Бережливое производство по-железнодорожному

Фото: Светлана Иванова
Фото: Светлана Иванова

В эти дни в Новосибирске проходит V слет молодежи Западно-Сибирской железной дороги. В нем принимают участие 150 молодых специалистов из Новосибирской, Омской, Кемеровской областей и Алтайского края. Центральной темой события стало внедрение механизмов бережливого производства на предприятиях железной дороги. С лучшими проектами молодежи ознакомятся лично старший вице-президент ОАО «РЖД» Валентин Гапанович и начальник Западно-Сибирской железной дороги Анатолий Регер. О специфике системы бережливого производства на железной дороге в интервью «КС» рассказал консультант и бизнес-тренер ВЯЧЕСЛАВ АБРАМОВ.

— Вячеслав, почему система бережливого производства так популярна сегодня во всем мире и в чем заключается ее актуальность для железной дороги?

— Так сложилось, что мировая экономическая ситуация заставляет как международные, так и российские компании задуматься об оптимизации затрат, уменьшении потерь, о том, как быть прибыльными. Все активнее происходит поиск инструментов повышения производительности труда. Что касается Западно-Сибирской магистрали, то здесь этим вопросом занимаются давно, и многое уже сделано. Однако нужно понимать, что разработка и построение бережливой производственной системы для больших организаций — это длительный процесс. И это нормально, тем более что бережливое производство — это постоянное изменение в сторону улучшения. Меняться должно сознание людей, производственные процессы на предприятиях. При этом необходимо всегда сохранять определенный баланс интересов: стремясь повысить производительность труда, работодатель должен разработать и мотивационные схемы для работников. Все это существует на дороге.

— Это система универсальна или все-таки строится с учетом индивидуальной специфики организации?

— Система не универсальна, каждая компания строит свою производственную систему. При этом, конечно, используя опыт других. Компании будут внедрять те механизмы, которые способны принести наибольший результат.

— Какие технологии обучения вы выбрали для слета?

— Главная наша цель — выравнивание информационного поля в области бережливого производства для молодежи, также важно дать ребятам конкретный набор инструментов. Для этого мы используем тренинговый формат с использованием бизнес-симуляций, групповых упражнений, сквозной деловой игры, дебатов. Все это позволяет участникам получать не только новые знания, но и практические навыки.

— На какой результат рассчитываете?

— Самое важное — это вовлеченность участников в процесс изменений в компании и достижение конкретных результатов на местах. Хотелось бы, чтобы, вернувшись со слета, молодежь могла применять полученные знания, иметь возможность грамотно доносить, обосновывать свои мысли, идеи и с точки зрения бережливого производства раскрывать новые возможности на своих предприятиях. Отмечу, что в прошлом году ребята с Западно-Сибирской магистрали, также участники слета, стали победителями сетевого молодежного конкурса в Москве «Новое звено 2014», еще два проекта заняли пятое и шестое места.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ