Стоит ли переманивать персонал у конкурентов?

Поиск и подбор ключевых и редких специалистов, зачастую сопровождаемый их переманиванием из других организаций и широко распространенный в западных компаниях, стал все чаще применяться для найма сотрудников в Москве и российских мегаполисах. Что такое «охота за головами» и как подобная технология применяется на практике в Сибири, выяснял корреспондент «КС» ИГОРЬ БОЧАРОВ.

Как известно, технология хедхантинга как одно из направлений поиска и подбора персонала, ключевых либо редких специалистов применяется крупными зарубежными компаниями уже давно. Сегодня перенятый у западных коллег московскими специализированными агентствами метод «охоты за головами» начинает активно использоваться и в Сибири. Руководитель новосибирского филиала рекрутинговой компании Kelly Serviсes Вероника Селегей отмечает, что существует две технологии работы рекрутинговых агентств, которые часто путают: «прямой поиск» и хедхантинг. Путают не случайно, так как природа этих технологий похожа. Заключается она в том, что ректутер обращается к сотрудникам компаний, которые не заняты активным поиском работы. Их резюме нет в открытых источниках и, скорее всего, в базах данных агентств. Отличие двух технологий зависит от заказчика. «Более продвинутые компании, как правило, с узких рынков (или при поиске узких специалистов) хорошо понимают конкурентную среду и знают «в лицо» своих конкурентов и некоторых их сотрудников. Именно такие компании делают запрос в агентство на услугу хедхантинга. Здесь есть опять же два варианта. Либо им необходимы люди с конкретных должностей из конкретных компаний, либо им нужны совершенно конкретные люди. То есть заказчик дает имена людей, которые ему интересны», — говорит Вероника Селегей.

Услуга «прямого поиска», как правило, предоставляется под проект, где клиент заинтересован в закрытии позиции, то есть в трудоустройстве сотрудника, но позиция для закрытия достаточно трудная, кандидатов в открытых источниках нет, и рекрутер сам составляет список компаний и имен людей, на которых он выходит и предлагает участие в конкурсе.

«В последнее время хедхантинг и «прямой поиск» становятся все более востребованными в Сибирском регионе, — отмечает руководитель дивизиона «Сибирь» кадрового холдинга АНКОР Ирада Емельянова. — Этот инструмент сегодня актуален прежде всего при поиске узких специалистов в производственном секторе, в сфере Hi-Tech, а также для подбора на топовые позиции практически во всех отраслях — FMCG, Hi-Tech, индустриальный рынок, логистика». Причина популярности данной технологии, по мнению Ирады Емельяновой, заключается в том, что указанные рынки развиваются такими быстрыми темпами, что компании не успевают вырастить хороших управленцев или обучить узких специалистов и вынуждены искать таких сотрудников извне. Ирада Емельянова выделяет обязательное условие, выполнение которого открывает компании-работодателю возможность для заявки на хедхантинг. Так как это не выбор из множества желающих претендентов, а тщательный поиск среди тех, кто уже работает и достаточно успешен, компания должна быть как минимум известной, с интересными условиями и конкурентоспособным предложением на рынке кандидатов. «Прямой поиск» не может быть осуществлен для компании, которая не способна предложить конкурентоспособные условия успешному кандидату. И это не только материальное вознаграждение и уровень бонусов, но и уровень социальной защищенности, задачи и перспективы.

Чаще клиенты обращаются именно к услуге «прямого поиска», говорит госпожа Селегей. «В работе Kelly Serviсes мы закрываем порядка 60–70% позиций с применением именно этой услуги. Услуга собственно хедхантинга не так популярна. За последний квартал у нас было два подобных проекта. В первом случае обратилась компания с узкого рынка сегмента В2В. Она абсолютно владеет ситуацией о конкурентах, присутствующих в Новосибирске. Таких компаний пять. Заказчик расставил приоритеты по этим компаниям и обозначил должность, люди с которой ей интересны. В результате были организованы встречи с двумя людьми, которым интересна смена места работы. Что интересно, оба человека из одной компании. А сотрудники еще одной компании абсолютно уверенно заявили, что их все устраивает на данный момент, и предложений они не рассматривают».

Наиболее часто метод хедхантинга в Сибири применяют компании, работающие в индустриальном секторе, отмечают специалисты. Активно «хантят» ключевых специалистов и компании сектора FMCG. «Не так давно к нам обратилась достаточно известная на рынке компания на подбор топ-менеджера на территории Сибири. При этом запрос был отправлен параллельно к нескольким кадровым провайдерам. Поиск велся около полугода по всей России силами нескольких провайдеров. Фактически на заявленную вакансию был лишь один достойный претендент, который неоднократно отказывался обсуждать предложение о смене работы. В итоге нашему консультанту удалось убедить кандидата пройти собеседование с работодателем, после которого было решено взять сотрудника на заявленную позицию», — рассказала «КС» Ирада Емельянова.

Среди сибирских финансовых компаний хедхантинг еще не получил широкого распространения, считает управляющий филиалом «Новосибирский» банка «ГЛОБЭКС» Василий Ожередов: «Не думаю, что в банковской и финансовой среде Новосибирска хедхантинг сильно распространен, скорее я назвал бы это переходом — специалисты сами ищут места, которые их устраивают больше, это может касаться как денежной составляющей, так и отношений в коллективе. Исключение составляют лишь новые игроки — когда они заходят на рынок, то часто стараются переманить управляющих из других филиалов либо специалистов среднего звена».

А вот сибирские компании-ритейлеры активно переманивают ключевых сотрудников. В разговоре с корреспондентом «КС» представители сибирских компаний, работающих в сфере ритейла, признают, что применяют метод хедхантинга для поиска редких специалистов и «топов».

Актуален хедхантинг и в сфере сибирского автобизнеса. Для того чтобы не вкладывать деньги и время в обучение нового персонала, компании перекупают сотрудников у конкурентов, особенно если речь идет о дилерах одного бренда. Например, при появлении в Новосибирске второго дилера компании Mitsubishi маркетологом новой компании стал человек, выполнявший те же самые обязанности в ГК «СЛК-Моторс» — первом новосибирском дилере Mitsubishi.

Всем известна история со скандальным закрытием дилерского центра Skoda компании «Транзит Сервис», руководителем отдела продаж там был Антон Маньков. После этого не прошло и несколько месяцев, как на рынке появился совершенно новый дилер — «Альт-парк», не имеющий проблем с клиентами, но заместителем руководителя отдела продаж там стал именно Антон Маньков. И недовольные клиенты закрывшейся компании «Транзит Сервис», приходя в «Альт-парк», видели там одного из ключевых сотрудников разорившегося дилера.

По информации «КС», иногда руководители конкурирующих дилерских предприятий были готовы перекупать сотрудников прямо на месте текущей работы, а при появлении нового дилера часть сотрудников комплектуется исключительно путем хедхантинга у конкурентов.

Как рассказала «КС» бренд-менеджер компании «Патриот Авто» Ольга Пономарева, как правило, для такой деликатной процедуры они привлекают столичные агентства. «Меня периодически переманивают в другой бренд. Зачастую это рекрутинговые агентства, у которых есть заказ на определенные должности с указанием конкретных фамилий менеджеров, которых компания хотела бы переманить для работы к себе. Как правило, такие звонки были от московских агентств. Предлагают пообщаться по телефону либо по скайпу. Мотивируют более высокой зарплатой, более высокой должностью. Часто хедхантер в процессе разговора со специалистом определяет, чем его можно привлечь. Если заказ исходит от федеральной компании, то дополнительным аргументом становится возможность карьерного роста — уход в центральный офис или должность руководителя регионального подразделения», — рассказала «КС» Ольга Пономарева.

По информации директора HeadHunter по Сибири и Дальнему Востоку Алены Алферовой, в регионе наиболее активно хедхантинг развивается в быстрорастущих отраслях, таких как фарминдустрия и IT-технологии. «Часто на две опубликованные вакансии приходится одно подходящее резюме. Поэтому работодатели вынуждены переманивать персонал, предлагая сотрудникам более высокие заработные платы и интересные задачи. Довольно часто охотятся за специалистами продаж конкурирующих компаний, человека практически не надо учить продукту, плюс ко всему он может прийти с хорошей клиентской базой. В последнее время мы отмечаем хедхантинг в производственной сфере, на рынке переизбыток экономистов, юристов, но не хватает высококвалифицированных инженеров. Часто производственников «крадут», предлагая не только более высокий оклад, а обещая, например, помочь в решении жилищного вопроса», — отмечает Алена Алферова.

Этичность использования хедхантинга до сих пор остается спорной. Как считает Вероника Селегей, в первую очередь эффективность технологии хедхантинга зависит от самого работодателя, у которого пытаются переманить сотрудника. «Рекрутер не вынуждает человека сменить работу, он дает возможность выбора. И если в компании внимательно относятся к мотивации своих сотрудников, то руководители могут быть спокойны за свой кадровый состав и даже польщены, что их сотрудников «хантят», — отмечает Вероника Селегей.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ