«Основным конкурентным фактором на рынке МФО будет являться бизнес-модель»

Рынок микрофинансовых организаций, который для многих наблюдателей является непонятным, мутным, обросшим массой стереотипов, заблуждений и «страшилок», активно развивается, несмотря на текущую экономическую ситуацию. Количество игроков активно растет, конкуренция увеличивается. Стоит ли инвестировать в этот рынок, какие изменения он претерпел в условиях кризиса и каковы реальные источники его финансирования, в интервью «КС» рассказал главный исполнительный директор федеральной микрофинансовой организации «Домашние деньги» АНДРЕЙ БАХВАЛОВ.

Компания «Домашние деньги» основана в 2007 году, на сегодня представлена в 54 субъектах РФ и работает в 3200 населенных пунктах.
По данным компании, у нее более 280 тыс. клиентов, общая сумма выданных займов превышает 19 млрд руб. Доля «Домашних денег» на рынке МФО составляет порядка 24%, что эквивалентно первому месту в сегменте.

— Андрей, как вы оцениваете текущее состояние рынка микрофинансирования в России? Насколько он конкурентный?

— По официальным данным, объем рынка МФО в России на конец 2014 года составил 55 млрд руб. Рынок состоит из трех сегментов: классическое микрокредитование предприятий МСБ, потребительское кредитование и «займы до зарплаты» на срок до 4 недель на среднюю сумму 7 тыс. руб. по ставке 1,5–2% в день.

Есть еще такая уникальная для мира конструкция, как кредитные кооперативы. Вместе с кооперативами и ломбардами рынок составляет порядка 100 млрд руб. Но говорить о какой-то жесткой конкуренции на рынке МФО пока не приходится. Аналитики считают, что емкость рынка МФО в России составляет 350 млрд руб., так что он должен вырасти в 3–3,5 раза.

К середине 2014 года на рынке МФО России работало порядка 4800 компаний. По любым меркам это избыточное количество. Я ожидаю, что количество участников рынка должно существенно уменьшиться и к концу 2015 года составить максимум 3000. Они будут уходить как из-за требования регулятора, так и из-за того, что люди поймут, что занимаются не своим делом или это не такой рентабельный бизнес, как им сначала казалось…

Что касается микрокредитования для малого бизнеса, то здесь предлагаются кредиты до 1 млн рублей. Сотрудник МФО приезжает на место бизнеса и там оценивает его эффективность и платежеспособность. Безусловно, программы кредитования малого бизнеса по льготным ставкам развивают и банки, но их достаточно непросто получить.

— Если говорить о законодательном регулировании рынка, то какие изменения ожидают МФО в 2014–2015 гг.?

— В 2013 году регулятором МФО стал Банк России, который много сделал и продолжает делать на данном направлении. Самое важное изменение — Закон «О потребительском кредитовании», в рамках которого банковские и микрофинансовые продукты разделены на сегменты по типу продукта, стоимости и срокам. Чтобы ограничить полную стоимость кредита, в каждом сегменте должны отбираться 100 ведущих компаний, от средневзвешенной стоимости кредита тарифы других игроков не должны отличаться более чем на 30%. Такой порядок должен был вступить в силу с I квартала текущего года, но из-за известных событий в экономике отложен до середины года. Все равно это дает определенный эффект, так как Банк России публикует полную стоимость кредитов, участники рынка это видят и должны подстраиваться.
Разброс ставок будет регулироваться, и они неизбежно пойдут вниз. Есть некоторые предпосылки к укреплению рубля и снижению ключевой ставки ЦБ РФ. Однако в связи с текущей высокой стоимостью денег говорить об этом как о состоявшемся факте пока преждевременно.

Говоря о регулировании, стоит отметить, что, во-первых, сегодня МФО обязаны пройти регистрацию и быть включенными в реестр МФО Банка России. Введена регулярная отчетность, нормативы достаточности и ликвидности, обязательные резервы по ссудам. Во-вторых, ведется работа с «серым рынком» — компании, не включенные в реестр МФО Банка России, не имеют права рекламировать свою деятельность. В-третьих, юридическое лицо, выдающее более четырех займов в год, считается финансовым институтом и должно регистрироваться как МФО или как банк. В-четвертых, с 2015 года вводится требование обязательного участия МФО в саморегулируемых организациях (СРО).
Поскольку участились случаи ликвидации МФО и страдают инвесторы, следующей важной инициативой ЦБ РФ в 2015 году будет деление рынка на две части. Участникам собственно рынка МФО будет определен минимальный УК объемом от 70 до 100 млн рублей. Будут более жесткие требования к нормативам достаточности и ликвидности. При этом данному сегменту рынка оставят некоторые преференции, включая возможность привлечения средств физических лиц и доступ к дополнительным инструментам фондирования. Из-за жестких требований и плотного надзора таких компаний будет немного — в лучшем случае 50–100.
Остальные МФО перейдут на рынок микрозаймов. Им будет запрещено привлекать средства физических лиц, зато они избегут требований к минимальному уставному капиталу.

— Кто является основной целевой аудиторией микрофинансовых организаций? И о каких займах, как правило, идет речь?

— Целевая аудитория нашей компании — люди с доходом до 30 тыс. руб. на семью. По статистике, они составляют 70% населения страны. Займы выдаются максимум на год на сумму в среднем 22–25 тыс. руб.

— Какая бизнес-модель лежит в основе деятельности МФО, в частности, в вашем случае?

— Непосредственно компании, подобные нашей, в отличие от банков работают через агентскую сеть. Агент — это человек, представляющий нашу целевую аудиторию (50% агентов — бывшие заемщики) и работающий там, где живет. Он сам выдает займы, сам их одобряет и сам следит за их погашением. Предварительно агент должен встретиться с потенциальным клиентом у него дома. В ходе визуального скоринга он оценивает, как и на что человек живет, как будет отдавать заемные денежные средства и какую сумму сможет погашать еженедельно. Исходя из этого определяется объем займа.

С помощью смартфонов и мобильного приложения, в которое зашит весь бизнес-процесс, агенты заносят заявки в ERP-cистему (ИТ-систему управления ресурсами компании. — «КС»), которая управляет сетью агентов. ИТ-система проверяет качество заявки, используя стандартные банковские процедуры, настроенные под микрофинансовый бизнес. Она видит по адресу заявки, какой агент за ней закреплен, и проверяет его по качеству портфеля. Если качество высокое, заявка одобряется. Если среднее, заявку оценивает автоматизированная скоринговая система. Если качество плохое, заявка отклоняется.

Проверяются платежи заявителя за мобильный телефон, жилищно-коммунальные услуги, вся доступная информация по клиенту. Ведь необходимо «отрезать» маргинальную публику. Поскольку ядро агентов — это женщины возрастов 40–50 лет, мы не можем их отправлять на встречу с заведомо опасным контингентом. После проверки заявка попадает обратно к агенту, и он может идти этот заем оформлять. С учетом того, что займы годовые, а погашения производятся еженедельно, агент минимум 52 раза в год общается с заемщиком.

— Каковы источники инвестиций для МФО? Каким образом участники этого рынка привлекают пассивы?

— Большая часть небольших МФО работает на средства своих акционеров. Но это не может продолжаться вечно. Кроме этого источника финансирования, речь идет о кредитных линиях банков, российских публичных рынков. И наконец, источником финансирования могут служить средства физических и юридических лиц. Законом нам разрешено привлекать средства квалифицированных инвесторов на сумму от 1,5 млн руб. Они берут на себя рыночный риск, поэтому такие инвестиции не страхуются государством. Сегодня средний чек инвестора, по нашим данным, составляет около 3,5 млн рублей.

— С чем связаны высокие процентные ставки на ранке МФО?

— Как это ни парадоксально, но наш рынок МФО ничем не отличается от рынков МФО других стран, и ставки примерно одинаковые. Например, ставки компаний, которые выдают займы до зарплаты, как и в Европе, 1,5–2% в день. Высокий уровень таких ставок основан на высоких рисках и высокой себестоимости.

Потребительские кредиты выдаются под примерно 200% годовых. Это номинальная ставка. В среднем выданный на год заем гасится за год и два месяца. При этом сумма задолженности от этого не увеличивается. То есть эффективная ставка оказывается ниже номинальной.

— Какова ситуация с просроченной задолженностью и воровством?

— Если говорить о банковском рынке и большинстве МФО, то просроченная задолженность ухудшается. Но могу сказать, что у нашей компании все наоборот. Если в середине 2014 года наш дефолтный портфель составлял около 33%, то сегодня этот показатель снизился до 28%. А если говорить об общем уровне мошенничества в подобных моделях, то он может достигать 10%.

— Еще год назад банки жаловались на то, что МФО отнимают их хлеб и дискредитируют рынок. Как обстоят дела сейчас?

— Чтобы ответить на этот вопрос, мы в 2014 году вместе с Национальным бюро кредитных историй провели специальное исследование. Как оказалось, рынок банков и МФО пересекается лишь на 20–25%. Цель МФО — работа с людьми, которые не имеют доступа к банковскому кредитованию. Во-первых, у них нет подтвержденного дохода и обеспечения, нет кредитной истории или она испорчена. Во-вторых, цель МФО — движение в сторону мелких населенных пунктов, в которых нет офисов банков. В населенных пунктах с населением менее 50 тыс. человек банки практически не представлены. В результате там клиент для микрофинансирования получается даже более качественный.

Банки в прошлом году тоже начали создавать свои микрофинансовые организации, и поскольку рынок не насыщен, мы относимся к этому с пониманием. Наша общая задача — грамотно заниматься финансовым просвещением, чтобы переломить стереотип о МФО как инструменте ростовщичества. Чем больше будет прозрачных и «правильных» компаний, чем больше они будут инвестировать в развитие, тем шире станет рынок и тем больше будет у всех участников возможностей для увеличения клиентской базы.

— Как вы оцениваете потенциал рынка микрофинансирования и его инвестиционную привлекательность?

— В 2014 году рынок вырос на 28%. Наш прогноз на 2015 год — порядка 40%. По экспертным данным, банковский кредитный рынок в этом году не будет расти вообще. При этом удельный вес рынка МФО в общем кредитном рынке пока невелик. Порядка 100 млрд руб. — это менее 1% от объема совокупного кредитного рынка всей страны.

Таким образом, кризис отчасти работает на рынок МФО. С другой стороны, пересечение по клиентской базе с банками у него все-таки есть.
МФО тоже надо где-то брать деньги, которые стали стоить гораздо дороже, а доступность средств снизилась. Если в 2014 году нас банки весьма охотно кредитовали, то сейчас это намного сложнее. Не говоря о том, что стоимость денег сильно возросла. Если в середине 2014 года средства привлекались под 16–18% годовых, то сегодня ставка практически не опускается ниже 25%.

— Как смотрится Сибирь с точки зрения развития рынка микрофинансирования и его зрелости на фоне других регионов России?

— На Сибирь приходится 17% от общего числа МФО (около 700 организаций) в России. Цифра эта немаленькая. Но, как я уже отмечал, число МФО будет сокращаться. Именно в Сибири в IV квартале 2014 года наблюдалось самое значительное сокращение числа МФО — на 9%, или 74 организации. Данная тенденция говорит о перенасыщенности региона микрофинансовыми организациями, которые существуют лишь формально, а на практике не осуществляют никакой деятельности. Я убежден, что тенденция исчезновения недобросовестных МФО сохранится.

— Каковы ваши планы по развитию в Сибири?

— Как и по всей России, в Сибири мы видим перспективу развития в городах с населением менее 50 тысяч жителей. В первом полугодии мы открыли в Сибири Томск и Новокузнецк, в планах второго полугодия — Абакан и Братск.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ