«Дешевые квесты и эффектные — как две несмешивающиеся жидкости»

Рынок реалити-квестов переживает в Сибири настоящий бум. По данным ряда участников, Новосибирск уже укрепился на 1 месте среди городов России по показателю насыщенности реалити-квестами на душу населения. В конце апреля в Сибирь по схеме франчайзинга вышел самый крупный в России федеральный сетевой игрок на этом рынке ─ «Клаустрофобия». О планах по экспансии сети в регионе, изменениях в расстановке сил на рынке, а также направлениях развития реалити-квестов в интервью корреспонденту «КС» АЛЕКСАНДРУ МЕСАРКИШВИЛИ рассказал сооснователь и соучредитель «Клаустрофобии» БОГДАН КРАВЦОВ.

Реалити-квест — разновидность игр, при которой в замкнутой локации запирается определенное количество человек (от 2 до 5), которым как правило за один час бывает необходимо искать выход из комнаты, решать головоломки, подобрать коды, используя для этого окружающие предметы. Суть игры — выполнить как можно больше целей, определяемых сценарием конкретной локации.

«Клаустрофобия» ─ самая крупная в России сеть реалити-квестов. В настоящее время включает в себя более 350 квестов, которые открыты или в скором времени будут запущены в Вене, Берлине, Амстердаме, Майами, Нью-Йорке, а также в городах России. Первый реалити-квест был открыт в декабре 2013 году в Москве. Основателями «Клаустрофобии» являются Богдан Кравцов, Тимур Кадыров, Сергей Кузнецов.

─ Богдан, поскольку ваша компания была одним из первых игроков на рынке реалити-квестов, то есть в отличие от ваших последователей вам не на кого было ориентироваться среди российских игроков, расскажите, как вообще возникла идея выйти в этот сегмент, и как вы пришли в этот бизнес?

─ У меня не было никогда своего бизнеса, я работал программистом в «Яндексе» и руководителем спецпроектов в «Студии Артемия Лебедева». Как-то я ехал в электричке и размышлял о разных интересных вещах, в частности, о квестах. У меня в голове было что-то смутно напоминающее нынешнюю «Клаустрофобию». Я порылся в интеренете, оказалось, что подобные развлечения уже реализованы в других странах, в частности, в Будапеште, я съездил туда посмотреть, понял, что реальность менее красочная, чем картинка у меня в голове. Я пришел к своим друзьям Сергею Кузнецову и Тимуру Кадырову, ─ владельцам компании Stupid Casual, которая делает игры для вечеринок и безумные подарки, мы оценили идею на салфетке и на следующий день приступили к поискам помещения. При этом, важно отметить, что мы были не просто одними из первых игроков на этом рынке, мы были первыми.

─ «Клаустрофобия» ─ это одно из направлений вашей деятельности, или вы одновременно задействованы и в других бизнесах?

─ К сожалению, сейчас получается принимать участие в других проектах только в качестве консультанта. Я не прочь разнообразить свою деятельность, но у нас есть много идей и проектов, которые надо реализовать, поэтому все время уходит именно на реалити-квесты.

─ Что на ваш взгляд было самым сложным в развитии «Клаустрофобии»? Масштабирование бизнеса, поиск инвестиций, написание прорывных сценариев, что-то другое?

─ Сложнее всего объяснять людям о том, что есть такое новое для них развлечение. В каждом новом городе это отдельная задача.

─ Как вы оцениваете текущий уровень развития рынка реалити-квестов в регионах России и уровень участников?

─ После того, как мы открыли свои первые два квеста, во многих городах России стали открываться эскейп-квесты (квесты, в рамках которых требуется искать выход из помещения – «КС»), но, к сожалению, все они по качеству равнялись на наши первые, пробные квесты, и получаются иногда примерно такого же уровня, а чаще даже хуже. Мы же, как только поняли, что формат интересен публике, вкладываем в каждый новый квест все больше времени, денег и усилий. В итоге мы имеем огромное количество квестов плохого качества во всех крупных городах, и совсем-совсем мало квестов хорошего уровня.

─ Есть ли на российском рынке те игроки, кого вы можете назвать конкурентами? Например, тот же новосибирский «Выход», который также активно расширяет географию присутствия?

─ Да, но у них другая модель. У них одинаковые квесты в разных городах страны, мы же придерживаемся другого подхода и не повторяем уже реализованные проекты. Я бы сказал, что наши квесты чуть интереснее, чем у «Выхода», зато они более бизнес-ориентированы.
В целом же, поскольку мы по сути сами сформировали этот рынок, то многие наши последователи изучили предложения «Клаустрофобии», решили, что могут делать сами не хуже, скопировали наши подходы. Однако не уверен, что у кого-то проект в итоге стал действительно успешным.

─ Не так давно новосибирский реалити-квест «Выход» начал развитие в Москве, запустив первую часть – «игры престолов». Насколько на Ваш взгляд, региональные игроки могут быть конкурентоспособны в столице?

─ «Выход» — не просто один из региональных квестов, а целая сеть, и у них как раз все в порядке с качеством. Но с точки зрения готовности воспринимать новые развлечения Москва и вся остальная Россия — две разных планеты, так что московские механизмы завоевания рынка не работают в регионах и наоборот.

─ Оказывает ли влияние постоянный выход новых участников на уровень цен? Есть ли тенденция к снижению цены? Вы сами ориентируетесь на цены, сложившиеся на рынке, или стараетесь сами задавать планку?

─ По факту новые участники рынка не стали изобретать велосипед, а стали следовать за нами. В результате сейчас квесты продаются целиком на одну команду, при этом речь идет только о часе времени. Хотя, например, в США используется совсем другая модель, и там часто квесты проходят совершенно незнакомые друг с другом люди. Если говорить про принципы ценеообразования, то у нас есть свои критерии того, как стоимость прохождения квеста должна соотноситься с доходами в городе, порядком цен на кино, боулинг, бильярд, и чаще всего мы не ориентируемся на конкурентов. Наши цены оказываются или на верхнем уровне по рынку, или чуть выше. Но тут стоит сразу отметить, что у нас большая вилка цен, ─ почти в 2 раза. Так, для кошелька записаться на реалити-квест наиболее обременительно в выходные, но если есть готовность посетить их в рабочее время, то это будет самым доступным вариантом.

─ Складывается ощущение, что с одной стороны, на рынке есть люди, которые посетив одну локацию, захотят чуть ли не на следующий день посетить все остальные, а есть те, кто побывав в одной из локаций, пресыщаются и уже начинают интересоваться другими развлечениями, поставив у себя «галочку» о том, что квесты испробованы. По вашему опыту каково соотношение этих двух полярных категорий?

─ На мой взгляд, дело не в соотношении этих категорий, поскольку тех, кто сходил на хороший квест и не собирается идти на следующий — очень мало. Внутри нашей сети мы стараемся не повторять не то, что темы, даже отдельные задачи, поэтому у нас есть игроки, которые сыграли уже в 30 разных квестов «Клаустрофобии». Когда же речь идет про отдельных мелких квестостроителей, то им никак не удается избежать пересечения задач между собой и поэтому интерес игроков со временем падает из-за повторений.

─ В конце апреля «Клаустрофобия» запустилась в Новосибирске. Этого события участники рынка ждали давно. Ваш франчайзинговый партнер вначале планировал открыться в феврале, в итоге сроки сдвинулись, и после длительных испытаний удовлетворить всем вашим требованиям и официально запуститься удалось лишь сейчас. Насколько вам интересна Сибирь, как вы планируете в ней развиваться?

─ У нас есть довольно активная команда в Красноярске, мы их всем ставим в пример, есть локации в Томске, в Тюмени, в Новосибирске, идет строительство в Омске. Также уже работает квест в Кемерове.

─ На какие показатели в Сибири вы планируете выйти?

─ Мы не планируем показатели, мы планируем рекламные действия — и даже не мы сами планируем, а помогаем нашим партнерам.

─ Какие критерии играют наиболее весомую роль при выборе ваших франчайзинговых партнеров в регионах кроме их готовности быть таковыми?

─ Почти никаких. Готовность выдерживать высокое качество квестов, в том числе финансовая готовность. Самостоятельность.

─ Выбор городов для развития зависит только от наличия партнеров, или у вас есть приоритетные регионы для развития?

─ От партнеров. Казань, Нижний Новгород, Санкт-Петербург, Москва были нашими первыми городами присутствия, т.к на тот момент у нас действовали льготные условия по франшизе. Но выбор этих городов был обусловлен наличием там желающих развивать этот бизнес там. Мы сами не вкладываем деньги в регионы.

─ Ваш новосибирский партнер анонсировал нам планы по запуску локаций на территории США. Существуют ли какие-то географические ограничения зоны действия франшизы, или ваши партнеры могут запускаться в любой точке земного шара?

─ «Клаустрофобия» может быть где угодно. Сейчас вот ведем переговоры с Австралией.

─ Как вы оцениваете свою конкурентоспособность на международном рынке?

─ Я считаю, что все действующие игроки на международном рынке обеспечивают более низкий уровень качества квестов, чем мы. Однако я не могу сказать, что мы это капитализировали и в итоге добились коммерческого успеха. Пока под нашим брендом за границей работает 3-4 квеста. Речь об Украине, Эстонии и Голландии. В течение пары месяцев мы запустим локации в Германии и Белоруссии.

─ Используете ли вы какие-либо специфичные способы продвижения, выходя в новые регионы?

─ В основном мы используем каналы СМИ.

─ Практикуете ли вы эксклюзивные франшизы на тот или иной регион? Или закрепления территории за отдельным партнером не практикуется?

─ Эксклюзивная франшиза может появиться естественным путем, если один партнер построит достаточно локаций в маленьком регионе.

─ Изменились ли ваши требования к франчайзинговым партнерам в сторону ослабления в связи с ситуацией в экономике?

─ Нет.

─ Каков средний объем инвестиций в создание одной локации и сроки ее окупаемости?

─ От 2 000 000 руб на квест (на одной локации от 2 до 4 квестов). Окупаемость целиком зависит от маркетинговых усилий партнеров, минимум — от двух-трех месяцев после открытия.

─ Сколько составляет жизненный цикл одной локации, то есть срока, по истечении которого потребуется реконструкция?

─ Хороший квест в Москве может жить бесконечно долго, поскольку пропускная способность одного квеста — около 15000 человек в год при максимальной загрузке. В регионах — ну, несколько лет, в зависимости от размеров города.

─ Некоторые участники рынка, например «Выход» говоря о перспективных направлениях развития рынка реалити-квестов, видят перспективы в детских квестах и в синергии от совмещения кафе+квеста. А какие направления вы видите перспективными для бизнеса?

─ Мы строим детские квесты в Москве, будем развивать это направление и в ключевых регионах. Кроме того, у нас есть «Перформанс» — похожий формат, с более глубоким погружением в игровую реальность, тщательным антуражем и актерами. Планируем строить Перформансы в Питере, Красноярске, Нижнем Новгороде, Екатеринбурге.

─ Не так давно основатель одного из новосибирских реалити-квестов – FAUN, также открывающегося в Екатеринбурге, Сергей Лапушкин в разговоре с «КС» объявил о том, что планирует уйти из ниши реалити-квестов и перейти к «перформансам». Насколько такой подход вы считаете оправданным и перспективным для регионов России?

─ В регионах — не особенно. Затраты на строительство «Перформанса» в 3 раза выше, чем на строительство квеста, и даже при стоимости билета в 8000 — 12000 рублей прибыль с одного «Перформанса» такая же, как и с одного квеста.

─ Как вы считаете, в какие сроки может наступить насыщение данного рынка с учетом стремительного пополнения рынка новыми участниками?

─ Дешевые квесты и эффектные — как две несмешивающиеся жидкости. Дешевых уже достаточно, открывать новые сейчас уже смысла не имеет, а если вы собираетесь построить качественные — то тогда другая ситуация.

─ По вашему опыту, насколько быстро люди в регионах начинают различать между собой хорошие и плохие квесты?

─ В регионах до сих пор не отличают. Если говорить про Москву, то там скорее да, чем нет. Дело в том, что в столице есть публика, посещающая «перформансы». А раз она есть, значит люди понимают, зачем условно говоря платить десять тысяч за час впечатлений, хотя есть возможность заплатить две. Они чувствуют разницу в качестве и готовы ее оплачивать

─ В каком направлении на ваш взгляд будет развиваться рынок реалити-квестов в России в ближайшие годы?

─ В сторону расширения формата и роста эффектности квестов. Количество должно перерасти в качество.

─ Если говорить об аудитории реалити-квестов сегодня, то кто преимущественно их посещает?

─ А давайте зададимся вопросом, кто сегодня ходит в кино? Это люди всех возрастов, хотя молодежь и занимает значительную их часть. То же самое и у нас.

─ В какой степени у вас развит корпоративный сегмент? Видите ли вы потенциал в развитии на нем?

─ У нас есть соответствующие запросы. Проявляют интерес в том числе и event-агентства. Сейчас к нам обращаются с запросами для проведения корпоративов на 20-30 человек, Мы можем их разместить в одной локации, где расположено несколько квестов, речь в частности о Москве и Санкт-Петербурге. Это не очень хорошо, так как участников надо делить на команды по несколько человек. Кроме того, есть выездные квесты. В прошлом году мы опробовали квест в передвижном трейлере. Этот формат отличает значительная гибкость — квест можно было развернуть под мероприятие, потом свернуть и увезти в другое место. Наконец, есть корпоративные квесты разговорного типа, практически не требующие инвентаря. У нас есть желание сделать корпоративные квесты на команды от 10 человек. Пока мы не приступили к этому, но в этом году, скорее всего, сделаем.

─ Можно говорить о том, что рынок реалити-квестов в России еще находится в стадии зарождения: его отличает значительная фрагментированность, на него продолжают активно выходить новые компании, крупных игроков немного, а те, кто работают на этом рынке сейчас, ─ компании, фокусирующиеся именно на квестах. При этом, пока не зафиксировано случаев, когда на этот рынок выходили бы компании с солидной финансовой базой из других отраслей или игроки, которые вложили бы в свое развитие в этом сегменте кратно большие суммы, чем сейчас. На ваш взгляд, можно ли ожидать в ближайшее время, что эта ситуация изменится, и на рынок выйдут потенциальные «тяжеловесы» из других отраслей?

─ Не думаю, что на текущем этапе такое может произойти.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ