Александр Сысоев: я считаю, что все происходило каким-то эволюционным путем

Компания «2ГИС», являющаяся известным в Сибири производителем электронных справочников, в этом году вышла на рынки Москвы и Санкт-Петербурга, а сейчас планирует подняться на международный уровень. Об истории успеха, о технологиях управления компанией, растущей на 100% в год, о планах на будущее и новых проектах корреспондентам «КС» ПОЛИНЕ ЗВЕЗДИНОЙ и АЛЕКСАНДРУ МЕСАРКИШВИЛИ рассказал основатель «2ГИС» АЛЕКСАНДР СЫСОЕВ.

От швейной фабрики к справочнику

— В некоторых своих более ранних интервью вы упоминали, что история «2ГИС», связанная с картой города, началась с работы с телефонистами. Как вы стали сотрудничать с ними? Что представляла собой тогда ваша компания?

— Мы работали сначала с Западно-Сибирской железной дорогой — занимались разработкой электронных схем ее электроснабжения. Позже телефонисты захотели что-то похожее. Мы смогли сделать для них электронный план всех районов города, а потом соединить их в единое целое. Изначально у нас существовало смешанное товарищество под названием «Центр динамических испытаний». Первые тестовые задания для городской телефонной сети мы выполняли еще в рамках этого товарищества, а потом уже зарегистрировали название «Техноград».

— Почему в свое время вы лично для себя сделали ставку на ИТ, а не стали развивать бизнес в других сферах?

— Во-первых, направление ИТ было для меня интересно. Во-вторых, в мир бизнеса я заходил по нескольким параллельным дорогам. Так, в начале 1990-х я совершенно спокойно занимался коммерцией — в 1994 году я 13 раз съездил в Варшаву «челноком». Наш семейный бизнес до сих пор располагает несколькими торговыми точками и швейной фабрикой. При этом стоит отметить, что это направление зародилось даже раньше, чем ИТ, позволило быстро встать на ноги и заработать первоначальный капитал. Конечно, я, к счастью, никогда не бросал ИТ, но в то же время, когда у меня уже сидели сотрудники и что-то программировали по заказам, я с коллегами и партнерами выезжал в ту же самую Польшу за товаром. Моя супруга Марина очень хороший коммерсант — она сильно помогала мне, и в те времена именно она выступала локомотивом коммерческого направления нашего семейного бизнеса.

— Насколько мы знаем, ваша супруга потом помогала вам и с информационными проектами. Как она переквалифицировалась в эту деятельность?

— Мы вместе создавали швейную фабрику и управляли ею, она разрабатывала там все технологии, вникала в производство, а потом, когда уже было все налажено, после кризиса 1998 года я предложил ей заняться проектом «ДубльГИС». Таким образом, свой семейный бизнес мы начинали с банальной коммерции, потом все переросло в производство, которое до сих пор совершенно спокойно живет, хотя, конечно, понятно, что сейчас мы больше занимаемся «2ГИС».

— Расскажите, что двигало компанию к успеху? Человеческий фактор, удачно построенный маркетинг, какие-то уникальные бизнес-идеи или что-то еще?

— На мой взгляд, речь идет о совместном влиянии многих факторов, так как не было ничего такого, что бы единожды удачно выстрелило. У нашей компании длительный путь, и все происходило поэтапно. Мы начинали работать на постсоветском пространстве, где про слово «маркетинг» еще никто даже не слышал. Например, информационными технологиями мы занимались через корпоративное направление, когда заказчиком чаще всего являлась крупная государственная структура. То есть это корпоративный закрытый рынок, который мало соотносится с рыночной экономикой, и найти там другого заказчика нереально, поскольку другой городской телефонной сети в городе просто нет. Кстати, тот же «Техноград», который занимается тем же, чем мы тогда, живет до сих пор, и живет прекрасно, поскольку уже половина страны работает на их комплексе. У нас же сейчас десятки тысяч клиентов среди рекламодателей и миллионы пользователей.

— Вы случайно отошли от корпоративного закрытого рынка, когда ваш первоначально побочный продукт, а именно общедоступный справочник, лишил вас части мелких клиентов?

— Нет, мы просто определили для себя другой путь развития. Случайно у нас получилось немного другое. В январе 1999 года я придумал «ДубльГИС» (сегодня — «2ГИС») именно с той концепцией, с которой он живет и сейчас (бесплатный продукт, бесплатное распространение, прибыль через рекламу), но какое-то время мы совершенно не умели зарабатывать на рекламе и использовали продукт в качестве саморекламы для продвижения наших профессиональных систем.

— Можно ли сказать, что «2ГИС» в своем роде был первопроходцем?

— Идея «2ГИС» не была озарением, поэтому первопроходцами мы не были. Первые системы такого класса уже появлялись у нас в стране, хотя, конечно, на тот момент не было еще ни «Яндекса», ни Google. Где-то с середины девяностых годов начали появляться первые справочники города в Москве. Помню, они продавались на дискетах. Тогда предполагался бурный рост подобных продуктов, но его все же не наблюдалось, потому что никто не знал, как на них зарабатывать. Реклама в «софт» уже продавалась, но назвать это рынком было еще нельзя. Поэтому мы начинали при отсутствии конкуренции, если не считать плагиаторов.

— Были ли у «2ГИС» подражатели?

— Безусловно, впрочем, их и сейчас полно. Кроме того, были и в чистом виде плагиаторы. В частности, даже имел место случай, когда наш сайт был полностью скопирован с той лишь разницей, что название Новосибирск в нем было изменено на Барнаул.

— Это было еще до того, как вы стали активно расширяться по городам?

— Да, и это послужило определенным толчком к региональному расширению. Мы поняли, что надо торопиться. Сейчас, слава богу, у нас появились достойные конкуренты. Конкуренция позволяет не только учиться друг у друга, но и думать быстрее. Мы достаточно долго пребывали в пассивном состоянии, когда потихоньку изучали все исключительно через свой опыт. Кстати, одно время мы вели реестр наших «последователей». Сейчас мы уже бросили это занятие. На самом деле программную оболочку для подобного рода программы два неглупых студента могут написать за две недели, а дальше вопрос стоит за наполнением данными, что и составляет, по большому счету, главную ценность продукта.

— Получается, что если кто-то использует такую же концепцию, как «2ГИС», такой программный продукт будет плагиатом, и вы можете обратиться в суд?

— Идеи, методы и принципы не являются объектами авторского права, поэтому идея создания продукта, аналогичного нашему, не является плагиатом. В целом создать прямого конкурента «2ГИС» не так сложно, но вот вывести его на рынок проблематично, так как нас хорошо знают. Когда на вопрос по телефону «Как вас найти?» предлагается посмотреть в «2ГИС», это высшая степень признания. Тем не менее по одному только Новосибирску у нас раньше было минимум три конкурирующих продукта, например тот же «Мегаполис». С какими-то компаниями мы даже судились. Кроме того, на рынке присутствовал «Мир Кибер», предлагавший 3D-модель города. И хотя фанаты кричали «Ура!», все это крайне сложно реализовать. Наконец, есть «БИС-077», который тоже занимает свою нишу. В целом понятно, что «2ГИС» все же достаточно локальный бренд, и построить его в той же Москве было бы нереально. Тем не менее, справедливости ради, в столице его восприняли нормально.

— Учитывая, что ваша компания существенно расширяется, чувствуете ли вы «прессинг» со стороны конкурентов или каких-либо других рыночных сил? Сталкиваетесь ли с недобросовестной конкуренцией?

— Нет, мы не сталкивались ни с «прессингом», ни с нечестной конкуренцией. Дело в том, что мы до недавнего времени вообще ни с кем не конкурировали и сейчас напрямую не конкурируем. А в тех сегментах, где у нас все же имеются прямые конкуренты, мы предлагаем им интересные партнерские программы. На глобальном уровне информационная потребность не закрыта нигде. Наши сотрудники насчитали порядка 186 картографических предложений по размещениям «кусочков карты» на сайтах клиентов США — в этом сегменте конкурируют и Bing, и Google, и Yahoo. Более того, по сервисам отзывов Google имеет партнерские отношения с Yelp и CitySearch, и это при том, что Google имеет собственный сервис отзывов. Вообще, согласно американским исследованиям, среднестатистический американец при принятии решении о покупке рассматривает 6–8 разных информационных ресурсов. Конечно, американский рынок в разы сильнее нашего, но если даже поделить эту цифру на два, все равно это показатель.

Инженерно-картографические подходы

— Как в современном «2ГИС» обновляются карты?

— Мы так же покупаем космические снимки, как и много лет назад. Кстати, те же снимки покупают и «Яндекс» с Google, только они приобретают их с правом публикации, но без права создания производного продукта, а мы — наоборот. Так мы делаем основу карты, а потом изучаем территорию и уточняем детали. Это непрерывный и постоянный процесс, однако другого подхода пока нет.

— Хотелось бы узнать, как вы решили использовать именно космические снимки?

— Когда мы делали первый материал, были изучены два предложения из советской инструкции СПГ-88. Одно предложение гласило, что на плане городов можно показывать все объекты, которые видны на открытом космическом снимке, а другое заключалось в том, что для составления плана города, предназначенного для открытого опубликования, можно использовать открытые космические снимки. Однако где взять открытый космический снимок? Мы начали искать и в итоге нашли и купили последний советский снимок города Новосибирска за 1991 год. При этом мы приобрели его за довольно небольшую цену, так как на нем был запечатлен статический разряд, молния, и снимок считался браком. У этого документа было разрешение 5 метров на точку, таким образом, ширина стандартной «хрущевки» отображалась максимум на 3 пикселях. Средний дом был на пределе читаемости, частную застройку вообще не было видно, тем не менее можно было хорошо различить улицы. В этом аспекте мы применили инженерный подход. Картографы работали всегда от объекта, а мы пошли от каркаса, то есть от улиц. Таким образом, несмотря на разрешение снимка 5 метров на точку, мы получили материал, который выдавал разрешение 2 метра на точку.

— Как же вам удалось получить у картографов разрешение на выпуск вашего продукта?

— Когда мы первый раз пришли в государственную инспекцию геодезического надзора, они еще были очень влиятельной структурой на уровне министерства. Для того чтобы рассмотреть наш продукт, собралась экспертная комиссия: мы показывали им на своем компьютере, как переводили космический снимок в электронную карту. Нам говорили, что так быть не может, и прямо при нас представители разных организаций, которые там присутствовали, обращались к начальнику инспекции Федору Никифоровичу Гаврилову с просьбами срочно остановить конкурента (то есть нас). На что он отвечал: «Дайте мне законный механизм не пустить, и я их не пущу». Кончилось тем, что после очередного такого заседания они уехали на коллегию картографии в Москву. Потом я пришел к Федору Никифоровичу, спросил, как продвигаются дела. Он ответил: «Плохо. Из-за тебя. Меня отправляют на пенсию, и хотя все внешние приличия соблюдены, в кулуарах мне еще раз сказали, что я стал неспособным остановить конкурента». Потом на мой вопрос о том, что же мы будем делать, он задумался секунд на 10, открыл ящик стола, достал оттуда разрешение и сказал: «Пенсионер я завтра, а сегодня я начальник инспекции», — и подписал мне документ. Вот такая путевка в жизнь, датированная 17 февраля 1997 года. На этом, конечно, наши истории с картографами не закончились, так как мы тогда не знали, что данное разрешение позволяет только заниматься картографической деятельностью, а каждый выпускаемый продукт требует отдельной регистрации. Сразу после первого тиража дисков нам «прилетело по шапке». С тех пор всю бумажную работу мы стараемся всегда делать заранее, до последней запятой. Сейчас для этого есть целый отдел, так как, по сути, процедура осталась той же, что и 15 лет назад.

Управленческие вызовы

— Есть ли какие-то управленческие решения, которыми вы гордитесь?

— Я не могу сказать, что чем-то особенно горжусь, и считаю, что все происходило каким-то эволюционным путем. Конечно, были какие-то интересные находки, но не могу назвать их управленческими решениями. Например, удачное с точки зрения бизнеса решение поменять команду не вызывает у меня гордость. Удачной бизнес-идеей я считаю бесплатно раздаваемый диск, так как он нам очень сильно помог.

— Были ли у «2ГИС» сложные времена?

— А у кого их не было? Мы достаточно сложно переживали кризисы, но я уже много раз говорил, что кризисам я могу только сказать спасибо, так как именно благодаря им сначала появился первый продукт — «2ГИС», а потом была перестроена работа всей компании. Понимание, что мы работаем неправильно, возникло еще до начала второго кризиса, но именно он позволил нам методом проб и ошибок исправить эту ситуацию.

— Если говорить о последнем кризисе, что конкретно вы решили поменять?

— Мы поменяли систему управления всей компании. Мы проходили все канонические пути развития любой компании: от небольшого семейного бизнеса до становления сложной корпоративной культуры. Каждый этап требует определенных людей и совершенно разных подходов. Очень мало кто, хорошо зацепившись за свой уровень, может перейти на следующий. Я считаю, что мною были допущены определенные управленческие ошибки, так как я реально не знал, какие кадры нам нужны. В итоге мы приглашали специалистов с каким-то своим опытом в других сферах, который не всегда подходил нам. Поэтому я и понял, что компания развивается не так, и решил обсудить со своими руководителями текущую ситуацию: мне сообщали, что наш бизнес удвоился за год, что у нас 100% роста. Очень сложно доказать, что бизнес, который растет на 100% в год, плохо управляем. Мне крыть было нечем, но я был уверен, что мы работаем не так.

— Вы стараетесь выращивать кадры в своей компании или в основном приглашаете уже готовых специалистов? Приходят ли к вам сотрудники от конкурентов?

— Большая часть управленцев компании была приглашена со стороны, но есть и свои звезды. Например, наш нынешний управляющий директор пришла к нам картографом. На самом деле я всегда даю сотрудникам право на две ошибки и возможность их исправления. Если же ошибка повторяется и в третий раз, то для меня уже все понятно. От конкурентов кадры к нам почти не приходят.

Стратегия развития

— Собирается ли «2ГИС» покрывать межгородское пространство России?

— Надо признать, что создание справочников городов для нас является наиболее рентабельным проектом. Да, действительно, ряд пользователей хочет видеть в нашем ресурсе всю Россию. Мы этот вопрос оперативно решаем с помощью партнерских программ, и мы все равно будем делать справочник всей Российской Федерации, так как такой проект нам нужен для целостности информационного покрытия и соответствия нашему статусу. Тем не менее настоящая потребность присутствует именно в городах, так как ситуация в них изменяется гораздо быстрее и динамичнее, чем в других населенных пунктах. Все остальное для нас не является сферой применения наших интересов. Наша задача — мониторить города.

— То есть для мелких городов и деревень делать карту «2ГИС» нерентабельно?

— С одной стороны, да. Но при этом там все равно есть возможность зарабатывать, правда, немного на других рынках. Например, на рынке междугородных навигаторов и карт. Те же грибники с радостью покупали бы такой продукт. Но это все же другой рынок, а мы специализируемся на своем и работаем по другой схеме — бесплатно раздаем продукт и предоставляем контент.

— «2ГИС» активно развивается не только в России, но и за ее пределами. Например, недавно объявил о выходе в Венецию. Почему именно Италия была выбрана первой страной Европы для экспансии и какова вообще первая реакция на продукт «2ГИС» за рубежом?

— Говорить о первой реакции пока еще преждевременно, так как мы начали работать там недавно, и сам продукт появится в Италии лишь в декабре 2011 — феврале 2012 года. В Италии мы развиваемся по программе франчайзинга. То, что именно Италия стала первой европейской страной, куда мы выходим, обусловлено несколькими ключевыми причинами. Во-первых, там есть партнер. Во-вторых, важными факторами являются экономическое состояние страны и высокий потенциал для развития. На сегодняшний день в Италии доминирует Google, но в стране наблюдается «информационная дыра» в локальных справочниках. Пока наши итальянские коллеги пребывали в сомнениях о возможном партнерстве с «2ГИС», к ним в офис приходили случайные посетители и спрашивали про компании, которые раньше арендовали это помещение. На вопрос о том, как они узнали об этих организациях, гости говорили, что находили эту информацию через «Желтые страницы». После серии таких совпадений наш партнер созрел для открытия в Италии «2ГИС». Почему мы вообще пошли за рубеж? Прежде всего потому, что мы лучше всех в мире научились делать продукт в комплексе. Грех не использовать эту возможность, тем более что информационная потребность не закрыта даже в США. Способы продвижения наших продуктов в России и за рубежом одни и те же, поэтому считать, что там используются какие-то специфичные технологии, нельзя. Ведь маркетингу, PR и продвижению мы как раз учились у Запада, а не Запад учился у СССР.

— Не так давно «2ГИС» провел ребрендинг. Был ли он связан с расширением географии деятельности компании?

— Нет, ребрендинг как раз был связан с работой компании по России. Название DoubleGIS нормально воспринимается в США, а вот в России слово «дубль» означает копию. Поэтому часто при вхождении в новые города при озвучивании названия нашего продукта у нас спрашивали: «Копия чего?» Теперь эта проблема себя исчерпала, и про ту же «двойку» в названии справочника сейчас никто не интересуется. Страхов, что новый бренд не пойдет, у нас не было, хотя определенные опасения были. С другой стороны, прошлый логотип устарел, и Филюрин нам еще много лет назад говорил, что необходим ребрендинг, и чем позднее мы его проведем, тем болезненнее он пройдет для нас. Конечно, любые изменения вызывают отторжения у некоторых людей, но мы с негативом не встретились. Однако вполне возможно, что в англоговорящих странах мы вернемся к названию DoubleGIS.

— Насколько сложно быть оффлайн-брендом и есть ли планы по развитию онлайн-направления?

— Нашим стратегическим направлением является переход к функции поставщика данных. Мне постоянно и повсеместно задают вопрос, есть ли жизнь в оффлайне. Так вот, у нас сейчас 10 миллионов оффлайн-пользователей, работающих на стационарных компьютерах и часто без возможности выхода в Сеть. Понятно, что Интернет им все равно нужен для обновления оболочки продукта, но все равно «2ГИС» — не онлайн-продукт. Мы для себя решили, что не станем строить онлайн-бренд, а будем развивать в онлайне партнерские программы. Мы занимаем свою нишу, в которой мы считаем себя лучшими. При этом мы делимся с партнерами своими данными для публикации на их онлайн-ресурсах.

— Какова в таком случае польза для «2ГИС» от того, что «Яндекс» будет использовать ваши данные?

— Мы делаем лучшие справочники и готовы ими делиться. Для нас польза заключается в том, что партнер публикует наши данные вместе с нашей рекламой. Так, мы предлагаем различным ресурсам размещать наш справочник, причем в любом дизайне, и платим им за это деньги. При таком подходе реклама сразу по определению является контекстной, поскольку пользователь заходит в определенную рубрику справочника, и тем самым четко определяет, что именно он ищет. И вот здесь рекламодатель может помочь в выборе, сообщив, что у него есть скидки или новые поступления товаров. При этом такая реклама будет работать менее раздражающе.

— Как обстоит ситуация с мобильными приложениями «2ГИС»?

— Нам очень помог Стив Джобс со своим Apple Store, позволяющим очень простым и понятным способом загрузить приложение в iPhone. Позже появились аналогичные возможности для операционных систем Android, Windows Phone. Использование установленных приложений на мобильных телефонах начинает превышать использование онлайн-приложений, следовательно, у нашего продукта в этой области отличные перспективы, ведь когда-то мы считали, что нашим приложениям осталось жить лет пять. Загружаемый «2ГИС» для мобильного телефона наряду с «2ГИС» для настольного компьютера — это наши основные направления.

— Не так давно в оживленных местах на улицах Новосибирска разместили плакаты с фрагментами карт «2ГИС» для того, чтобы жители города могли лучше в нем ориентироваться. Это тоже доходный проект?

— Нет, он не является для нас доходным. Мы уже почти 10 лет практикуем такие вещи, и не только в Новосибирске. Этот проект даже больше инициирован властями города, нежели нами.

— Чувствуете ли вы, что общий настрой «2ГИС» переходит во внешнюю среду? Может быть, какими-то картами, приложениями с историческими зданиями. А возможно, просто люди стали как то иначе воспринимать городское пространство.

— На самом деле наша работа и миссия — чтобы люди лучше воспринимали городское пространство. И в этом вопросе также есть тонкая грань. Ведь необходимо так преподнести информацию, чтобы она была понятна и доступна. Почему Google «тянет» одновременно два взаимодополняемых проекта — Google Earth и Google Maps? Ведь Google Earth и Google Maps по своей сути разные способы донести одно и то же. Причина заключается в том, что Google Earth сложна для понимания человеком. Мы же нашли оптимальную модель, чтобы нашим пользователям было просто и удобно, и чтобы при этом они не были перегружены информацией. В этом аспекте мы стараемся балансировать и доносить информацию простым способом.

Новые проекты и продукты

— В таком случае можно утверждать, что «2ГИС» и запущенный вами в этом году сервис отзывов Flamp и есть продукты, использующие одну базу, но доносящие информацию разными способами? Насколько они интегрированы между собой?

— Нет, Flamp представляет собой сервис о компаниях, который не имеет никакого отношения к картам и просто-напросто предоставляет дополнительную информацию. Этот проект также отражает мировой тренд, заключающийся в том, что любому человеку хочется узнать не только, где расположено то или иное заведение, но и что про него говорят друзья или незнакомые люди. Что касается интеграции, то сейчас в оффлайн- и онлайн-выпусках «2ГИС» уже есть ссылка на Flamp. Пока продукт интегрирован на простом уровне, но, честно говоря, чрезмерно сложного и не планируется.

— Когда и каким образом вы планируете монетизировать этот проект?

— Задача Flamp — не заработать деньги, а прежде всего создать некий контент. Тем не менее Flamp является одним из элементов нашей собственной партнерской сети, и там может размещаться та же реклама, что и в нашем справочнике. Некоторые компании, конечно, сетуют, что они, рекламируясь в «2ГИС», могут получить негатив во Flamp. Собственно, поэтому мы и сделали Flamp отдельным сервисом. Однако стоит отметить, что в целом Flamp хорошо работает и оправдывает наши ожидания. На самом деле самое большое опасение насчет Flamp — это то, что там начнутся корпоративные войны, но это уже относится к вопросу управления аудиторией.

— Планируете ли вы запускать совершенно новые проекты?

— Планируем, но я пока не хочу раскрывать детали. Могу лишь отметить, что мы давно ведем работу и в других направлениях.

— Правда ли, что в ближайшем будущем у человека появится возможность сфотографировать какое-нибудь здание в незнакомом городе и получить по нему исчерпывающую информацию о том, какие компании размещаются в этом здании, прочитать отзывы про них, и т. д.?

— Да, правда. Это называется «дополненная реальность». Вы фотографируете на свой мобильный телефон объект и получаете на экране добавочную информацию по нему. Мы сделаем и такой проект, но, как научили нас все ИТ-компании мира, говорить о точных датах запуска пока не буду.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ