Выход красноярского «Медведь-Холдинга» в Новосибирск: гарантированный успех или потенциальный провал?

Приход нового сильного игрока из другого региона вызывает разные эмоции у участников рынка и потенциальных конкурентов.
Приход нового сильного игрока из другого региона вызывает разные эмоции у участников рынка и потенциальных конкурентов.

Вопреки текущей сложной ситуации на авторынке, в Новосибирск с брендом BMW планирует выйти один из крупнейших красноярских авторитейлеров ─ «Медведь-Холдинг» Николая Бякова. Действующий официальный дилер баварской марки в Новосибирске — компания «АвтоСтар-Сибирь» Дмитрия Малахова склоняется к возможности досрочного прекращения деятельности в рамках действующего договора с дистрибьютором. Выиграет или проиграет BMW от потенциальной смены дилера, правильный ли момент выбрал «Медведь-Холдинг» для экспансии и насколько прогнозируемым стал реализованный сценарий, «КС» обсудил с участниками авторынка Сибири.

Как и писал ранее «КС», предполагается, что автомобили BMW будут реализовываться «Медведь-Холдингом» из полнофункционального дилерского центра на Мочищенском шоссе, который сейчас занимает компания «Патриот Авто» с брендом Peugeot. Таким образом, при реализации такого сценария «Медведь Холдингу» не придется заниматься строительством дилерского центра, что сэкономит компании время для старта продаж в Новосибирске. Кроме того, по неподтвержденным данным, «Медведь Холдинг» планирует ставить на руководящие посты топ-менеджеров из своей красноярской команды, а не нанимать на такие позиции людей на местах.

В свою очередь действующий официальный дилер BMW в Новосибирске — компания «АвтоСтар-Сибирь» Дмитрия Малахова — вследствие такого развития событий не намерен делить рынок с красноярцами и может покинуть автодилерский рынок Сибири.

Мнения участников рынка о ситуации разошлись: одни увидели в «Медведь Холдинге» «новую кровь», способную оживить авторынок, другие ─ потенциально провальный проект, третьи уверены, что холдинг просто обречен на успех в Новосибирск.

Петр Панфилов, коммерческий директор «Тойота Центр Красноярск Запад» (ГК «Крепость», г. Красноярск), бывший управляющий директор дилерских центров Audi и Porsche ГК «СЛК-Моторс» (г. Новосибирск):

─ Наверно, стоит начать с того, что Дмитрий Малахов, как мне кажется, окончательно расставил приоритеты в пользу именно строительного бизнеса, когда запустил «Бетолекс». И если честно, я его хорошо понимаю. Грамотный, хорошо продуманный шаг. Принимая это во внимание – смена закономерна. Тем более, что сейчас автобизнес в России переживает очередные не самые лучшие времена. Работа с маркой – это всегда огромный пласт различных, в том числе инвестиционных обязательств и рисков, нести которые хочется, рассчитывая на морально приемлемый срок окупаемости. Все же, когда на рынке появляется «брендовый» близнец, этот срок можно смело умножать вдвое. Это мягко сказать не очень привлекательная перспектива в текущем состоянии рынка.

Что касается «Медведь-Холдинга», то это игрок с достойным портфелем брендов, серьезным сроком присутствия на рынке и строго ориентированным на автобизнес вектором, где все как и у всех определяется запасом финансовой и операционной прочности, как игрока, так и рынка. При наличии и того, и другого, во входе на Новосибирский рынок этого холдинга нет ничего неожиданного.

Если информация о площадке верна, то возможный выбор «Медведь-Холдингом» салона «Патриот Авто» на Мочищенском шоссе в качестве салона для BMW видится мне крайне правильным. Во-первых, инвестор сэкономил минимум год, на этапах проектирования, согласований и строительства объекта такого уровня. Во-вторых, в текущих условиях брать на себя инвестиционную нагрузку по строительству полнофункционального салона было бы много более финансово затратным процессом. В-третьих, если внимательно изучить генеральный план Новосибирска (до 2030 года), то окажется, что эта площадка находится в чрезвычайно перспективном месте. Особенно, когда строители начнут осваивать территорию «Старого Аэропорта», где по ряду объективных причин, уверен, построят жилье бизнес и премиум класса. Не раз лично был в этом автосалоне и нужно отдать должное, высоко оцениваю качество строительства этого центра. Хороший актив.

При этом, анализируя то падение продаж, какое постигло марку Peugeot с начала этого года как в Сибири, так и по России в Целом, не удивительным будет тот факт, если окажется, что собственники действительно рассматривают вариант продажи этого актива. Также может оказаться вполне очевидным то, что при сопоставлении вероятной суммы сделки в ценах до кризисного периода и на текущем этапе, «Медведь-Холдинг» может предположительно сэкономить до 40% от реальной до кризисной стоимости актива. Но это субъективно. По своему опыту могу сказать, что себестоимость строительства одного квадратного метра дилерского центра в зависимости от его уровня и концепции, колеблется в коридоре от 45 до 80 тыс. руб. и начинается с общей площади от 3500 кв.м. Не трудно посчитать объем необходимых инвестиций дополнительно «растянутых» во времени, если начинать такой проект с «чистого» листа. Поэтому я оцениваю потенциальную сделку между «Медведь-холдинг» и «Патриот Авто» как крайне выгодную для обеих сторон.

На вопрос о том, насколько правильное время выбрал «Медведь-Холдинг» для экспансии, отвечу так: на мой взгляд, кризис — это самое лучшее время для инвестиций, и чтобы они были успешными, этому должны способствовать 3 условия: во-первых, вы находитесь в ситуации, когда имеете профильные для покрытия рисков инвестирования резервы. Во-вторых, вы находитесь в ситуации, когда портфель обязательств четко сбалансирован и спрогнозирован во времени. В-третьих, вы находитесь в ситуации, когда взвешенно соотносите личные амбиции с реальными возможностями.

Нашим коллегам желаю успеха и удачи на новом рынке!

Андрей Болоков, бывший коммерческий директор «АвтоСтар-Сибирь» (г. Новосибирск):

─ События с BMW в Новосибирске одновременно и закономерны, и неожиданны. Закономерны, потому что можно говорить о том, что текущему дилеру ─ «АвтоСтар-Сибирь» ─ в запланированные сроки не удалось выполнить свои обязательства перед импортером в части строительства и запуска полнофункционального дилерского центра. Неожиданным, поскольку время на рынке для старта (ре-старта) марки было выбрано не самое благоприятное.

Говоря о том, будет ли «Медведь-Холдинг» лучше представлять BMW в Новосибирске, чем действующий дилер, я думаю, что в текущих условиях ситуация вряд ли кардинально изменится, если речь вести о штуках и доле рынка. Бренд стабильно в лидерах среди автомобилей премиум-сегмента. Единственное преимущество здесь ─ диверсифицированный портфель брендов у «Медведь-Холдинга», чем не мог похвастаться «АвтоСтар-Сибирь». Это позволяет каждому бренду в отдельности чувствовать себя финансово устойчивее.

Если мы говорим о клиентском сервисе, то безусловно у «Медведь-Холдинга» по моему мнению присутствует огромнейший опыт коммуникаций с клиентом. Также стоит констатировать высокую компетенцию дилера в вопросе послепродажного обслуживания. Здесь у «Медведя» на мой взгляд, конкурентное преимущество. И главным образом за счёт этого они могут задать тон среди конкурентов.
Решение о выходе «Медведь-Холдинга» в Новосибирск, наверняка, принималось не вчера и даже не месяц назад. Насколько мне известно, выход планировался в 4-м квартале 2014 года. В связи с кадровыми изменениями в структуре самого импортера (ухода Вольфганга Шлимме с поста главы BMW Group Russia и назначения на эту позицию Елены Смирновой, ранее генерального директора «Ауди Россия» – «КС»), запуск был технически перенесен на некоторое время.

Само «политическое» решение было принято задолго до сегодняшнего дня. С учетом текущей экономической ситуации, максимум была актуализация предварительных договоренностей. Как видим, импортер и новый дилер не отказались от своих планов.
Безусловно нельзя не принимать во внимание ситуацию на рынке. Если мы проживем до осени без каких-либо новых колебаний и потрясений, то дно авторынок нащупает ближе к августу-сентябрю. Если ситуация обострится, то возможна вторая волна массовой скупки автомобилей и других товаров.

Мне сложно судить о стоимости привлекаемых денег под проект в Новосибирске, т.к. я лично не знаком с финансовыми возможностями «Медведь-Холдинга». Но не исключаю, что финансирование данного проекта может вестись в большей степени за счёт собственных средств. В любом случае, только время покажет целесообразность появления нового игрока на рынке Новосибирска.

Андрей Еловенко, экс-директор по развитию ГК «Автоград» (г. Тюмень, утвержденный кандидат в официальные дилеры BMW в Новосибирске в 2009 году):

─ У компании BMW было несколько неудачных попыток присутствия в различных городах Сибири, и среди них как раз Новосибирск и Сургут. По нашему опыту работы, BMW ─ тяжелый, убыточный в текущих условиях бренд, и именно поэтому «Автоград» отказался от работы с этим брендом в Сургуте.

Дилерский бизнес по BMW хорошо работает, если его владелец ─ известный в городе человек, который персонально может заниматься продажами автомобилей данной марки. Это классический формат для BMW. Если же дилерством бренда занимаются многопрофильные холдинги или автомобильные группы, то такие бизнесы по факту не достигают поставленных целей. Из бизнеса по BMW можно сделать доходный, но тогда надо им полностью жить. Исходя из этого, я не представляю, что нужно сделать, чтобы на расстоянии эффективно управлять таким бизнесом. Тем более, что время сейчас очень сложное. Поэтому я уверен, что проект в Новосибирске обречен на провал. Но если у «Медведь-Холдинга» это получится, я сниму шляпу перед их профессионализмом.

Сергей Нощик, генеральный директор ГК «СИАЛАВТО» (официальный дилер KIA, Citroen, Renault в Красноярске):

─ На мой взгляд, выход «Медведь-Холдинга» в Новосибирск закономерен, исходя из наличия у компании наработок в вопросах управления дилерскими центрами за пределами основного региона присутствия (т.е. за пределами Красноярского края) и тиражируемости бизнес-процессов. По мнению некоторых участников, далеко не все дилерские центры в Новосибирске отвечали современным стандартам бизнеса со стороны дистрибьюторов. Поэтому учитывая, что у «Медведь Холдинга» есть положительный опыт работы в других регионах Сибири за пределами Красноярского края, в компании не зря приняли решение о выходе в Новосибирск.

Насколько вовремя холдинг осуществляет экспансию, покажет время. Однако анализируя, каким образом он входят в город, у его представителей есть убежденность в актуальности и правильности выбранных действий. Думаю, что шаг по вытеснению действующего дилера – «АвтоСтар-Сибирь» был спланирован давно и досконально продуман.

Что касается оценки действий «Медведь-Холдинга» с точки зрения экономической ситуации, то здесь делать выводы сложно, т.к. нет соответствующих данных для анализа. Если речь идет по пути замещения «АвтоСтар-Сибирь», то на мой взгляд, они однозначно справятся, покажут хороший результат и смогут побороться с дилерами другими премиальных брендов. Если в силу тех или иных причин «АвтоСтар-Сибирь» также останется действующим дилером BMW, то тогда «Медведь-Холдингу» будет сложнее. Но они априори сильнее, поэтому с течением времени, скорее всего, все равно победят.

Если же говорить о модели продаж, то я не думаю, что у компании будут сложности в связи с тем, что действующий дилер лучше знаком с новосибирским истэблишментом. У многих дистрибьюторов действительно есть желание, чтобы автомобили премиум-класса продавал директор или собственник салона. Однако это не является определяющим фактором в случае наличия профессионального менеджмента. Если будем сопоставлять дилерский центр, где продажами занимается собственник и дилерский центр, где лучше поставлены бизнес-процессы, я думаю, второй вариант будет более конкурентоспособным.

Дмитрий Климов, коммерческий директор автоцентра «АнгарА» (официальный дилер BMW в Иркутске, входит в состав ГК «ТеррА»):

─ Мне сложно судить о ситуации в Новосибирске, потому что информации от дистрибьютора марки по этому вопросу у нас не было. Не могу сказать, что новость о грядущем появлении нового дилера стала неожиданностью. «АвтоСтар-Сибирь» продолжительное время осуществлял реализацию автомобилей из сугубо временного салона, что не могло не отразиться на позиции дистрибьютора по этому вопросу.

Красноярский «Медведь-Холдинг» я могу охарактеризовать как сильного регионального дилера BMW, отличавшегося большими продажами. Неожиданным я бы назвал не его выход в Новосибирск, а то, что никто из местных локальных игроков не заинтересовался таким брендом, как BMW. Сложно прогнозировать, как поведет себя баварская марка в Новосибирске с «Медведь-Холдингом», однако в любом случае новая кровь должна потихоньку менять ситуацию в регионе. Во многом все зависит от средств, вкладываемых «Медведь-Холдингом» в Новосибирск.

Павел Костенко, генеральный директор ЗАО «СТС-Автомобили» (официальный дилер Mercedes-Benz в Новосибирске, Кемерове и Томске):

─ Мы лично не знакомы с «Медведь-Холдингом», но любая потенциальная смена дилеров среди премиум-брендов, как правило, оказывает негативный эффект на весь рынок в целом. Подобные ситуации приводят к тому, что у клиентов и потенциальных покупателей появляются на этом фоне опасения по поводу действующих автодилеров. Поэтому в данном вопросе нельзя говорить о том, что нам лучше, когда становится хуже конкурентам.

Дмитрий Башмаков, сооснователь и бывший соучредитель «АвтоСтар-Сибирь»:

─ Дмитрий Малахов — мой товарищ. Мы друг другу помогаем, часто созваниваемся, иногда обедаем вместе. Но я, честно говоря, не в курсе информации о том, что он возможно уходит из автобизнеса. Если это так, то могу только предполагать, почему. Думаю, у него в приоритете более крупные проекты, они требуют от него больше времени и внимания.

О себе могу сказать: когда я занимался автобизнесом, понял, что он мне не интересен. Мне не очень нравится работать по шаблонам, но в этом деле иначе не получается. Напрягает, когда ты не можешь привнести новое, когда твои действия ограничены франшизой. Я понимаю, что некоторые вещи могу сделать лучше, но приходится идти по накатанной. А это совсем не мое.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ