«Компания года» в автодилерском бизнесе: «СЛК-Моторс»

Редакция «КС» начинает серию публикаций, посвященных самым успешным сибирским компаниям по итогам 2011 года. В этом и в дальнейших материалах мы определяем лидера рынка и стараемся выявить, за счет чего той или иной компании удалось достичь этого положения. Первая из рассматриваемых отраслей — дилерский бизнес по продажам автомобилей, который во многом служит индикатором состояния экономики, готовности и способности населения совершать дорогие покупки. По основным объективным показателям «Компанией года» 2011 года в этом виде бизнеса по Сибири становится «СЛК-Моторс», что может послужить хорошим подарком к пятилетию, которое только что отметила эта бизнес-структура, одна из наиболее заметных в регионе по своей динамике развития.

По итогам трех кварталов 2011 года автомобильный рынок Сибири прирос на феноменальные 82% в сравнении с аналогичным периодом прошлого года. Единственным ограничивающим фактором на рынке стал дефицит определенных моделей автомобилей. На следующий год дилеры возлагают большие надежды и надеются, что при сохранении позитивной динамики автобизнес должен достичь еще более выдающихся показателей.

Стоит отметить, что последние кризисные годы существенно изменили расклад сил на автомобильном рынке Сибири. С рынка ушли не только мелкие монобрендовые игроки, но и крупные дилерские холдинги, например, «Автолэнд-Сибирь», который когда-то был лидером местного авторынка, или группа автодилерских предприятий А. Соловьева. Следовательно, у других игроков рынка, обладающих опытом на рынке и имевших достаточный резерв прочности, появился шанс воспользоваться этой ситуацией и нарастить свое присутствие на рынке.

В качестве критерия успешности сибирских дилеров мы выбрали показатель доли компании по продажам иномарок в своем регионе. Мы намеренно не включали в рассмотрение отечественные бренды, так как их продажи в количественном выражении все же несопоставимы с иномарками, а значит, дилер отечественных брендов априори находится в более выгодном положении и является одним из лидеров рынка. Мы также оценивали дилеров по абсолютному показателю продаж, однако этот критерий не являлся основным, поскольку по понятным причинам продажи определяются масштабом рынка, и при всем своем желании даже самый успешный томский дилер не сможет догнать лидеров новосибирского или красноярского рынков.

По показателю доли рынка в своем регионе среди сибирских дилеров лидирует группа компаний «СЛК-Моторс» — официальный дилер Audi, Ford, Hyundai, Mitsubishi, Nissan, Porsche, Toyota, Volvo, уполномоченный партнер Lexus в Новосибирске, официальный дилер Toyota в Барнуле. За год группе компаний удалось нарастить свою долю с 34,3% до 35,9%. Кроме того, «СЛК-Моторс» лидирует по абсолютному показателю продаж, а также является одним из лидеров по количеству представляемых брендов. «Я знаю руководство «СЛК-Моторс» и считаю его вполне профессиональным. Соответственно, положение на рынке компании закономерно», — считает гендиректор ГК «Авто Плюс» (официальный дилер Toyota в Омске и Екатеринбурге, Audi, Lexus, Toyota, Skoda, Mazda в Екатеринбурге) Павел Шестопалов. С коллегой солидарен и директор по развитию «Автограда» (официальный дилер 16 брендов в Тюмени и Сургуте) Андрей Еловенко: «Такой результат вполне справедлив, так как эта компания самая вменяемая в Новосибирске». А вице-президент автохолдинга «Россо» (официальный дилер семи автобрендов в Иркутске) Дмитрий Лылов считает, что чем больше массовых брендов в портфеле компании, тем лучше общий результат. И этим, в частности, можно объяснить лидерство ГК «СЛК-Моторс», поскольку в ее портфель входит рекордное количество массовых автобрендов.

В самой «СЛК-Моторс» видят причину своего лидерства в том, что всегда верили в свое дело, стремились идти вперед и предлагать для клиентов лучшие решения. «Этот фактор помог нам и во время кризиса 2008 года, когда другие дилеры сокращали расходы или сворачивали свой бизнес. Мы же, напротив, воспользовались этим временем для того, чтобы укрепить свои позиции за счет расширения дилерского портфеля новыми для нашей компании брендами», — поясняет генеральный директор ГК «СЛК-Моторс» Наталья Жданова.

Сами импортеры довольны партнерством со своим новосибирским дилером. «Наше сотрудничество, которое началось около года назад, успешно развивается. «СЛК-Моторс» достойно продвигает бренд Hyundai на рынке Новосибирска и Новосибирской области, показывая хорошие результаты продаж и уровень обслуживания клиентов», — поясняет директор по продажам «Хендэ Мотор СНГ» Алексей Калицев.

«Мы сотрудничаем с ГК «СЛК-Моторс» с 2006 года. На наш взгляд, руководство и сотрудники группы компаний хорошо понимают особенности сибирского автомобильного рынка, чувствуют потребности клиентов в своем регионе», — отмечает директор по развитию дилерской сети ООО «Тойота Мотор» Александр Безруков.

В ближайших планах ГК «СЛК-Моторс» — расширить свое присутствие в Новосибирске и Барнауле, открыв в первом полугодии 2012 года сразу два новых дилерских центра Lexus общей площадью 13 400 квадратных метров. «Доля по продажам автомобилей Lexus в выручке компании составляет 13%, и поэтому усиление данного бренда позволит нам не только увеличить продажи, но и поднять уровень обслуживания клиентов этой марки на новую ступень», — поясняет Наталья Жданова. Кроме того, ГК «СЛК-Моторс» видит перспективы в развитии направления автомобилей с пробегом. В 2012 году дилер планирует открыть сразу три салона, которые будут реализовывать эти машины. Сейчас у «СЛК-Моторс» уже работает один салон по продаже автомобилей с пробегом под отдельным брендом Just Good Cars. Такой шаг нельзя назвать ординарным, так как другие автодилеры Новосибирска пока не имеют отдельных точек продаж автомобилей с пробегом и пока не расширяют свое присутствие на этом рынке.

Второе место по доле рынка занимает крупнейший алтайский дилер «Автоцентр АНТ». Компания начинала свой бизнес с «АвтоВАЗа», однако позже переключилась на иномарки и сумела построить успешный бизнес, на который равняются многие другие дилеры Сибири. Благодаря усилиям АНТ марки Hyundai, Nissan и Mitsubishi являются самыми популярными брендами на Алтае, а экзотический Citroen продается лучше (по доле рынка бренда), чем во всех других городах Сибири. Секретом успеха дилера участники рынка называют эффективную систему мотивации сотрудников, четкое исполнение всех требований импортеров, а также активное внедрение ИТ-технологий в продажах и обслуживании.

Третье место по показателю доли рынка и четвертое по абсолютному показателю продаж удерживает кузбасская ГК «Сибинпэкс». Свой бизнес эта группа компаний начинала с брендов концерна General Motors — Chevrolet, Opel и Cadillac. Сумев вывести Chevrolet в лидеры рынка, «Сибинпэкс» решила расширить свое присутствие на рынке и получила дилерство премиум-бренда Audi, а также массовых Suzuki и Mazda. В 2011 году вследствие острого корпоративного конфликта между собственниками «Кемерово-Евро-Моторс», приведшему к отзыву дилерства у этой компании, «Сибинпэкс» удалось подхватить бренд Volkswagen и пополнить им свой и без того внушительный портфель. Так дилер показал наиболее существенный рост доли рынка в сравнении с другими участниками Топ-5. Примечательно, что бизнес «Сибинпэкса» не ограничивается Кузбассом, а косвенно может включать в себя и Новосибирск — компанию «Сибтрансавто» (официальный дилер Chevrolet, Opel, Chance в Новосибирске), гендиректором которой является Альфед Агзамов — брат гендиректора ГК «Сибинпэкс» Фании Сапожниковой.

Четвертое место по показателю доли рынка, но второе по абсолютным продажам занимает один из бывших лидеров сибирского рынка — красноярская ГК «Крепость» Александра Кангуна. Она представляет в крае бренды Toyota, Lexus, Audi, Ford, Mazda, Volvo, Land Rover. За последний год портфель компании пополнился брендом Jaguar, кроме того, был открыт дилерский центр Lexus, что позволило японскому бренду стать самым популярной премиумной маркой в портфеле «Крепости», обогнав Audi.

Замыкает Топ-5 по показателю абсолютных продаж и доли рынка иркутская группа компаний «Россо» Амгалана Базархандаева. За последние годы ее портфель пополнился корейским брендом Hyundai и французским Peugeot, что вкупе с другими действующими брендами — Audi, Volkswagen, Skoda, Мitsubishi, Chery — позволило группе компаний занять лидирующие позиции на рынке Иркутска. В самой организации считают результат прогнозируемым, так как в портфель компании входит большое число массовых брендов. «В нашем случае особо стоит отметить бренд Peugeot — в достаточно высоком спросе на эти автомобили мы не сомневались, но цифры превзошли ожидания. Отлично показал себя Hyundai — в частности, росту продаж поспособствовала маркетинговая активность как производителя, так и дилеров», — поясняет Дмитрий Лылов. Стоит отметить, что кроме автомобильного подразделения, у владельцев холдинга есть также и другие направления бизнеса, в частности, медийный.

Шестое место удерживает группа автодилерских предприятий Ильи Фридмана (ГК «Евразия», «Евротехцентр»), официально представляющая в Омске бренды Hyundai, Nissan, Mitsubishi, Peugeot, Volkswagen. ГК «Евразия» можно считать самой молодой компанией рейтинга, поскольку она образовалась в начале этого года после распада самого крупного омского автодилера — ГК «Барс». Бизнес по массовым брендам Hyundai, Nissan, Mitsubishi, Peugeot отошел бывшему соучредителю ГК «Барс», известному омскому предпринимателю Илье Фридману, а бизнес по BMW и Scania — бывшему гендиректору «Барса» Павлу Смирнову. Последний сохранил за собой бренд «Барс», а первый был вынужден провести процедуру ребрендинга. Теперь обе компании развиваются абсолютно независимо друг от друга. Так, «Барс» в этом году открыл дилерский центр KIA, а «Евразия» — Hyundai.

Следом в рейтинге располагаются один из столпов красноярского рынка иномарок — «Медведь-Холдинг» (официальный дилер Volkswagen, Skoda, Hyundai, Peugeot, BMW, Mitsubishi) Николая Бякова, а также группа омских автодилерских предприятий Виктора Федотовича, сумевшая занять восьмую позицию за счет успешных продаж брендов концерна General Motors. Наконец, девятое место удерживает «Автомир-Новосибирск» с тремя массовыми брендами — Hyundai, Renault и Suzuki. Дочерней структуре самого крупного российского федерального автодилера ГК «Автомир» Николая Груздева удалось достичь высоких позиций за счет сбалансированного портфеля массовых брендов.

Наконец, замыкает Топ-10 иркутская «Первая автоколонна», которая вдобавок к Ford, Volvo, Land Rover за последние два года стремительно пополнила свой портфель брендами KIA, Mazda и Mercedes-Benz. Как отмечал «КС» соучредитель холдинга Петр Хомяков, такой эффект во многом был обусловлен концепцией дилерской деревни, позволяющей экономить на затратах.

Примечательно, что среди Топ–10 самых успешных дилеров Сибири сразу шесть являются официальными дилерами Hyundai, пять — Mitsubishi, и еще четыре представляют бренды Audi и Volkswagen.

Читайте материалы о лучших «компаниях года» других отраслей экономики Сибири в следующих выпусках газеты «Континент Сибирь».

ПРЯМАЯ РЕЧЬ

«Самое важное — создать команду, которая будет верить в свое дело и никогда не останавливаться на достигнутом»

Построение крупной региональной компании, сопровождающееся стремительным ростом масштабов бизнеса и выходом в соседние регионы, как правило, требует пересмотра и выработки новой управленческой стратегии. ГК «СЛК-Моторс» выросла из компании, которая официально представляла лишь бренд Toyota, в официального дилера восьми крупнейших брендов в Новосибирске и одного в Барнауле. О пределах роста бизнеса и об изменениях, которые претерпела система управления группой компаний, корреспонденту «КС» АЛЕКСАНДРУ МЕСАРКИШВИЛИ рассказала генеральный директор ГК «СЛК-Моторс» НАТАЛЬЯ ЖДАНОВА.

— За счет каких факторов, на ваш взгляд, ГК «СЛК-Моторс» удалось стать лидером не только новосибирского рынка, но и сибирского рынка новых иномарок по абсолютному показателю продаж и доле рынка?

— Ровно пять лет назад мы открывали Toyota, и это был риск, по мнению некоторых участников рынка. Но нас отличало от них то, что мы верили в свое дело и всегда стремились идти вперед и предлагать для наших клиентов лучшие решения. Этот же фактор помог нам и во время кризиса 2008 года, когда другие сокращали расходы или сворачивали свой бизнес. Мы же, напротив, воспользовались этим временем для того, чтобы укрепить свои позиции за счет расширения дилерского портфеля новыми для «СЛК-Моторс» брендами. Я думаю, самое важное — создать команду, которая будет любить и верить в свое дело и никогда не останавливаться на достигнутом. И нам это удалось.

— За последние годы ГК «СЛК-Моторс» существенно увеличила масштабы своей деятельности. Каковы, на ваш взгляд, пределы роста группы компаний?

— Пределов для роста нет. В данном случае уместнее говорить о наших приоритетах — на данный момент мы сконцентрированы не на расширении портфеля брендов, а на более глубоком развитии уже действующих проектов. Мы усиливаем наш кадровый потенциал, работаем над совершенствованием сервисного обслуживания, внедряем программы лояльности, а также вводим дополнительные услуги — некоторые из них ранее вовсе не были представлены на местном рынке.

— Какие изменения претерпела система управления группой компаний в связи с ростом масштабов ее деятельности в Новосибирске, а также выходом в Барнаул? С какими сложностями столкнулась компания и как их преодолевала?

— На определенном этапе мы поняли, что для более эффективного управления нашими дилерскими центрами, часть из которых напрямую конкурировали между собой, целесообразно создать управляющую компанию. Мы одними из первых в регионе создали подобную структуру, что позволило упростить или сделать более понятными множество вопросов, таких как финансовое планирование, бухгалтерский учет, кадровая политика, инвестиции, строительство и прочие. Я бы не сказала, что это вызывало какие-либо сложности — это совершенно нормальный процесс для активно растущей компании.

— Как вы оцениваете уровень конкурентной среды в сфере автобизнеса на момент создания компании и на сегодняшний день? Когда она была сильнее?

— Конкуренция существовала всегда: и когда мы только заходили на рынок, и сейчас, когда спрос на новые дилерские автомобили постоянно растет благодаря оздоровлению экономики и появлению все более выгодных кредитных программ. Однако основное отличие сегодняшней конкуренции от той что, была раньше, например, пять лет назад, заключается в том, что сейчас в городе появляется все больше дилеров одного бренда. То есть если раньше была конкуренция между разными марками, то сейчас все подходит к тому, что конкурируют уже два дилера одного бренда.

Открывая Дилерский центр Hyundai год назад, мы знали, что нам предстоит конкуренция с сильным соперником (компанией «Автомир-Новосибирск», дочерней структурой самого крупного автодилера России — ГК «Автомир». — «КС»). Мы уделили особое внимания нашим конкурентным преимуществам, и уже по итогам второй половины 2011 года можем говорить о первых дивидендах этой работы, которые выражаются в 632 проданных автомобилях, что примерно на 26% больше, чем у конкурентов, за тот же срок. Появление двух дилеров одного бренда выгодно в первую очередь для клиента, так как при такой конкуренции каждый дилер старается предложить более выгодные условия приобретения автомобиля. Я же отношусь к конкуренции очень положительно, ведь она позволяет рынку развиваться.

— Многие бизнесмены утверждают, что прошедший кризис позволил им по-новому взглянуть на свои компании, выявить слабые места, провести работу над ошибками, а кому-то — воспользоваться ошибками конкурентов и усилить свои позиции на рынке. Что ГК «СЛК-Моторс» вынесла из кризиса?

— Кризис стал стресс-тестом для нашей компании, и сейчас я могу с гордостью заявить, что мы выдержали испытание. Надо отдать должное нашей команде управленцев, которые, несмотря на все сложности, работали с максимальной самоотдачей. Мы в очередной раз убедились, насколько ценным является доверие клиентов к твоей компании и как важно его сохранить, поэтому мы тратили огромные силы на то, чтобы в этих сложных условиях не подвести ни одного клиента.

— Есть ли какие-то управленческие решения, которыми вы гордитесь и которые на каком-то этапе оказали существенное влияние на деятельность вашей компании?

— Сложно выделить какие-то конкретные решения на протяжении чрезвычайно насыщенной истории нашей компании. Более показателен текущий результат — наше лидерство на рынке говорит само за себя. Как одно из наиболее важных достижений можно отметить то, что нам удалось сформировать надежную и профессиональную управленческую команду, которая уверенно ведет компанию к поставленным целям. Когда мы начинали, формировалась и наша команда, и сегодня мы можем говорить о том, что 65% тех людей по-прежнему работают в «СЛК-Моторс». Но и те люди, которые по каким-либо причинам отсеялись из нашей команды за эти пять лет, практически сразу же находили работу у конкурентов, что говорит как минимум о высокой ценности опыта работы в нашей компании.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ