Новосибирских «метромонополистов» пересчитают по осени

Новосибирское метро, являясь единственной российской подземкой за Уралом, отличается не только долгостроями станций (последняя из которых возводилась два десятка лет), но и оригинальными схемами размещения рекламы в вагонах и на станциях метро. В сентябре этого года заканчивается срок действия договоров компаний «Спаркс» и «Реклама Онлайн» на право размещения рекламы в Новосибирском метрополитене. Сейчас эти компании контролируют около 90% рынка. Эксперты ожидают, что в городе может быть проведен первый открытый аукцион, который должен прекратить многолетнюю практику распределения самых ликвидных рекламных поверхностей в метро исключительно между «избранными».

До последнего времени монополистами на рынке рекламы в Новосибирском метрополитене была компания «Спаркс Нэт», начавшая размещение рекламы в метро первой в России, в 1991 году, и представленная, кроме столицы Сибири, и в других российских городах. Монополия «Спаркс Нэт» была подкреплена отсутствием прозрачной системы получения права на размещение рекламы в новосибирском метро.

Несколько лет назад монополию «Спаркса» на рекламу в метро удалось нарушить общесибирской компании «Реклама Онлайн». На сегодняшний день обе эти компании контролируют, по приблизительным оценкам, 90% рынка. В июле этого года «Реклама Онлайн» увеличила свои рекламные площади в метро до 430 поверхностей, размещая рекламу на 37 местах в кассовых залах и переходах пяти станций метрополитена. Обращает на себя внимание, что на официальном сайте МУП «Новосибирский метрополитен» информация о проводимых в этом время конкурсах или аукционах отсутствует.

К слову, в июне этого года прошли торги на право размещения рекламы в московском метрополитене, в результате которых доходы ГУП «Московский метрополитен» увеличились в три раза и, по предварительным оценкам, за пять лет превысят сумму в 14 млрд. рублей.

В связи с московским начинанием эксперты новосибирского рынка рекламы ожидают проведение подобного открытого конкурса в Новосибирске, который сделает процедуру получения права на размещение рекламы в новосибирском метро максимально прозрачным и увеличит доходы метрополитена.

Непрозрачным процессом получения прав на размещение рекламы в новосибирском метро несколько лет назад живо заинтересовались депутаты горсовета. Комиссия городского парламента рассматривала в свое время вопрос «О доходах в бюджет города Новосибирска от размещения рекламы в Новосибирском метрополитене», и начальнику МУП «Новосибирский метрополитен» приходилось оправдываться перед депутатами, почему доходы главного монополиста рекламы в метро превышают доходы метрополитена от той же рекламы на несколько сотен процентов. Результатом напора депутатов стала проверка городской контрольно-счетной палаты (КСП) полноты поступления доходов от размещения рекламы в МУП «Новосибирский метрополитен». Проверка КСП крупных нарушений не выявила, показав даже определенное увеличение доходной части бюджета подземки от рекламы, а депутаты остались при своем мнении: монополия «Спаркс» является препятствием для увеличения доходов бюджета города от продажи рекламы в метро. В результате спор о том, кому приносит деньги Новосибирский метрополитен, в котором депутатам пришлось тягаться не только со «Спаркс», но и с вставшими на его защиту чиновниками мэрии и метрополитена, был депутатами проигран. Единственное, чего удалось добиться, — в 2009–2010 годах прошли торги на размещение рекламы в форме конкурсов, на которые было выставлено ограниченное количество рекламных площадей, не занятых монополистом.

Получить комментарии от компании «Спаркс Нэт» по вопросам о предполагаемом участии компании в открытом аукционе, доле рекламного рынка, контролируемой компанией в новосибирской подземке, и характере договоров между Новосибирским метрополитеном и «Спаркс» «КС» не удалось — генеральный директор ООО «Спаркс Нэт» Сергей Дижевский сообщил, что оставляет вопросы редакции «Континента Сибирь» без комментариев.

Директор компании «Реклама Онлайн» Павел Телегин, комментируя присутствие своей компании на рекламном рынке новосибирской поземки, оценил долю рекламной продукции компании в 25% от общего числа рекламных поверхностей метрополитена, пояснив, что «Реклама Онлайн» получила право на работу в метрополитене после того, как выиграла конкурс несколько лет назад. Как сказал Павел Телегин, сроки действия договоров «Рекламы Онлайн» и метрополитена осенью подходят к концу, и возможно, после изучения условий нового конкурса компания вновь будет участвовать в открытой борьбе за рекламный рынок метро.

Механизм работы компании «Спаркс» с метрополитеном так и остался неясным. Нынешняя не-прозрачная схема, неоднократно привлекавшая внимание депутатов и вызывавшая бурные дискуссии в СМИ и Интернете, работает и по сей день. Прайс-лист на рекламу, которым в свое время оперировали депутаты, доказывая утечку огромных средств из городского бюджета, соотнося доходы метрополитена с расценками «Спаркс», теперь попросту исчез с сайта компании. Учитывая такую закрытость, добиться ясности в этом вопросе стало еще сложнее.

Несмотря на скорое завершение сроков договоров двух основных операторов этого рынка, администрация метрополитена об открытом и прозрачном аукционе, какой проведен в Москве, не объявляет. Учитывая сложившуюся практику на рынке наружной рекламы города, вероятно, поверхности будут распределяться не на аукционах, а на конкурсах, где победитель определяется на основании непрозрачных критериев типа «наилучшее предложение по благоустройству территории» или «наилучшее предложение по праздничному оформлению».

Однако в отличие от «Городского центра наружной рекламы», который на своих конкурсах формирует мелкие лоты по одной рекламной конструкции, Новосибирскому метрополитену предстоит одним решением распределить многомиллионный рынок и определить доходы от него городского бюджета. При отсутствии должной прозрачности это может стать очередным поводом для пристального интереса депутатов и контролирующих органов к деятельности метрополитена.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ