Площадка ПЛП заполняется

Железнодорожная ветка с сортировочным узлом в Промышленно-логистическом парке, о нехватке которой еще недавно много говорили, заработала. Пропускная способность линии — 25 вагонов в сутки — в несколько раз перекрывает нынешнюю потребность резидентов ПЛП. В ближайшее время также будет сдана в эксплуатацию автодорога, проходящая сквозь первую очередь парка. Резиденты достраивают свои объекты и начинают переезжать в парк, а УК ПЛП и областной бюджет получают отдачу от вложенных в развитие территории средств. Одним словом, проект, направленный на привлечение в область инвестиционных ресурсов, заработал. В том, как этого удалось добиться, что представляет собой ПЛП и кто его резиденты сегодня, а также каковы дальнейшие планы развития парка, разбиралась корреспондент «КС» ЮЛИЯ ДАНИЛОВА.

ОАО «Управляющая компания «Промышленно-логистический парк» создано 08.02.2008 года по поручению губернатора Новосибирской области для организации строительства и эксплуатации объектов инженерной и транспортной инфраструктуры Промышленно-логистического парка Новосибирской области (ПЛП). Зоной ответственности УК является территория площадью 2000 га, расположенная в Новосибирском районе, в 12 км от Новосибирска и 6 км от международного аэропорта Толмачево. Проект «Промышленно-логистический парк» является самым масштабным инвестиционным проектом, реализуемым в настоящее время на территории Новосибирской области. Строительство объектов парка разделено на две очереди: первая очередь — 2008–2012 гг.; вторая — 2013–2015 гг.

С чистого листа

Реализация проекта ПЛП началась в 2008 году. Основной целью создания Промышленно-логистического парка в Новосибирской области было использование основных преимуществ региона — формирование транспортного хаба, где компании, занимающиеся поставкой товаров, работ и услуг, могли бы оказывать их для близлежащих к Новосибирской области территорий Сибирского федерального округа. По многим критериям — площади, функциональному назначению, финансированию и т. д. — проект уникален для России. По словам заместителя генерального директора ОАО «Агентство инвестиционного развития Новосибирской области», исполнительного директора Управляющей компании «Промышленно-логистический парк» Виктора Балала, на этапе разработки бизнес-плана принималось в расчет, что Новосибирский ПЛП — самый крупный из индустриальных парков, которые создаются или уже функционируют на территории России. Кроме того, во всех работающих отечественных парках основой концепции была промышленная, а логистические функции — реализация изготовленной предприятием-резидентом продукции и доставка ее до потребителя — были вторичными. В Новосибирске логистическая составляющая была принята в качестве приоритетной. Этот аспект и сегодня позволяет реализовать преимущества региона как транспортного узла. В свою очередь логистическая направленность повлияла на отбор резидентов. В их число вошли компании, которые занимаются упаковкой, сортировкой, переработкой, доставкой продукции, перенаправлением транспортных потоков, складированием грузов и т. д. В парке также предполагается размещение промышленных предприятий, прежде всего тех, кто тяготеет к логистической составляющей.

«Когда мы проводили исследование на этапе бизнес-проектирования ПЛП, оказалось, что в среднем по России заполняемость промышленных парков составляет 30–70 гектаров в год. Территория нашего парка является самой большой в стране — около 2000 гектаров. При таких объемах скорость освоения территории привычными темпами растянулась бы на десятилетия, что было неприемлемо для региона. Поэтому компании пришлось самой с нуля разрабатывать концепцию заполнения парка», — рассказывает Виктор Балала.

Смена концепции

Первоначально предполагалось, что со всеми резидентами будет заключаться инвестиционное соглашение, в рамках которого они будут предоставлять в распоряжение УК ПЛП заемные средства для освоения территории в счет последующего выкупа земельного участка, занятого их компанией. Но кризис 2008 года внес свои коррективы в эти планы, и принятая концепция перестала работать. Инвесторы заявили, что не располагают свободными средствами для развития инфраструктуры парка.

Под влиянием кризиса изменились экономика, принципы работы на рынке, да и сами участники рынка. Поэтому в 2010 году была принята новая концепция формирования инфраструктуры. УК ПЛП, имеющая право распоряжаться земельными ресурсами, на которых расположен парк, стала кредитоваться под имеющиеся активы. Часть средств была вложена бюджетом области через увеличение уставного капитала Агентства инвестиционного развития Новосибирской области и УК ПЛП. В результате инвестор получил возможность входить на площадку «бесплатно». Землю он может выкупать после завершения строительства и ввода в эксплуатацию своего инвестиционного объекта. Причем по той цене, сколько эта земля стоила в момент его вхождения на площадку ПЛП. Для нынешних резидентов парка это 5 млн рублей за гектар. «Понятно, что в процессе развития инфраструктуры земля дорожает в несколько раз. И ее цена в итоге может не устроить резидента. Например, по оценкам некоторых потенциальных инвесторов — зарубежных компаний, гектар в нашем парке уже стоит много дороже, чем 5 млн рублей. Но мы предоставляем отечественным резидентам дополнительные льготы и берем на себя инфраструктурные и экономические риски», — отмечает Виктор Балала.

Предстартовая готовность

В настоящий момент в парке завершается оформление документов по приему в эксплуатацию газопровода. Уже подана заявка на грузовые вагоны, и в ближайшее время в парк по новой железнодорожной ветке придет первый состав. На следующей неделе будет запущена автодорога с твердым покрытием, которая пройдет через первую очередь ПЛП. Активным ходом идет строительство теплоэлектростанции суммарной мощностью 3,3 МВт. Она будет введена в действие в октябре 2011 года. На площадку также подана электроэнергия. Правда, до сих пор продолжается процесс оформления энергосетей. «Это технические сложности. В процессе оформления построенных энергосетей выяснилось, что у землевладельцев, по территории которых они проложены, должным образом не оформлены правоустанавливающие документы. Мы сегодня заняты оформлением их земельных прав, чтобы потом они уступили их нам в порядке аренды, — говорит Виктор Балала. — Но, несмотря на это, все резиденты первой очереди уже получили доступ к необходимой им для строительства и работы инфраструктуре».

К концу 2011 года в ПЛП будут созданы все условия для реализации инвесторами восьми промышленных и логистических проектов с общим объемом инвестиций около 20 млрд рублей и количеством рабочих мест не менее 5000.

Первым — право выбора

В настоящий момент уже 300 гектаров парка занято резидентами. Это самая на данный момент выгодная для освоения территория — между автомобильной трассой «Байкал» и Транссибирской железнодорожной магистралью.

Среди первых компаний, вошедших на территорию, — ООО «ПНК-Толмачево» (проект PNK-group), а также ЗАО «Логопарк Толмачево» (проект ООО «Евразия Логистик»), которые ведут строительство логистических складских комплексов класса «А». Причем второй резидент осваивает самую большую площадь в ПЛП — 214 гектаров. Его инвестиции в проект составят порядка 12,8 млрд рублей. Третий — это компания ООО «Лиотех», возводящая на территории парка завод по производству литий-ионных аккумуляторов. Они получили землю в ПЛП специальным распоряжением правительства Новосибирской области.

«Полными» резидентами, которым землю предоставила УК ПЛП, являются ЗАО «Роса» и ООО «Сладомир Логистик Групп». Первая компания строит производственно-логистический комплекс по выпуску оборудования водоподготовки и очистки стоков. Они уже ввели административно-бытовой комплекс и первый опытно-производственный. Недавно компания перенесла свой офис на эту площадку. Вторая также возводит производственно-логистический комплекс с административными помещениями для нужд своей торговой группы «Сладомир». Строительство первой очереди комплекса уже практически завершено.

Перспективные партнеры

УК ПЛП ведет переговоры еще с 23–25 компаниями, которые хотели бы войти в число резидентов парка.

Переговоры о возможности выхода на площадку были проведены с корейской компанией «Бингрэ» (завод по производству чипсов за 450 млн рублей). В настоящее время в компании проходят корпоративные процедуры, предваряющие выход на новосибирскую площадку. В следующем строительном сезоне в парке начнется возведение зонального автоматизированного сортировочного центра ФГУП «Почта России». Вторую очередь парка планирует осваивать «Универсал-спецтехника». Эта компания специализируется на продаже спецтехники марок John Deere, Manitou, Sandvik, Ammann, Grove и намерена построить в парке многофункциональный технико-торговый центр. В непосредственной близости к ним УК ПЛП планирует разместить еще несколько компаний, специализирующихся на дилерском обслуживании техники, чтобы создать своеобразный дилерский кластер.

На заключительной стадии находятся переговоры с компанией «Металл-Сервис-Центр-Новосибирск» (строительство распределительного центра с переработкой металлопроката), ЗАО «Химлекснаб» (строительство склада класса «А» и таможенного терминала) и ООО «Мега Профиль», которое входит в бельгийскую группу компаний Joris Ide, производящую сэндвич-панели для быстровозводимых зданий.

Несколько компаний, связанных с пищевым производством, УК ПЛП рекомендовала включить в число резидентов Минсельхоза: ООО «КРУПТОРГ», ООО «Кондитерский дом «ЛаФЕСТА», Чусовитинский хлебокомбинат, Производственное предприятие «ИВАКОН», ООО «МОЛСИБ», ООО «Вальд» — предложения им поступили.

На их базе также планируется создать специализированный кластер пищевой промышленности, так как он потребует обеспечения санитарной зоны. Предприятия разместятся на площадке в 20 гектаров, для них будет построена общая инфраструктура: автодорога, скважины и один на всех складской комплекс.

«В общей сложности, по нашим оценкам, при реализации всех текущих заявок мы уже закроем территорию первой очереди парка на 2/3, — говорит Виктор Балала. — А ведь это, по сути, еще только начало. Мы выстраиваем договорные отношения с компанией «Марс», которая уже несколько лет работает на территории Новосибирской области как автономный «игрок» парка. Она не является резидентом парка, но имеет интерес к созданной в нем инфраструктуре. В частности, железнодорожные грузы для «Марса» будут приходить по ж/д путям ПЛП».

Инфраструктурный вопрос

Безусловно, созданной на сегодняшний день в ПЛП инфраструктуры для обеспечения стабильной работы всех резидентов при полной загрузке территории будет недостаточно. Поэтому работы по развитию всех сетей продолжаются. «Недавно мы подали документы на получение госгарантий в обеспечение крупного кредита. Надеемся, что этих средств хватит на конец текущего и начало следующего года, — поясняет исполнительный директор УК ПЛП. — В целом, по оптимистичным подсчетам, для сохранения темпов освоения территории парка нам необходимо в год около 1 млрд рублей. Порядка 80% из них составят кредитные ресурсы, в остальном мы рассчитываем на вложения области в уставный капитал нашей компании».

Кроме того, по словам собеседника «КС», в настоящий момент УК ПЛП рассматривает альтернативные варианты привлечения в парк инвесторов. Это будут не только резиденты, а компании, заинтересованные в реализации части инфраструктурных проектов как инвестиционных: вложение средств в их строительство с целью получения совместных доходов. По такому принципу будет обеспечиваться потребность площадки в электроэнергии. «Строительство энергомощностей и сетей требует 6,8 млрд рублей. Нам самостоятельно такие кредитные ресурсы не привлечь. Областной бюджет их тоже выделить не сможет. Поэтому мы занялись поиском стратегического инвестора, готового совместно развивать электроэнергетику, — рассказывает Виктор Балала. — Могу отметить, что наши поиски увенчались успехом. Интерес к предложению проявила швейцарская компания «ТехноНет AG». С ее российской «дочкой» мы планируем создать совместное предприятие, большая часть которого будет принадлежать энергоинвестору. В настоящее время, до реализации инвестиционного соглашения, на наши средства уже закуплена мобильная станция мощностью 3 мегаватта. Ее мы планируем использовать на территории ПЛП при начальной стадии строительства».

Процесс пошел

Проект ПЛП уже начал приносить пусть небольшую, но отдачу в региональный и местные бюджеты. Так, по словам Виктора Балала, компании, которые строят недвижимость на территории парка, платят зарплату рабочим, с которой перечисляются налоги в бюджет, отчисляют другие налоги. Кроме того, они выплачивают УК ПЛП арендную плату, которая направляется на погашение процентов по кредитам, взятым на развитие инфраструктуры.

В перспективе значение ПЛП в экономике области будет только расти: это повышение налоговой базы, привлечение инвестиций в регион, а также квалифицированной рабочей силы, необходимой для работы резидентов парка, создание рабочих мест и для малоквалифицированных кадров из сельских поселений, расположенных вблизи парка.

Первоначально предполагалось, что в 2011 году УК ПЛП получит первый крупный возврат средств при выкупе инвестором арендованной земли, но кризис сместил сроки, и первые сделки подобного рода ожидаются в 2012 году. Полученные средства частично будут направлены на обслуживание кредитов, а частично вложены в дальнейшее развитие парка.

«В соответствии с бизнес-планом предполагается, что в 2015 году ПЛП Новосибирской области будет заполнен резидентами на 100%, — прогнозирует Виктор Балала. — В 2017 году область, если сочтет необходимым, может продать акции компании на свободном рынке, так как у нее на тот момент уже будет высокая капитализация, получить доход и вернуть вложенные из бюджета средства с хорошими процентами».

К числу наиболее приоритетных проектов, развернувшихся на территории Промышленно-логистического парка, относится строительство завода литий-ионных батарей «Лиотех». Продукция завода, как известно, будет использоваться в электротранспорте, электроэнергетике, медицине, сфере телекоммуникаций и других отраслях. На сегодняшний день на заводе завершены общестроительные работы, уже смонтирована значительная часть оборудования. По словам генерального директора ООО «Лиотех» Алексанра Ерохина, «80% оборудования уже доставлено на завод, оставшееся едет по железной дороге из Владивостока. В начале октября должен начаться этап комплексного опробования оборудования, необходимый согласно требованиям СНиП». В ноябре планируется запуск производства, а на свою проектную мощность — 400 млн А/ч в год — завод выйдет к середине 2013 года.

Напомним также, что одна из главных проблем, которая неоднократно отмечалась, связана с получением энергомощности, необходимой для нормального проведения процесса пусконаладочных работ, — 5,95 мВт на распределительные устройства предприятия. Однако, по заявлениям Александра Ерохина, сейчас этот вопрос снят. «На площадке достигнута возможность получения 6 мВт электроэнергии, в перспективе (когда завод запустит основное производство) станет возможным подвести 9 мВт». На недавнем выездном совещании, на котором обсуждался ход строительства завода, министр экономического развития Новосибирской области Алексей Струков заверил Александра Ерохина и присутствующих журналистов, что все меры для этого со стороны правительства Новосибирской области будут приняты.

Кроме того, генеральный директор «Лиотех» Александр Ерохин считает принципиально важным перейти на поставку комплектующих не только из Китая, но и наладить их производство в Новосибирской области. Для этого планируется создание технологического центра для локализации производства комплектующих на территории завода.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ