А проценты оплатит поставщик

Что делать, если поставщик планирует увеличить свое присутствие на рынке, но понимает, что у покупателей поставляемой им продукции недостаточно средств для оплаты товара, а банковские товарные кредиты для них слишком дороги? Как привлечь покупателя именно в вашу компанию, если на рынке производимую или поставляемую вами продукцию предлагают и другие игроки? Эксперты советуют обратить внимание на такой финансовый инструмент, как закупочный факторинг.

Продолжение. Начало здесь.

Пример эффективности

Факторы уверяют, что закупочный факторинг работает с высокой эффективностью. Так, в НФК «КС» заявили, что один из клиентов их компании (сибирская торговая сеть) с помощью закупочного факторинга увеличил отсрочку у поставщиков с 45 до 100 дней. «За год у клиента на 22% увеличилась чистая прибыль, в том числе благодаря снижению себестоимости товара за счет уменьшения закупочных цен — поставщики зачастую предоставляют скидки при оплате товара по факту отгрузки, и эта скидка превышает «цену» факторинга для нашего клиента», — говорит собеседник «КС».

В ВТБ Факторинге на примере одной из своих программ отметили, что стоимость факторинга для поставщиков покупателя компании составила в среднем 12% при средней ставке по кредитам 16% годовых. При этом отсрочка платежа при оплате поставок в адрес покупателя увеличилась до 60 дней — с 45. В результате за каждый 1 млн рублей по факторингу поставщик платит фактору те же самые 20 000 рублей, как и по кредиту, но за увеличенный период отсрочки. «При использовании факторинга покупатель смог увеличить отсрочку платежа и снизить объем отвлекаемого оборотного капитала без увеличения себестоимости продукции (издержек поставщиков)», — поясняет руководитель службы маркетинга ВТБ Факторинг Владимир Ланев.

Прогноз спроса

По оценкам экспертов, в настоящее время интерес к закупочному факторингу со стороны компаний, работающих в округе, постоянно растет, и факторы прогнозируют увеличение сделок на своем балансе. Так, в НФК доля закупочного факторинга в портфеле по Сибири сегодня составляет порядка 25%, а в течение следующего года компания намерена увеличить ее до 40%. Агрессивной стратегии развития на рынке округа придерживается и ВТБ Факторинг. Основными точками роста компания называет Новосибирск, Красноярск и Иркутск.

Мнение клиентов

Роман Яблоков, финансовый директор ГК «Холидей»:

— Закупочный факторинг не используем и не планируем. Мы достаточно крупная компания и имеем возможность кредитоваться напрямую от банков. Факторинговая компания — это посредник между банком и клиентом, имеющий свой доход, то есть при ее участии финансирование для нас будет стоить дороже. Кроме этого, поддержание данной схемы финансирования требует дополнительных затрат в финансовой службе.

Мое мнение, что в целом для российской экономики ввиду постоянного укрупнения бизнеса данный финансовый продукт не будет являться востребованным. Классическая факторинговая схема будет более интересна клиентам факторов.

Оксана Кулагина, руководитель отдела привлечения ресурсов, компания «Обувь России»:

— В настоящее время данный инструмент не используем, однако считаем его интересным. Мы активно работаем с китайскими поставщиками, поэтому для нас перспективно использование международного закупочного факторинга. Еще года два назад мы искали компанию, предоставляющую данную услугу, но на тот момент предложения на рынке не было.

Факторинг по сравнению с другими финансовыми инструментами достаточно дорогой. Однако его преимущество в том, что он является беззалоговым. По сути факторинг — это та же кредитная линия, только под ее обеспечение не требуются твердые залоги (недвижимость, оборудование), как в большинстве случаев с традиционным кредитованием. Для розничной компании, у которой основные залоги — это товар в обороте, использование беззалоговых инструментов является важным для привлечения финансирования.

Андрей Новиков, генеральный директор ООО «ЛадаМобиль»:

— Факторинг актуален в том случае, если у компании есть эксклюзив, который все хотят купить. Тогда она может выставить своим покупателям условие — предоплата. Тот, кто не может ее внести, вынужден покупать товар с помощью кредита или факторинга. Он также необходим на развивающихся рынках, когда нет кредитных бюро, то есть продавец и покупатель не могут получить информацию о добропорядочности партнера, а также когда нет доверия или ты начинаешь работать с каким-то новым поставщиком или покупателем. Если эти проблемы сняты, то и факторинг не нужен, так как он существенно дороже банковского кредита, требует большого количества документов, а процедура согласования достаточно длительная. В настоящее время наш рынок уже стал более или менее цивилизованным. Например, у нас сформировался пул поставщиков и покупателей, с которыми мы работаем много лет.

Есть еще один интересный момент. В настоящее время многие компании стремятся выйти на новые рынки и отчаянно демпингуют, работая не то что с минимальной прибылью, но даже себе в убыток. Они готовы предоставлять свою продукцию на реализацию с отсрочкой до 30 дней без всяких предварительных оплат и комиссий. В такой ситуации покупатели тоже не захотят работать с поставщиком, у которого товар можно приобрести в рамках факторинга. Зачем переплачивать лишние проценты, если все можно получить без них? Так что я считаю, что стандартный факторинг сейчас совершенно не актуален.

Что касается закупочного факторинга, то лично для нас он интересен, так как позволяет предоставить партнерам более конкурентные условия сотрудничества — отсрочку по оплате предоставленного товара до 60 дней. Мы как поставщик даже готовы взять на себя выплату процентов фактору, которые обычно оплачивает покупатель товара, чтобы снять с него это финансовое бремя. Да, мы будем получать меньше маржи: к примеру, не 5%, а 3,5%. Но мы — оптовая компания, и цикл оборачиваемости нашего товара вполне укладывается в 60 дней, в отличие от розницы, которая может за это время и не реализовать закупленное. Зачем обдирать партнера? Думаю, что такой подход даст нам возможность расширить свое присутствие на рынке и добиться повышения лояльности покупателей.

Иван Багазеев, первый заместитель генерального директора ОАО «Сибэлектромотор»:

— Факторинг — это, на мой взгляд, логичное развитие коммерческого кредита, когда финансовый посредник — банк — берется финансировать отношения коммерческого кредита, предоставляемого поставщиком. Подчеркну, формой именно коммерческого кредита, т. е. кредита, который предоставляет поставщик потребителю, отгружая продукцию с отсрочкой платежа. Подчеркиваю это потому, что банки, как правило, пытаются представить факторинг разновидностью банковского кредитования, всячески рекламируя при этом его преимущества (беззалоговость и т. п.) перед обычным кредитом. Хотя экономическая природа факторинга все же находится в сфере взаимоотношения между потребителями, и надо понимать, что риск неоплаты покупателем отгруженной продукции все равно остается для поставщика (наши банки активно предлагают «регрессный» факторинг). Поэтому факторинг логично появляется там, где сложились устоявшиеся отношения между контрагентами, предполагающие систематические сделки и наличие уже разумного уровня взаимного доверия. Но инициатива перехода к факторингу должна исходить от поставщика, поскольку и риски в конечном счете несет он.

Относительно использования схемы факторинга нашими компаниями: в качестве примера удачного сотрудничества отметил бы наши расчеты с ЗАО «Сибкабель», которые с апреля этого года ведутся через банк-фактор — Промсвязьбанк. С сентября с еще одним нашим постоянным поставщиком мы начали расчеты через НОМОС-БАНК. Сейчас мы предложили одному из наших покупателей использовать факторинг в расчетах с нами, воспользовавшись услугами Роспромбанка.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ