Пивовары требуют прекратить практику «презумпции виновности» бизнеса

Введение лицензирования на производство пива способно привести к исчезновению с рынка малых и средних пивоварен, а внедрение ЕГАИС и ограничение объема ПЭТ-тары для пива до 0,5 л приведут всю пивоваренную отрасль к краху в и без того тяжелых экономических условиях — такие мнения звучали 15 апреля на 4-м международном форуме «Актуальные проблемы и перспективы рынка пива».

В Новосибирском экспоцентре на форуме «Актуальные проблемы и перспективы рынка пива» 15 апреля собрались представители правительства Новосибирской области и мэрии города, Межрегиональной ассоциации экономического взаимодействия субъектов РФ «Сибирское соглашение» (МАСС), руководители общественных бизнес-объединений региона и участники рынка пива.

Напомним, что в последние годы в отношении пивоваренной отрасли и участников пивного рынка правительством РФ предпринят ряд ограничительных мер, среди которых запрет на рекламу, ограничение по времени и месту продажи напитка, запрет на продажу пива в нестационарных объектах, повышение акциза в пять раз за период с 2009 года. Обсуждается также экстремальное сокращение объема пластиковой пивной тары до 0,5 л. Заявленная цель изменений — снижение алкоголизации населения. Правда, пока этой цели пытаются достигнуть, ограничивая рынок пива. Рынок крепкого алкоголя и теневую его часть, которая, по различным оценкам, составляет от 40% до 60%, таким потрясениям пока не подвергают.

Результаты такой стратегии не могли не сказаться на состоянии пивного сектора. По данным Союза российских пивоваров, за последние пять лет падение рынка пива в РФ составило более 30%.

В отраслевом объединении, ссылаясь на данные института экономической политики имени Е. Т. Гайдара, отмечают, что пивовары вносят более 50% акцизных поступлений от алкогольной продукции и обеспечивают около 1% ВВП страны. По итогам 2014 года акцизные отчисления российских пивоваренных производств составили 146,3 млрд рублей. Эксперты института экономической политики оценивают последствия регулирующих действий в отношении пивоваренной отрасли как эквивалентные потере 59 млрд рублей в ценах 2013 года.

Комментируя один из самых опасных для отрасли законодательных рисков по фактическому запрету ПЭТ-упаковки для пива, председатель Совета Союза российских пивоваров, председатель совета директоров ОАО «САН ИнБев» Андрей Губка отметил, что запрет какого-либо вида упаковки некорректен. «На рынке должен оставаться выбор. Выбирать должен потребитель, это же касается и рецептуры», — считает Андрей Губка. Региональные производители воспринимают инициативу по запрету ПЭТ как издевку. Исполнительный директор «Пивоварни Лобанова» Дмитрий Тимохин в своих оценках этой инициативы высказался более резко: «Почему применительно к пивоварам вновь и вновь применяют презумпцию виновности? Мы — региональное предприятие, платим все налоги, соблюдаем все законы, но нас, пивоваров, постоянно пытаются уличить в том, что мы якобы что-то утаиваем. Рынок пива — наиболее прозрачный. Еще хочу отметить, что почему-то инициаторы запрета ПЭТ не учитывают, что потребитель вправе сам выбирать, в какой таре и какой напиток ему покупать. В сложившейся ситуации у нас будет еще много потрясений, но я надеюсь, что наши законодатели все-таки начнут думать, как достичь основной цели, обозначенной ими, — снижения злоупотреблений алкоголем. Сейчас же эта цель теряется в борьбе с законопослушными представителями пивоваренной отрасли».

Еще одно новшество, которое планируется ввести с 1 июля 2015 года на пивоваренных производствах, выпускающих более 300 тыс. дал, — внедрение системы ЕГАИС. Затем к ЕГАИС должны быть подключены оптовые организации, осуществляющие оборот пива, а в 2016 году — и розница. «Основная проблема для производственников — это горящие сроки, в которые необходимо внедрить эту систему контроля. Но для подготовки к этому серьезному новшеству, — говорит Андрей Губка, — остается всего несколько месяцев. Нормативный акт не проработан, а существующее оборудование, которое было установлено на производствах крепкого алкоголя, требует доработки для пивоваренной отрасли».

Кроме того, по словам участников дискуссии, пивовары понесут и существенные затраты, так как оборудование одного рабочего места для оператора системы ЕГАИС (а на каждом предприятии их, вероятнее всего, будет несколько) потребует от 700 тыс. рублей до 1 млн рублей. «Также при этом стоит учесть, что каждый крупный производитель имеет порядка 300—500 складов, которые тоже должны быть оснащены ЕГАИС», — добавил Андрей Губка.

Другая регулятивная мера, которую обсудили участники пивного рынка в Новосибирске, — введение лицензирования на производство пива. Как пояснила во время обсуждения начальник управления лицензирования Новосибирской области Галина Терешкина, введение лицензирования необходимо в силу того, что такая мера учета, как декларирование продажи пива, на данный момент не выполняет своей функции: «Мы столкнулись с такой проблемой, что мы не знаем всех продавцов пива. У нас никогда не сходятся декларации, которые сдают производители, оптовые и розничные продавцы. Это всегда сопровождается огромными разрывами. Мы подумали, что, может быть, хотя бы лицензирование как-то упорядочит этот процесс». При этом участники рынка недоумевают: может быть, стоит сначала навести порядок на рынке и систематизировать процессы подачи деклараций, прежде чем вводить дополнительные ограничения?

Малые пивовары ждут лицензирования как катастрофы для своего бизнеса: «Если всей отрасли будет грозить лицензирование, то крафтовые пивоварни просто закроются, так как экономически это будет нецелесообразно», — отметил исполнительный директор ЗАО «Капитан» Евгений Быков. Он отметил, что до сих пор нет понимания, сколько будет стоить такая лицензия, но если ее стоимость будет аналогична лицензии на производство крепкого алкоголя — это огромные средства для малого и среднего бизнеса. Галина Терешкина в свою очередь заметила, что сейчас для пивоваров продумывается более щадящий вариант лицензирования.

Из позитивных явлений Андрей Губка отметил заморозку ставки акциза на 2015 год, но при этом сообщил, что ввиду снижения покупательской способности населения предпосылок к развитию отрасли не наблюдается. По итогам 2014 года пивной рынок сократился на 8,4%.

Председатель Комитета поддержки развития малого и среднего предпринимательства мэрии г. Новосибирска Сергей Дьячков в оценке ситуации встал на сторону бизнеса: «Чем больше условий, чем больше бумажек, тем для бизнеса хуже. Я считаю, что чем меньше запретов, тем бизнес будет больше нам верить. Что ожидают представители бизнеса? Что сейчас чиновники еще что-нибудь такое введут. Я полагаю, что усложнение деятельности пивного рынка пролоббировано. Давайте жить проще, давайте верить друг другу. Если 90% рынка производителей пива платят налоги, то зачем им усложнять условия? Понятно, что у города не так много полномочий. Но я считаю, что чем больше мы дадим людям зарабатывать, тем больше они создадут рабочих мест, больше будут платить налогов. От этого будет хорошо, в частности, государству и муниципалитету. Если мы получим негативное влияние на общество, то будем балансировать ситуацию. Мы мечемся из одной стороны в другую. Во мне прежде всего говорит гражданин. Наши граждане должны зарабатывать, платить налоги, а государство должно о них заботиться».

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ