балета: мы с Вячеславом Хомяковым (Мариинский театр), а также художник Давид Монавардисашвили, известный новосибирцам по оформлению балета «Баядерка», художник по костюмам Татьяна Ногинова, тоже из Мариинского театра. Процесс идет поэтапно, я лично наблюдаю за соблюдением сроков и качеством работы. Закроем фестиваль премьерой, станцуем своим составом: Полковников, Зеленский, Ершова, Величко, Жарова, Свинко, Сабанцева, Одинцова. Это будет эффектный большой спектакль с красивыми танцами: знаменитое па-де-де купца в первом акте, потом па-де-труа, вариации и танец с пистолетом, много ансамблей. Конечно, хотелось бы сделать голливудских «Пиратов Карибского моря», но, к сожалению, мы не в Голливуде. Мне кажется, этот балет с авантюрным сюжетом и легкой красивой музыкой будет пользоваться успехом. Например, «Баядерка» за три года прошла на сцене уже 70 раз, и до сих пор это аншлаговый спектакль, который зрители принимают стоя.

— Сегодня один из любимых спектаклей публики — «Спартак», чего вы ожидаете от исполнения Ивана Васильева?

— Считаю, что наши исполнители танцуют очень хорошо, и Михаил Лифенцев в партии Красса, и, безусловно, Роман Полковников в заглавной партии. Кстати, вскоре нам предстоит поздравить его с присвоением звания заслуженного артиста РФ — ему 25 лет, и уже восемь лет он на сцене. Исполнительницы женских партий Наталья Ершова, Анна Одинцова и Анна Жарова, безусловно, на своем месте. Так что когда мы увидим Ивана Васильева, нам будет с чем сравнивать. Григорович назвал его лучшим исполнителем партии Спартака, но в новосибирском театре есть своя сильная традиция, публика помнит Балабанова, помнит, как приезжали Лавровский и Лиепа. Очень хочется посмотреть, как станцует Иван Васильев, но я не увижу — мне придется его «убивать».

— Как вы оцениваете свой опыт совмещения работы в двух балетных труппах?

— Мой брат говорит мне: «Кто работает, братишка, на тех и возят». Получив предложение московского театра, другой сразу собрал бы чемоданы, но я не уехал даже наполовину. При этом руководящая работа для меня не цель жизни и не шаг вперед: скажу честно, той эйфории, которая возникает на сцене, ничем не заменить. За свою сценическую карьеру я танцевал в 14 ведущих театрах мира, и всегда со мной была команда артистов. Думаю, для театра хорошо, что я редко сижу в кресле в костюме и галстуке, но часто занимаюсь с ними в репетиционном зале в балетной майке. Я максимально стараюсь принести пользу обоим театрам, потому что работа — это образ жизни, я по-другому не могу, у меня нет хобби. Конечно, можно было бы прекратить танцевать, но пока я не готов.

— Как развивается ваша деятельность в Совете по культуре?

— Безусловно, я лоббирую интересы нашего искусства: чтобы артисты балета не шли в армию, чтобы в новосибирском театре оперы и балеты не заканчивался президентский грант, чтобы молодые таланты не уезжали за границу. Очень важно предоставить достойные условия молодым талантливым артистам, которых мы выращиваем. Сегодня зарплата артиста балета невысока, у молодых артистов нет никакой возможности приобрести жилье и финансово себя обеспечить, к тому же у балетных короткий век — всего 20 лет. Народ талантливый, красивый, есть педагоги и традиции. Каждый человек на своем месте должен стараться изменить жизнь к лучшему — у нас демократия, а под лежачий камень вода не течет.

— Расскажите о планах на будущий сезон.

— Моя любимая фраза: «Мыслим глобально, а действуем локально», — мы постараемся сделать лучшее, исходя из реальных возможностей. Летом нас ждут гастроли в Корее с «Лебединым озером», по дороге дадим два спектакля во Владивостоке. После отпуска с новыми силами возьмемся за «Щелкунчика» — этот спектакль мы планируем полностью переоформить с хорошим художником. Не думаю, что нам надо искать что-то такое, чтобы удивить критиков. Гораздо важнее, чтобы спектакли шли в красивом оформлении, дети должны воспитывать хороший вкус на наших спектаклях. Планируем поставить новый балет, «Ромео и Джульетта», сроки опять же упираются в финансирование — я принципиально не буду выпускать дешевую продукцию. Своего «Лебединого озера» я ждал два года, и оно востребовано. Надо думать о том, что останется после тебя, чтобы было не стыдно. Кроме того, мы должны понимать рынок — можно фантазировать и делать авангард, но если публика хочет смотреть качественные традиционные постановки, мы будем их делать. Мой опыт и связи в мировом балете позволяют взяться за любой проект, но постановка современного балета высокого класса требует огромных финансовых затрат. Надо принимать во внимание и возможности труппы. Я очень рад, что сегодня в Новосибирском хореографическом училище набирают полные классы, и в них много мальчиков. Это говорит о росте популярности классического балета, который живет благодаря артистам. Так что пока мы будем делать классику.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ