НКВЗ нажал на тормоза

Одно из крупнейших машиностроительных предприятий Кузбасса — ОАО «Новокузнецкий вагоностроительный завод» — может в скором времени полностью остановить работу. Как стало известно «КС», в прошлый вторник на общем собрании представители региональной власти буквально заставили собственников «сказать людям правду». Правда заключалась в отсутствии заказов и невозможности найти новые. 9 апреля работники НКВЗ получили уведомление о сокращении.

По официальным данным, планируется высвободить 882 человека. Мэр Новокузнецка Сергей Кузнецов, ранее возглавлявший предприятие, обещал свой «многострадальный коллектив в обиду не дать», и лично ездил на предприятия города, проводя переговоры о предоставлении вакансий. Дела НКВЗ не удалось поправить и экс-совладельцу холдинга «Сибуглемет», миллиардеру Александру Щукину. В марте он приобрел 51% акций ОАО «Новокузнецкий вагоностроительный завод». Однако сегодня, по данным «КС», из капитала вышел, успев удивить всех своеобразными антикризисными мерами.

«Условия, в которых вынуждено работать предприятие в течение последних месяцев, являются исключительно тяжелыми, — сообщила «КС» заместитель губернатора Кемеровской области по промышленности, транспорту и предпринимательству Екатерина Кутылкина, — образовалась задолженность по заработной плате, продолжает расти задолженность по налоговым платежам и по кредитным обязательствам. Рынок сбыта продукции практически сведен к нулю», — добавила она. По данным обладминистрации, в 2014 году фактическая загрузка производственной мощности предприятия составила 21,2%. Произведен 1061 полувагон, что составляет около 2% отечественного рынка, при этом номинальная производственная мощность равна 4320 полувагонов в год. В апреле будет выполнен последний заказ на изготовление 127 полувагонов. «Администрацией завода и собственниками продолжается деятельность по реализации антикризисных мер, — отметила Екатерина Кутылкина, — организован участок по разделке вагонов с истекшим сроком эксплуатации; проводятся переговоры с профильными инвесторами в лице грузовых компаний на предмет размещения заказа на производство полувагонов или перехода завода под управление компании».

Сотрудники завода рассказали «КС», что производство простаивает уже 1,5 года. «То металла нет, то литья нет, то колесных пар. Неделю, месяц, полтора месяца поработаем и опять встаем», — сетовали собеседники «КС». Из-за проблем завода, по их словам, большинство людей трудятся по графику 2/3 (два дня являются рабочими, три — выходными), а средняя заработная плата на предприятии упала до 15–18 тысяч в месяц. Согласно отчету о работе завода, за 2013 год она составляла 32 тысячи рублей.

Сегодня перспективы не только ОАО «НКВЗ», но и всех российских вагоностроителей выглядят как минимум неоптимистично. По результатам 2014 года отечественные производители выпустили 54,5 тыс. грузовых вагонов, для сравнения: в 2013-м — 71 тыс. По данным исполнительного директора НП «Объединение вагоностроителей» Василия Варенова, прогноз на текущий год — всего 40 тысяч. По его мнению, начиная с 2013 года «наблюдается самое серьезное снижение потребления, производства и реализации грузового подвижного состава». Ключевых проблем две — уменьшение объема грузоперевозок и избыточное количество на сети вагонов с истекшим сроком эксплуатации. Сегодня каждый четвертый действующий вагон можно отправить на пенсию, а это около 300 тыс. единиц. Такая ситуация ведет в том числе к падению производства новых вагонов. Однако против инициативы производителей подвижного состава запретить эксплуатацию вагонов с истекшим сроком эксплуатации выступает ряд крупных операторов. Решить вопрос пока не удается.

В пресс-службе ОАО «Новокузнецкий вагоностроительный завод» «КС» сообщили, что резкое сокращение спроса со стороны частных операторов и грузовладельцев связано и с двукратным ростом процентных ставок по кредитам и лизингу подвижного состава, а также с высоким уровнем неопределенности в экономике.

«Повышение ЦБ России ключевой ставки до 17% годовых крайне негативно сказалось на российском вагоностроительном рынке. Практически 100% вагонов в России приобретается в лизинг. Лизинговые компании в свою очередь привлекают кредитные средства для покупки вагонов. Минимальная ставка лизинга для заемщиков с самым высоким кредитным рейтингом составляет не менее 22% годовых. При данной ставке лизинга доходность, которую приносит эксплуатация вагона, не покрывает даже размер процентов, уплачиваемых лизинговой компании. Это в свою очередь привело к полному отсутствию спроса на новые полувагоны», — объяснили в компании.

Еще одной ключевой проблемой, которую обозначили на НКВЗ, стало повышение цен на металлопрокат и комплектующие. В IV квартале 2014 года и в начале 2015 года рост стоимости потребляемого вагоностроителями металла составил от 20% до 40% при росте себестоимости производства грузовых вагонов более чем на 20%. «В текущей ситуации большинство вагоностроительных предприятий стали убыточными, сейчас сложно говорить даже о нулевой рентабельности. Рынок сбыта продукции почти исчез. В 2015 году последний заказ, выполненный ОАО «НКВЗ», будет отдан потребителю в апреле 2015 года. Других контрактов на поставку вагонов в 2015 году нет», — сообщили «КС» на предприятии.

Правительство предпринимает меры по урегулированию ситуации в транспортном машиностроении. По данным министра промышленности и торговли Дениса Мантурова, в грузовом сегменте в прошлом году правительство демпинговало за счет выделения средств на закупку инновационных вагонов. В 2015 году на эти цели выделено 2 млрд 350 млн. Однако господдержка касается в основном лидеров отрасли. Перспективы других игроков остаются неясными. Согласно годовому отчету ОАО «НКВЗ» за 2013 год, в рейтинге крупнейших вагоностроительных заводов РФ и стран СНГ НКВЗ находится на седьмом месте по годовому объему производства единиц подвижного состава, занимая порядка 4% отечественного рынка.

Существенным производственным «недостатком» ОАО «НКВЗ», по мнению экспертов, является отсутствие собственного литейного производства. Приобретение литья на стороне значительно увеличивает себестоимость продукции, делает ее неконкурентоспособной. В анонсированных планах предприятия на 2014 год развитие собственного литейного производства значилось, но из-за отсутствия финансирования стратегическую задачу так и не удалось реализовать. Положение НКВЗ осложняют выплаты по кредиту Сбербанка, по некоторым данным, завод привлек 1,5 млрд рублей на обновление производства.

Свои меры по оптимизации расходов завода предложил Александр Щукин. По неофициальной информации, миллиардер запретил заводчанам пользоваться электрическими чайниками и микроволновыми печами, а также приказал убрать все цветы. Причиной стала необходимость экономить электричество и воду (цветы требуют полива). Однако сегодня, как сообщил «КС» источник, близкий к руководству завода, Александр Щукин намерен выйти из капитала.

В настоящее время на НКВЗ по поручению губернатора Кемеровской области создана и работает областная межведомственная комиссия по социально-трудовому обустройству высвобождаемых работников ОАО «Новокузнецкий вагоностроительный завод».

6 апреля 2015 года издан приказ об уведомлении сотрудников о сокращении в связи с отсутствием заказов и приостановкой деятельности предприятия. Высвобождению подлежат 882 человека. При этом по состоянию на 1 апреля в ОАО «НКВЗ» 131 сотрудник уволился по соглашению сторон. Как пояснила «КС» начальник отдела по труду администрации Новокузнецка Лариса Калентьева, 6 июля истекает срок предупреждения работников о массовом сокращении. Сейчас на предприятии проводятся ярмарки вакансий, люди ищут варианты, но многие ждут, что ситуация вокруг предприятия разрешится. На лучшее надеются и на предприятии. «Несмотря на ожидаемую остановку работы, в ОАО «НКВЗ» продолжается деятельность по реализации антикризисных мер, проводятся переговоры с профильными инвесторами и потенциальными заказчиками», — сообщили в компании.

В настоящее время в Кемеровском арбитражном суде рассматривается дело о банкротстве ОАО «Новокузнецкий вагоностроительный завод» по заявлению кемеровского ООО «Вагон Трейд СДС». Арбитражный суд Кемеровской области 25 марта отложил на 19 мая разбирательство об обоснованности признания НКВЗ банкротом и введении процедуры наблюдения.

По информации на начало марта 2015 года, 51% акций предприятия контролируется новокузнецким бизнесменом Александром Щукиным, по 24,5% — у Андрея Бакая и Евгения Подъяпольского.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ