«Наши клиенты имеют взаимную выгоду»

Первый заместитель председателя совета директоров Альфа-Банка, экс-вице-премьер Правительства РФ Олег Сысуев
Первый заместитель председателя совета директоров Альфа-Банка, экс-вице-премьер Правительства РФ Олег Сысуев

Под таким лозунгом в Новосибирске прошла Конференция «Клуба клиентов» Альфа-Банка, на которую приехал из Москвы топ-менеджмент банка. То, что крупнейшие финансовые корпорации страны стали активнее вовлекать своих клиентов в деловое партнерство друг с другом, говорит о тренде на формирование стратегических взаимовыгодных отношений поставщиков товаров и услуг B2Bc потребителями в сегменте малого и среднего бизнеса (МСБ). Примечательно, что топ-менеджеры банка были приятно удивлены уровнем развития этого сегмента в Новосибирске и выразили надежду, что вся Россия последует по этому пути.

Прошедшее в Новосибирске 16 апреля масштабное мероприятие было призвано показать, что делает Альфа-Банк совместно с партнерами, чтобы малый бизнес клиентов процветал. Среди наиболее ярких моментов конференции можно выделить выступление зампредседателя совета директоров Альфа-Банка, экс-вице-премьера правительства РФ Олега Сысуева (см. материал в этом же номере «КС»), содержательный телемост с главным экономистом Альфа-Банка Наталией Орловой и полуторачасовой тренинг известного гуру в сфере маркетинга Игоря Манна по теме, как за 10 дней улучшить любой бизнес.

Современные вызовы

С большим вниманием собравшиеся представители бизнеса слушали телемост с авторитетным экспертом, главным экономистом Альфа-Банка, руководителем Центра макроэкономического анализа Наталией Орловой.

По ее словам, в данный момент российская экономика находится в «боковом тренде». Мы столкнулись со структурными ограничениями и дефицитом инвестиций. Для того чтобы экономика росла по 5–6% в год, необходимы структурные реформы. Это вопрос госполитики и изменения правил экономической «игры». Государство к этому пока не готово. А при статистической погрешности в 1%, когда говорят об экономическом росте чуть более 1% в год, реально он около нуля.

Вторым важным трендом является то, что за последние 20 лет число экономически активных граждан в России сократилось на 14 млн человек. А с 2013 года демографический фактор еще более ухудшился. В связи с вышеупомянутыми факторами практически все эксперты, как пояснила Наталия Орлова, считают, что российская экономика может расти со скоростью, не превышающей 1–2% в год. А попытки стимулировать рост денежными вливаниями лишь усилят инфляцию. Это не проблема недостаточного спроса. Суть в том, что в нашей стране дорогой труд и не хватает производственных мощностей.

Третьим важным трендом можно выделить появление новых ограничений, связанных с падением суверенного рейтинга страны до «мусорных» уровней, «отключением» России от мировых рынков капитала и дорогими деньгами. В данных условиях экономический рост даже на уровне 2% в год может оказаться недостижимой высотой.

Еще в 2008–2009 годах экономика вышла на новый уровень реальных процентных ставок (кредиты около плюс 3%, депозиты минус 5–8%). Крупный всплеск стоимости денег произошел в конце 2014 года. Но еще раньше деньги начали расти в цене из-за бегства капиталов. Сегодня, когда потеряны источники зарубежного финансирования, ключевой потребностью становится доступ к внутренним ресурсам.

Четвертой важной особенностью является то, что проводившаяся правительством РФ начиная с 2008–2009 гг. модель роста опиралась на поддержку потребления. Она реализовывалась через перераспределение доходов от частного сектора к физическим лицам через рост налогов и зарплат. В результате уровень потребления в 2014 году на 22% превысил показатель 2012 года.

Пятым немаловажным трендом является то, что без запуска инвестиционного роста и «таргетирования» (сдерживания) инфляции экономика России обречена на стагнацию. Например, проводившееся правительствами Мексики и Польши таргетирование инфляции до 8% в год дало этим странам 3–4% экономического роста. Кроме того, необходимо переориентировать экономику на сбережение.

Неспособность запустить инвестиционный рост повлечет за собой соскальзывание страны в девальвационно-инфляционную спираль. Также девальвации способствует нервозность на финансовом рынке, включая санкции. Только низкая инфляция обеспечит стабильность рубля и запустит инвестиции. Большая проблема в том, что при низкой инфляции нерентабельные компании будут вынуждены уйти с рынка.

Вместе с тем, по словам Наталии Орловой, инфляцию в РФ в современных условиях сложно замедлить. 60% расходов федерального бюджета составляют социальные статьи. Сильно выросли расходы на оборону. По итогам 2015 года прогнозируемый уровень инфляции составит 11%.

Об укреплении рубля и доступности финансов

Основная новость последнего месяца — укрепление рубля. Из-за паники на финансовых рынках и геополитических рисков рубль был сильно «перепродан» в конце 2014 года. Фундаментальный курс рубля в 2015 году находится на уровне 50–55 за доллар США. В связи с приближением времени уплаты налогов на ближайшие несколько месяцев интервал может составить 45–50 руб. за $1. По словам Натальи Орловой, многие иностранные инвесторы начинают снова присматриваться к российским активам. Когда иностранный капитал начнет приходить, появится база для дополнительного укрепления российской валюты. Банк России уже обеспокоен, на его взгляд, «чрезмерным» укреплением рубля.

Что касается доступности финансов, то банковский сектор страдает от плохих долгов, и государство будет вынуждено его поддерживать. Уже сегодня, если бы Банк России не проводил масштабные вливания в банковский сектор страны, процентные ставки были бы на 3–4% выше текущего уровня, убеждена Наталья Орлова. Европейские санкции могут быть сняты относительно быстро. Для США же 3–5 лет санкций — не срок. «Поэтому нам нужно делать ставку на внутренние сбережения и прямых иностранных инвесторов. А чтобы вкладчики стали сберегать, реальные депозитные ставки должны стать из отрицательных положительными», считает эксперт.

2015 vs 2008

Если сравнивать теперешний кризис с предыдущим, то последний мы прошли не в изоляции, а со всем миром, констатирует Наталья Орлова. Кроме того, до 2008 года ситуация характеризовалась значительным притоком капитала. Тогда как последние несколько лет экономика теряла по $60 млрд в год. Поэтому 2014 год с точки зрения доверия и настроений сложнее 2008 года.

О влиянии кризиса на рынок недвижимости

Во многих странах Запада население брало деньги в кредит с высоким плечом и инвестировало в недвижимость. Поэтому в кризис обвал рынка недвижимости сильно усугубил ситуацию.

В России рынок сильно монополизирован, а население инвестирует в недвижимость в основном собственные средства, как в «тихую гавань». Достаточно будет, если цены на рынке недвижимости не будут расти вместе с инфляцией.

Прогнозы

Прежде чем снова ухудшиться, настроение рынка должно восстановиться. По прогнозам Натальи Орловой, в ближайший год геополитическая ситуация вокруг России если не улучшится, то будет умеренной. Экономическая ситуация тоже будет стабильной или немного улучшится.

Со второй половины 2016 года по мере избавления рынка от иллюзий стоит готовиться к новому раунду ослабления рубля. Темпы экономического роста на ближайшие 3–5 лет составят 1,5–2% в год. А высокая стоимость денег будет еще больше сокращать потенциал роста.

«Таким образом, проблемы есть. Однако поскольку объем внешнего долга невелик, ситуация не катастрофична. Основная сложность — в отсутствии «точек роста» российской экономики», сделала вывод Наталья Орлова.

ПРЯМАЯ РЕЧЬ

Топ-менеджеры банка из Новосибирска и Москвы пояснили, что такое «Клуб клиентов» и чем обусловлено то, что они несколько лет назад стали уделять пристальное внимание сегменту МСБ.

«КС» приводит основные тезисы топ-менеджмента банка, прозвучавшие на конференции.

Денис Осин, руководитель Блока «Массовый Бизнес» Альфа-Банка (Москва):

— После кризиса 2008–2009 гг. Альфа-Банк понял, что большой сегмент рынка (5 млн компаний МСБ) был им не охвачен. Вместе с тем компаниям в данном секторе нужны довольно простые и удобные финансовые решения, качественное расчетно-кассовое обслуживание. Потребность в банковских услугах у предприятий увеличивается с развитием бизнеса. Мы строим нашу работу на уважении к бизнесу, для нас важен каждый клиент. Мы считаем, что бизнес малым не бывает. С помощью простых и понятных банковских и нефинансовых сервисов мы создаем для наших клиентов среду для развития и роста их бизнеса. Очень хочется, чтобы доля МСБ в ВВП России, сегодня составляющая всего около 20%, достигла уровня развитых стран 50–65%.

Сегодня в Альфа-Банк по всей стране ежемесячно приходит на обслуживание около 10 тысяч малых и средних предприятий. Доля рынка банка в данном секторе 2,8% (из 4,7 млн субъектов МСБ). В некоторых городах, например, в Мурманске, она достигает 15%. Наша цель — достичь 5% общероссийского рынка к 2017 году.

Партнерские программы Альфа-Банка открывают нашим клиентам массу дополнительных преимуществ. Зайдите на сайт нефинансовых услуг club.alfabank.ru и убедитесь сами. Кроме таких страничек сайта, как «Удобные сервисы», «Экономьте с нами» и «Истории успеха», есть и «Специальные предложения от партнеров».

Здесь любой корпоративный клиент Альфа-Банка может выбрать из таких разделов, как «Конструктор сайтов», «Привлечение клиентов через Интернет», «Система для ведения продаж (CRM), «Поиск профессионалов», «Интернет-бухгалтерия», «Управление торговлей и складом», «Онлайн-образование», «Услуги связи для бизнеса», и ряда других. Например, «Яндекс.Директ» облегчает онлайн-торговлю с помощью контекстной рекламы, «Билайн» — комплексный пакет, включающий месяц бесплатного корпоративного обслуживания и Интернета, Headhunter — поиск высококвалифицированного персонала на беспрецедентно льготных условиях. И это только федеральные партнеры! Региональным партнером может стать любое предприятие. Главное, чтобы оно имело хорошую репутацию на рынке, предоставляло субъектам МСБ востребованные продукты и услуги на эксклюзивных условиях при оптимальном соотношении цены и качества.

Красивая девушка обычно красива не оттого, что это говорит. Так же и с банками. Клиенты видят сами, какой банк лучше. Важно не просто открывать расчетные счета и предоставлять РКО. Нужно стараться давать предприятиям, пришедшим на обслуживание в банк, максимум финансовых и нефинансовых услуг, помогать им развивать бизнес. Сегодня клиентская база Альфа-Банка прирастает на 100% в год, и этот сегмент занимает в ней уже 25%. Причем из вновь приходящих в Альфа-Банк предприятий лишь 20% стартапы. Все остальные — клиенты других банков.

Зарплатные проекты, дебетовые карты, возможность пользоваться интернет-банком стали привычными и удобными вещами, облегчающими жизнь каждого из нас, и человек не должен чувствовать себя ущемленным только оттого, что трудится на небольшом предприятии. Наши комплексные решения помогают эффективно распоряжаться не только деньгами компании, но и личными финансами, предоставлять удобные варианты обслуживания для супругов и для семьи.

Чтобы помочь нашим клиентам оптимизировать банковское обслуживание, мы задаем им неудобные вопросы, которые они сами себе не задают. Например, «Какой смысл платить за обслуживание в четырех банках?» А также предлагаем удобные для них продукты. Например, еще недавно «бомбой» на рынке была корпоративная карта Альфа-Банка, позволяющая иметь доступ к расчетному счету 24 часа в сутки и инкассировать выручку семь дней в неделю через наши банкоматы. Вместе с тем комплексный подход к обслуживанию клиентов должен практиковаться всей банковской системой. Один даже крупный банк кардинально ситуацию не улучшит.

Максим Куракулов, директор по массовому бизнесу Альфа-Банк (Новосибирск):

— Всего несколько лет назад у нас обслуживалось 500, а сегодня около 8 тыс. клиентов — организаций МСБ, или около 10% новосибирского рынка. Может быть, потому что мы много работаем над улучшением клиентского сервиса, стремимся к тому, чтобы нас воспринимали как надежного партнера, клиентская база и растет. В «Клубе клиентов» Новосибирска у нас 31 партнер, из которых известных федеральных брендов лишь несколько. Главное условие для партнера — чтобы он предоставлял качественные востребованные услуги в секторе B2B и давал всем остальным нашим клиентам эксклюзивные условия. Наиболее востребованные услуги партнеров — это юридические и бухгалтерские услуги. Однако популярны и такие, как доставка питьевой воды в офис, охрана, услуги связи, рекрутинг. Набор партнерских услуг в зависимости от востребованности динамически меняется. И самое важное — Альфа-Банк не зарабатывает на этом. Мы создаем возможности для партнерства между нашими клиентами. Клиенту Альфа-Банка достаточно зайти в перечень партнеров «Клуба клиентов» на портале club.alfabank.ru, выбрать поставщика из нужной категории, заказать товар и оплатить его со своего счета в Альфа-Банке.

НА ПРАВАХ РЕКЛАМЫ

ТОЧКА ЗРЕНИЯ

«Жизнь длиннее любого кризиса. Поэтому надо думать и действовать стратегически»

В ходе конференции «Клуба клиентов Альфа-Банка» в Новосибирске первый зампредседателя совета директоров АО «Альфа-Банк», бывший вице-премьер РФ ОЛЕГ СЫСУЕВ, не стесняясь в выражениях, поведал аудитории, есть ли «свет в конце тоннеля», как предприятиям выживать в кризис и какую стратегию (и почему) выбрал Альфа-Банк.

— Сегодня правительство считает, что последний российский кризис оказался не таким глубоким, как все опасались в декабре 2014 года. Оно избаловано высокими мировыми ценами на российскую нефть. В мою бытность в правительстве РФ государственный бюджет сводился из расчета $10 за баррель. Но правительству хочется, чтобы мировые цены вернулись к отметке $100 за баррель, и тогда ничего не надо было бы делать.

Однако пока не будет реальных реформ, реальной борьбы с коррупцией, независимых судов, пока частная собственность не станет главенствующим институтом экономики, мы будем «шарахаться» вслед за колебаниями мировых цен на нефть, и стабильного роста не будет. Не говоря о том, что главная парадигма текущей российской власти — сохранение социально-политической стабильности. Например, поэтому не принято тревожить такую проблемную отрасль, как ЖКХ.

Хочу прокомментировать и стратегию выживания в кризис. Как сказал сенатор Конгресса США, бывший летчик ВВС США Маккейн, среди попавших во время «вьетнамской войны» во вьетнамскую тюрьму американских военнослужащих быстрее всех погибали и ломались оптимисты, надеявшиеся, что им повезет. Чуть медленнее теряли человеческий облик ни на что не надеявшиеся пессимисты. Выживали же те, кто верил в то, что этот его личный кризис обязательно закончится, надо только быть постоянно готовым к этому «солнечному завтра».

Если говорить про Альфа-Банк, то мы пережили 21 год турбулентной новейшей истории России и понимаем, что это единственно правильная философия. Группа Альфа-Банка выросла из обычного московского кооператива, занимавшегося мойкой окон и продажей билетов в театры. Сегодня это самостоятельный универсальный частный финансовый институт, использующий инструменты поддержки бизнеса и работающий во всех секторах экономики.

Жизнь длиннее любого кризиса. Поэтому надо думать и действовать стратегически. Чтобы прожить долгую и счастливую жизнь, необходимо придерживаться фундаментальной этики бизнеса, общечеловеческих принципов. Следует понять, что честным быть выгодно, и двигаться вперед.

Недавно группа Альфа-Банка продала принадлежавшие ей активы ТНК BP госкомпании «Роснефть». Вырученные средства вложены в инвестиционный фонд Letter One, который будет инвестировать в нефтяные и телекоммуникационные активы за рубежом. Тем не менее в группу до сих пор входят розничная сеть X5 Retail Group, управляющая активами юридических и физических лиц и из года в год показывающая положительную реальную доходность компания Alpha Asset Management, сильная в медицинском страховании СК «Альфа-Страхование», «Росводоканал» (водоканалы в восьми городах РФ). Также группе принадлежит крупный пакет акций в компании «Вымпелком», которой принадлежит торговая марка «Билайн».

Поскольку дети — наше будущее, стоит упомянуть благотворительный фонд помощи тяжелобольным детям «Линия жизни», занимающийся сбором средств на операции детям стоимостью свыше $5 тыс. А также стипендиальную программу, предоставляющую стипендии первокурсникам в 12 регионах страны. Мы рады, что российские дети, слава богу, свободны от наших социальных оков, им наплевать на авторитеты, и они лишены понимания, что самое главное в этой стране — лояльность…

Самое молодое направление, которое разрабатывает Альфа-Банк, — малый и средний бизнес. Конечно, многое зависит от отношения к МСБ государства и бизнеса. Пока отношение не очень, но мы довольны приростом клиентской базы в секторе МСБ и рассчитываем на дальнейшее его расширение.

Когда в России начинались рыночные реформы, все надеялись, что придет рынок и все отрегулирует. До сих пор это не совсем так. Мы рассчитываем на то, что в России когда-нибудь, в том числе и с нашей помощью, воцарятся экономически обоснованные отношения между бизнесом и потребителями товаров и услуг.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ