Смарт-сити: построить дом, вырастить сына, посадить дерево… не отходя от компьютера

«КС» обнародовал смарт-рейтинг сибирских городов

Тема SmartCity — «умного города» давно стала одной из наиболее обсуждаемых в глобальном информационном пространстве. Это закономерно, ведь реальность, стоящая за данным понятием, способна кардинально изменить жизнь городского населения, к которому по статистике относится наибольшая часть человечества. «Умный город» — это комплекс цифровых технологий, превращающих «каменные джунгли» современных городов в жизненную среду, комфортную во всех отношениях: бытовом, экономическом, социальном. «КС» открывает серию материалов, посвященных этой теме, — в рамках нее мы вместе с экспертами постараемся проверить, насколько «умны» сибирские города, а также сформировать рейтинги регионов СФО по различным критериям, чтобы наглядно показать, какие из регионов и за счет чего продвинулись в этом вопросе дальше всех.

Как уже было сказано, технологии Smart City охватывают целый комплекс разных сфер. Одна из них, где «смартизация» дает очевидную пользу, — это муниципальные услуги, оказываемые администрациями городов. Походы по городским бюрократическим инстанциям с бумагами, очередями и нервотрепкой давно стали неотъемлемой частью жизни не только для юридических, но и для физических лиц. Практика тем временем показала, что это неизбежное зло можно преобразовать во вполне «избежное» благодаря переводу муниципальных услуг в электронный вид. Это значит, что для получения, например, разрешения на перепланировку квартиры нет нужды обходить с кипой бумаг массу инстанций. Достаточно лишь заполнить электронную форму на сайте, нажать кнопку «Отправить» и спокойно ждать сообщения о готовности документа. Аналогичные механизмы действуют для бизнеса, например, если нужно получить согласование на строительство объекта городской инфраструктуры.

Итак, насколько муниципальные органы в сибирских городах на практике, а не на словах готовы идти навстречу горожанам (да и самим служащим, которым тоже приходится несладко), заменив бумажную волокиту и давку в очередях на решение проблем прямо дома, за клавиатурой? «КС» решил разобраться в этом вопросе, проранжировав регионы СФО по различным параметрам, характеризующим текущий уровень информатизации и доступность услуг в электронном виде, причем на уровне именно потенциального потребителя данных услуг. Для реализации этого замысла «КС» изучал городские интернет-порталы столиц регионов Сибири, проверял их возможности в плане электронных муниципальных услуг. Услуг этих, конечно, довольно много, но чтобы составить общее впечатление о состоянии дел в данной сфере, в каждом городе были протестированы наиболее востребованные из них. Следуя народной мудрости, мы попытались, не отходя от компьютера, построить дом, воспитать сына, посадить дерево… Одним словом, изучить все смарт-возможности, связанные с этими весьма важными жизненными делами. Попутно «КС» производил их оценку по 10-балльной шкале в зависимости от состава обнаруженных электронных услуг и удобства пользования ими. Итак, какие из регионов преуспели в вопросах информатизации.

Абакан (1 балл, 6-е место)

Найти что-либо о муниципальных услугах на сайте столицы Хакасии оказалось той еще задачкой. После долгого перебора разделов сайта «КС» обнаружил наконец на третьем уровне меню ссылку с многообещающим названием «Перевод услуг в электронный вид». Стоит ее нажать для того, чтобы… понять, что время, проведенное на сайте, потрачено впустую. В открывшемся разделе оказалась пара бюрократических документов, предназначенных для служебного использования, и еще список муниципальных чиновников, отвечающих, очевидно, за перевод услуг в электронный вид. Ни одной ссылки на какую-либо муниципальную электронную услугу в разделе найти не удалось. В итоге в рейтинге «КС» Абакан был удостоен одного балла — только за то, что хотя бы упоминание об электронных муниципальных услугах на сайте нашлось.

Барнаул (10 баллов, 1-е место)

На официальном сайте Барнаула «КС» довольно быстро обнаружил раздел «Муниципальные услуги», а в нем ссылку на целый портал под названием «Электронный Барнаул». Вот здесь есть где разгуляться! Масса тематических разделов, среди которых без проблем с большой долей вероятности можно найти все, что нужно.

Построить дом? К услугам горожан — раздел «Строительство и архитектура», в котором 15 разных электронных услуг от выдачи всевозможных разрешений до такой экзотической, как «Принятие на учет граждан, пострадавших от деятельности застройщиков». Воспитать сына? Заходим раздел «Образование», где можно записать ребенка в детский сад или школу, а в разделе «Социальная поддержка» еще и оформить денежное пособие для молодой семьи. Вырастить дерево? Тоже не проблема — можно в электронном виде подать заявление на приватизацию садового участка, а в разделе, посвященном озеленению, получить разрешение на обрезку деревьев на городских улицах.

Все заявления в «Электронном Барнауле» подаются через Личный кабинет, для входа в который используются логин и пароль от федерального портала gosuslugi.ru. Здесь пользователь видит все ранее поданные обращения, рассортированные по их статусам, и при желании может сформировать новое. Очень удобен раздел «Мои документы», куда загружаются электронные копии документов. Их можно прикреплять к заявлениям, которые направляются в муниципальные органы. Все удобно и прогрессивно. В итоге Барнаул удостаивается одного балла за интерфейс и по три балла за каждое направление — «Дом», «Сын», «Дерево». Итого 10 баллов из 10.

Горно-Алтайск (1 балл, 6-е место)

И снова о грустном… Стоит лишь открыть на официальном портале Горно-Алтайска едва заметный в «подвале» страницы раздел «Муниципальные услуги», чтобы увидеть в нем малополезный перечень различных бюрократических бумаг. Ни одной ссылки на электронные сервисы, ни даже упоминания таковых… Хотя нет — в одном из документов можно найти «сводный перечень первоочередных государственных и муниципальных услуг, предоставляемых органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления в электронном виде». Ура, вот и мелькнул луч света в темном бюрократическом царстве! Мелькнул и пропал — реальная возможность воспользоваться электронными сервисами в разделе «Муниципальные услуги» так и не обнаружилась. Видимо, придется повременить горноалтайцам и с сыном, и с домом, и с деревом. Всего один балл. За мелькнувший лучик…

Иркутск (4 балла, 4-е место)

Портал Иркутска заявляет о муниципальных услугах при первом же на него взгляде — вот кнопка в шапке сайта, ведущая в соответствующий раздел. По клику открывается приятное глазу меню с массой разделов, среди которых быстро находим интересующие нас. В надежде электронным образом воспитать сына жмем на «Образование», выбираем услугу записи в детский сад, и… мечта разбивается о суровую реальность.

На открывшейся странице «КС» заметил лишь название муниципального отдела, занимающегося дошколятами, его координаты, график работы, перечень каких-то постановлений — и ничего про электронное получение услуги. Впрочем, кнопка записи в детский сад неожиданно обнаружилась на стартовой странице портала в меню «Сервисы». Что помешало разместить ее в тематическом разделе, остается тайной.

Нерадостная картина ждала «КС» и в разделе «Строительство и землепользование», с помощью которого, казалось бы, можно и дом построить, и сад взрастить. Но нет — по каждой ссылке размещены лишь контактные данные муниципальных ведомств, и только одна услуга («Предоставление сведений, содержащихся в информационной системе обеспечения градостроительной деятельности») снабжена заветной пометкой «Предоставляется в электронном виде». С этих позиций иркутянам можно лишь посочувствовать. Почти везде придется ходить пешком, но хоть разузнать, по какому адресу и в какое время являться, на портале можно. В итоге регион получил от «КС» 1 балл за интерфейс и только по 1 баллу за каждое направление — итого 4 балла.

Кемерово (1 балл, 6-е место)

Посетителей сайта столицы Кузбасса встречает оптимистичный слоган «Город хороших новостей», однако это вряд ли относится к электронным муниципальным услугам. Соответствующего раздела на сайте просто нет. Сей факт удивляет, поскольку сайт Кемерова содержит целый ряд встроенных ИТ-сервисов типа онлайн-голосования или, например, электронной очереди на жилье. Остается только гадать, почему разработчики не озаботились облегчением жизни горожан в части такой очевидной вещи, как муниципальные услуги. К сожалению, лишь 1 балл и надежда на скорые изменения к лучшему.

Красноярск (7 баллов, 2-е место)

Сайт Администрации Красноярска содержит раздел «Муниципальные услуги», который упорядочен по жизненным ситуациям и включает все, что нас интересует. Есть возможность электронной записи ребенка в детский сад и школу, а также получения пособий многодетным семьям. В части строительства доступно более десятка разных электронных услуг, а желающим вырастить дерево, пригодятся услуги из подраздела «Недвижимое имущество и земельные отношения». Однако пользоваться сайтом не вполне удобно — чтобы подать заявление по некоторым услугам (например, на запись в детский сад), приходится искать соответствующую форму в неупорядоченном перечне. К тому же отсутствует единый интерфейс подачи заявлений — их несколько, и они меняются в зависимости от услуги, оставляя впечатление некого программного «зоопарка». Все это не дает присвоить сайту максимальный балл, но твердую «семерку» от «КС» Красноярск вполне заслуживает.

Кызыл (1 балл, 6-е место)

Каких-либо упоминаний о получении муниципальных услуг в электронном виде на сайте органов местного самоуправления Кызыла обнаружить не удалось. Все, что нашлось, — это административные регламенты оказания муниципальных услуг, размещенные в разделах ведомств. После их изучения выяснилось, что предоставление муниципальных услуг Кызыла в электронной форме может осуществляться на базе порталов www.gosuslugi.ru и www.gosuslugi.tuva.ru, но, как уже было сказано, на сайте Кызыла не обнаружилось никаких ссылок ни на сами эти порталы, ни на формы электронных заявлений по конкретным услугам. Более того, при прямом вводе адреса портал www.gosuslugi.tuva.ru вообще оказался недоступен. В итоге оценка тывинской столицы минимальна — всего 1 балл из 10 возможных.

Новосибирск (3 балла, 5-е место)

Муниципальный портал Новосибирска оставил неоднозначное впечатление. При входе на главную страницу «КС» с радостью обнаружил кнопку «Электронные сервисы». Нажимаем ее — и на открывшейся странице видим обширный перечень тематических разделов. Похоже, вот оно, счастье! Ищем интересующие нас… Под «воспитать сына» определенно подойдет раздел «Образование», под «вырастить дерево» — возможно, «Земельные отношения», под «построить дом»… и тут обнаруживается, что ничего подходящего по смыслу на странице нет.

Идем внутрь найденных разделов. В «Образовании» открывается табличный перечень из всего одной услуги «Информация об очереди ребенка в детский сад». Негусто — придется, видимо, ограничивать воспитание сына только дошкольной ступенью. Кликаем по ссылке и видим окно с безрадостным текстом «Срок регистрации домена MOI-SADIKI.RU закончился». Что ж, не судьба, выходим отсюда и пытаем счастья в разделе «Имущественные и земельные отношения», надеясь оформить садовый участок для выращивания заветного дерева. И здесь незадача — в открывшемся перечне только ссылки на сервисы Росреестра и полный ноль по дачной тематике.

Итог — всего 3 балла, 1 за вселивший надежду интерфейс, и по 1 за найденные тематические разделы, оказавшиеся, увы, бесполезными.

Омск (4 балла, 4-е место)

Электронные муниципальные услуги Омска собраны в разделе «Предоставление услуг» официального сайта города. Всего таких услуг набралось 14. Что ж, попробуем с их помощью выполнить наши задачи. Сын определенно не останется без присмотра — есть возможность получить данные об организации образования в городе и в электронном виде записать ребенка в детский сад. В части же жилищных вопросов можно выделить группу из шести услуг. Правда, столь необходимого получения разрешений на строительство среди них нет, а ссылки на электронные формы приведены почему-то только по четырем из шести услуг. На этом, собственно, и все. Как говорится, чем богаты. 4 балла. В сравнении с Новосибирском добавлен балл за услуги, связанные с жильем.

Томск (3 балла, 5-е место)

Специальная страничка томского портала под названием «Муниципальные услуги в электронном виде» сообщает горожанам, что для них предоставляется восемь муниципальных электронных услуг. Семь из них связаны с темой строительства и жилья, так что каждый желающий «построить дом» в Томске будет чувствовать себя на гребне современных информационных технологий. Чего не скажешь про две другие наши задачи — никаких электронных услуг по детской и садово-дачной тематике на городском сайте не приводится. Итак, осмотрев критическим взглядом электронно-сервисное хозяйство Томска, «КС» присуждает региону три балла за хороший набор жилищно-строительных услуг.

Улан-Удэ (5 баллов, 3-е место)

Всякого заходящего на сайт Улан-Удэ встречает расположенный прямо по центру баннер «Очередь в детские сады». Судя по всему, сервис позволяет получить соответствующую информацию, предварительно авторизовавшись. Уже неплохо для молодых родителей!

Смотрим далее — чуть ниже расположена ссылка «Услуги населению». В открывшемся окне находим перечень из нескольких десятков услуг с возможностью фильтрации, в том числе по нужным нам темам образования, строительства и землеустройства. Шикарно! Но после открытия отфильтрованных ссылок «КС» ждало горькое разочарование. Оказывается, за ними расположена лишь информация об адресах и режиме работы соответствующих муниципальных ведомств, а также о порядке оказания услуг. Никаких переходов к электронным формам заявлений сайт не дает, лишь вскользь упоминает портал gosuslugi.ru. Что помещало разработчикам дать ссылки на соответствующие формы на городском сайте — уму непостижимо.

Таким образом, очередное разочарование, и только 5 баллов из 10 — балл за удобный интерфейс и по баллу за информацию об услугах в нужных нам разделах. Да еще балл за удобный баннер о детских садах на главной странице.

Чита (1 балл, 6-е место)

Столица Забайкалья явно не балует своих жителей электронными муниципальными сервисами. По крайней мере на сайте Читы не удалось обнаружить какого-либо раздела, посвященного этой теме. Лишь под заголовком «Полезные ссылки» среди прочих приведен Портал государственных и муниципальных услуг Забайкальского края. Таким образом, реализация и продвижение электронных муниципальных услуг Читы сосредоточились на краевом уровне. «КС» ставит один балл региону за такой выбор.

Сравнительные итоги

Итак, произведя экспресс-обзор электронных муниципальных услуг, предлагаемых на официальных порталах региональных центров Сибири, «КС» получил следующий рейтинг.tab_it

Как видим, оценки подавляющего большинства городов расположились в нижней части 10-балльной шкалы, свидетельствуя о преимущественно низком уровне обеспеченности жителей городов электронными муниципальными сервисами. Характерен ли он только для Сибири либо соответствует общероссийской картине? Чтобы это понять, посмотрим, как обстоят дела в данной сфере в городах соседних федеральных округов — Екатеринбурге и Хабаровске.

Екатеринбург

Найти раздел о муниципальных электронных услугах на официальном портале Екатеринбурга не составило особого труда. Соответствующее меню с удобной разбивкой по сферам расположено прямо на стартовой странице. Не более минуты ушло на то, чтобы отыскать в нем все необходимое для «главных дел жизни».

Так, для воспитания сына любой житель Екатеринбурга может воспользоваться электронными услугами записи в детский сад и школу, а также, не отходя от компьютера, получить всю необходимую информацию об учебных программах, организации обучения и успеваемости любимого чада.

Тем, кто строит дом, пригодится возможность, не отвлекаясь от строительства, получить необходимые разрешения и согласования, воспользовавшись несколькими десятками электронных услуг из раздела «Недвижимое имущество и земельные отношения». А чтобы «посадить дерево», можно удаленно согласовать работы по выполнению озеленительных работ, а также встать на учет для получения садового участка.

Одним словом, «десятку» Екатеринбург определенно заслуживает.

Хабаровск

Разработчики сайта Хабаровска реализовали исчерпывающий системный подход к теме муниципальных услуг. В специальном разделе в хорошо структурированном виде приведена информация по более чем 50 муниципальным услугам. Но самое главное — все они снабжены ссылками на соответствующие электронные формы заявлений с возможностью выбора того или иного варианта технической реализации. Смотрим, есть ли среди них нужные нам, и убеждаемся, что имеющийся набор электронных сервисов вполне годится для того, чтобы осуществить все три наших задачи. Ставим сайту Хабаровска 9 из 10 — срезаем один балл из-за слабоватого дизайна интерфейса, который объективно уступает тому же Екатеринбургу.

Как видим, опыт соседних регионов демонстрирует более высокий уровень развития электронных муниципальных услуг и задает ориентиры для сибирских городов. В следующей публикации данного цикла «КС» продолжит исследование темы Смарт сити и проверит, насколько развиты в городах Сибири информационно-справочные смарт-сервисы, позволяющие горожанам эффективно взаимодействовать с такими повседневными сферами, как ЖКХ, транспорт, медицина, культура и др.

ПРЯМАЯ РЕЧЬ

Дмитрий Гоков, генеральный директор AT Consulting Восток:

— Полученная картина несколько неоднозначна. Дело в том, что большая работа по переводу муниципальных услуг в электронный вид была проделана в рамках Единого портала государственных и муниципальных услуг gosuslugi.ru. В частности, по тому же Новосибирску на портале предлагается более сотни различных муниципальных услуг с возможностью электронного их получения. Другой вопрос — почему городские власти сибирских городов в большинстве своем не продвигают эту возможность для горожан на муниципальных порталах (формальное размещение малоинформативных баннеров gosuslugi.ru не в счет).

Вероятная причина состоит в том, что муниципалитеты не имеют необходимых технических возможностей для работы с электронными госуслугами. Ведь чтобы оказать услугу в электронном виде, недостаточно лишь разместить в Интернете форму электронного заявления с кнопкой «Отправить». Отправленный заявителем электронный документ нужно принять, обработать, назначить исполнителя, сделать необходимые межведомственные запросы и т. д. Для всего этого требуется специальное программное обеспечение, которое зачастую неработоспособно. У муниципалитетов просто нет ни кадровых, ни финансовых ресурсов для элементарной поддержки в актуальном состоянии «зоопарка» разных ведомственных систем. И в обозримом будущем объем финансирования этой сферы еще более сократится.

Для выхода из данной ситуации в последнее время стали использовать специальные платформы региональной и муниципальной информатизации. С их помощью муниципалитеты могут собственными силами и с минимальными затратами создавать и дорабатывать под свои нужды специализированные информационные системы. Причем делать это так же просто, как, например, создавать презентации в PowerPoint. Выбор подобных платформ уже достаточно широк, в частности, одно из таких решений SMART-KIT создано в новосибирском Академпарке и уже применяется в ряде регионов СФО.

Павел Хилов, руководитель Экспертного центра электронного государства:

— Безусловно, работа по организации перевода муниципальных услуг в электронный вид должна вестись на уровне региональной власти в соответствии с требованиями федерального центра. На деле же каждый муниципалитет за некоторыми исключениями ведет (если вообще ведет) эту работу самостоятельно. Причина — отсутствие координации, должной организационной и методической поддержки органов местного самоуправления, как со стороны федеральных ведомств, так и со стороны региональных органов. Это и приводит к такой неравномерной картине развития электронных услуг в разных городах.

Вторая причина такой ситуации — наличие разных каналов оказания муниципальных услуг. С момента запуска Единого портала государственных (муниципальных) услуг он позиционировался, что следует из его названия, как единая точка доступа ко всем услугам, независимо от уровня их оказания. Действительно, трудно ожидать от человека, что он знает, каким конкретно органом власти — федеральным, региональным или муниципалитетом — оказывается та или иная услуга. Поэтому ряд регионов и крупных городов (в т. ч. город Новосибирск) пошли именно этим путем — все услуги должны быть доступны на Едином портале и дублировать их на своем портале ни к чему. В дополнение к этому, руководствуясь принципом «своим проще управлять», многие регионы создали региональные порталы, на которых также размещены муниципальные услуги. На мой взгляд, любая централизация в этом деле лучше ситуации, при которой каждый муниципалитет будет сам заниматься «электронизацией» своих услуг, руководствуясь своими представлениями об эстетике, эргономике, технологичности и т. п. Здесь стоит вспомнить и многофункциональные центры, которые предоставляют альтернативный способ оказания услуг и, соответственно, снижают мотивацию руководителей городов заниматься электронными услугами.

И третий немаловажный фактор — это хронический финансовый голод, при котором оказание электронных услуг становится далеко не приоритетным направлением деятельности муниципальных властей.

Но все же основными факторами, влияющими на результаты работы по переводу услуг в электронный вид, являются вовлеченность и заинтересованность руководства города и профессионализм соответствующих его служб. И здесь пример Барнаула, который занял в этом «пользовательском» рейтинге первое место, показывает, что эффективное взаимодействие с регионом и активная позиция профильного подразделения администрации города закономерно приводят к положительным результатам, прежде всего для жителей города.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ