Драйв отменяется?

Вследствие принятого BMW решения о назначении в Новосибирске нового дилера в лице красноярского «Медведь-Холдинга», Дмитрий Малахов (на фото) по мнению наблюдателей может в ближайшее время досрочно расторгнуть договор с дистрибьютором, что равносильно его уходу с автодилерского рынка.
Вследствие принятого BMW решения о назначении в Новосибирске нового дилера в лице красноярского «Медведь-Холдинга», Дмитрий Малахов (на фото) по мнению наблюдателей может в ближайшее время досрочно расторгнуть договор с дистрибьютором, что равносильно его уходу с автодилерского рынка.

Как стало известно «КС», вопреки текущей сложной ситуации на авторынке Сибири, компания BMW приняла решение о назначении в Новосибирске нового официального дилера. Им станет один из крупнейших красноярских авторитейлеров — «Медведь-Холдинг» Николая Бякова. Предполагается, что для этих целей, вероятнее всего, будет выкуплен полнофункциональный дилерский центр Peugeot компании «Патриот Авто» на Мочищенском шоссе. Действующий официальный дилер BMW в Новосибирске — компания «АвтоСтар-Сибирь» Дмитрия Малахова — вследствие такого развития событий не намерен делить рынок с красноярцами и склоняется к возможности досрочного прекращения деятельности в рамках действующего договора с дистрибьютором. Если такой исход будет реализован, то он будет равносилен уходу этого игрока с автодилерского рынка Сибири.

«Медведь-Холдинг» — один из крупнейших игроков рынка автобизнеса в СФО. Является официальным дилером BMW (по авто- и мототехнике), Volkswagen, Skoda, Hyundai, Peugeot, Mitsubishi в Красноярске, Минусинске и Абакане. Также владеет крупнейшей в Красноярском крае сетью из 13 магазинов «Аккумуляторные центры «Медведь». Согласно рейтингу «КС», компания располагается на 5-м месте по доле рынка, рассчитанной на основе количества реализованных автомобилей. Началом бизнеса «Медведь-Холдинга» можно считать 1992 год. Первый дилерский контракт был подписан с Mitsubishi в 1997 году. Основатель и учредитель компании — Николай Бяков.

«АвтоСтар-Сибирь» — официальный дилер BMW в Новосибирске, основанный бизнесменом Дмитрием Малаховым в 2010 году. Кроме «АвтоСтар-Сибирь», в состав группы автодилерских активов предпринимателя входила компания «АвтоСтар-Азия» (бывший официальный дилер KIA в Новосибирске, признан банкротом в 2014 году) и сервисный центр «АвтоКом». В деловых кругах Дмитрий Малахов больше известен по строительному бизнесу: речь о заводе автоклавного бетона «Бетолекс» и компании «Сибирский строитель».

От звезды к медведю

Информация о том, что BMW Group Russia найдет нового партнера в Новосибирске, курсировала в автодилерских кругах уже на протяжении года. На протяжении всего этого периода дистрибьютор марки не опровергал эти намерения, но тем не менее, и не вносил конкретики в этот вопрос. Как стало известно «КС», после долгой серии переговоров BMW Group Russia определилась с тем, что именно красноярский «Медведь-Холдинг» будет отныне представлять ее интересы в Новосибирске. Предполагается, что уже в начале лета текущего года компания начнет продажи автомобилей BMW в городе сразу из полнофункционального салона. По данным источников «КС», им будет служить действующий дилерский центр Peugeot компании «Патриот Авто» на Мочищенском шоссе, который будет приобретен «Медведь-Холдингом» и переделан под стандарты BMW. Такая схема позволит «Медведь-Холдингу» не брать на себя обязательства по строительству центра баварской марки в сложных экономических условиях. При этом действующий официальный дилер BMW — компания «АвтоСтар-Сибирь» — согласно имеющейся информации, в текущей ситуации по собственной инициативе склоняется к возможности досрочного расторжения договора с дистрибьютором, еще до запуска «Медведь-Холдинга», что равносильно сворачиванию своей деятельности в текущем статусе.

Директор регионального офиса BMW в Сибири Михаил Павлов, коммерческий директор «Медведь-Холдинга» Евгений Меркушев и основатель «АвтоСтар-Сибирь» Дмитрий Малахов от комментариев на текущем этапе отказались, планируя предоставить их позднее. Однако опровергать данную информацию ни одна из сторон не стала.

По данным «КС», сейчас между сторонами идут переговоры о том, чтобы обеспечить наиболее плавный и безболезненный для клиентов переход от действующего дилера к новому. Однако в этом вопросе во многом ситуация будет зависеть от политики «АвтоСтар-Сибири» в лице Дмитрия Малахова и готовности компании идти на условия BMW Group Russia, уже приняв для себя решение в отношении судьбы дальнейшего партнерства с ней.

При этом примечательно, что несмотря на курсирующую на рынке информацию о том, что «Медведь-Холдинг» уже даже внес предоплату за салон Peugeot на Мочищенском шоссе, генеральный директор «Патриот Авто» (официальный дилер Peugeot, Dongfeng, авторизованный сервисный партнер Citroen в Новосибирске) Евгений Рубаненко не подтвердил «КС» информацию о продаже этого объекта «Медведь-Холдингу», выразив намерения и дальше продолжать работу с брендом Peugeot на этой площадке. Напомним, что рассматриваемый объект был запущен в декабре 2011 года. Его площадь составляет более 5500 кв. м, из которых 600 кв. м — выставочный зал, и еще 2000 кв. м — сервисные и ремонтные помещения. «Исходя из этих параметров, стоимость салона можно оценить в размере от 120 до 180 млн рублей, но это без учета возможных дополнительных затрат, которые были понесены при строительстве и связаны с конкретной территорией, в частности, затраты по отсыпке», — подсчитал аналитик «Юнисервис Капитал» Сергей Темирбаев. Схожие оценки дает аналитик «ФИНАМа» Тимур Нигматуллин. Исходя из стоимости одного квадратного метра в $0,5–1 тыс., речь может идти о коридоре между 143 и 286 млн рублей.

На замену «Баварскому Моторному центру»

Напомним, что компания «АвтоСтар-Сибирь» получила статус официального дилера BMW в 2010 году. Ключевым бенефециаром предприятия является известный новосибирский бизнесмен Дмитрий Малахов. После выхода из состава учредителей ГК «СЛК-Моторс» (официальный дилер восьми автобрендов в Новосибирске и Барнауле) он занялся собственными проектами в сфере автобизнеса, став вначале дилером BMW, а позже и KIA. В тендере на дилерство BMW «АвтоСтар-Сибири» в 2010 году удалось победить «СЛК-Моторс» и «Альт-Парк». Более того, «АвтоСтар-Сибирь» получила статус официального дилера еще до запуска салона, что является не столь распространенной практикой в российском автобизнесе. Два других участника тендера тогда выражали недоумение этим фактом. В частности, в «СЛК-Моторс» в рамках ассоциации Сибирской ассоциации автомобильных дилеров публично отмечали, что подобная практика не укладывается в их понимание правил ведения этого бизнеса. В свою очередь собственники «Альт-Парка» недоумевали, почему в ходе тендера дистрибьютором был сделан выбор в пользу салона на улице Кубановской, который мог служить лишь временным салоном для марки, в то время как они на тот момент договорились о покупке построенного по стандартам полнофункционального дилерского центра прежнего партнера BMW в Новосибирске — «Баварского Моторного центра».

Тем не менее «АвтоСтар-Сибирь» удалось развеять все сомнения и успешно открыть салон на Кубановской. Запуск полнофункционального дилерского центра сотрудники компании на первых порах анонсировали до конца 2011 года. Но хотя «АвтоСтар-Сибирь» в соответствии с договоренностями перед BMW занималась проработкой проектов полнофункционального салона и приступала к работам по возведению, по факту салоном продолжал служить автокомплекс на улице Кубановской, причем вплоть до осени 2014 года. На первых порах дистрибьютор с пониманием относился к партнеру и был к нему лоялен. Однако позже ситуация стала меняться, в том числе в связи с кадровыми изменениями в руководстве дистрибьютора и уходом из BMW Group Russia руководителя развития дилерской сети и маркетинга Арсена Балаяна.

Новый виток развития тема получила в апреле 2014 года, когда BMW официально объявил о тендере по поиску нового официального дилера в Новосибирске. Такой шаг директор по корпоративным коммуникациям BMW Group Russia Василий Мельников объяснял тем, что «АвтоСтар-Сибирь» работает из так называемого временного решения, а дистрибьютору требуется строительство официального дилерского центра BMW согласно корпоративным стандартам. Таким образом, исходя из пояснений длистрибьютора, поводом для поиска нового партнера в Новосибирске, вероятнее всего, служил тот факт, что «АвтоСтар-Сибирь», получившая дилерство BMW в конце 2010 года, по факту так и не запустила полнофункциональный салон марки. Однако этот факт не помешал продажам автомобилей. По данным АЕБ, по итогам 2012 года речь шла о 260 реализованных машинах (2-е место среди премиум-брендов в Новосибирске), по итогам 2013-го — 333 автомобиля (2-е место), по итогам 2014 года — 237 автомобиля (3-е место).

Тем не менее дистрибьютор остался при своем мнении, и в конце августа 2014 года стало известно, что BMW подвел итоги тендера и утвердил кандидатом в официальные дилеры красноярский «Медведь-Холдинг». Эти данные в интервью «КС» не стал опровергать генеральный директор и основатель авторитейлера Николай Бяков.

Вместе с тем занимавший на тот момент пост главы BMW Group Russia Вольфганг Шлимме в конце августа 2014 года заверил «КС», что компания намерена продолжить сотрудничество с «АвтоСтар-Сибирь», и анонсировал перезапуск дилера на новой площадке по улице Большевистской, где ранее находился салон KIA. Несмотря на то что переезд действительно состоялся, вопрос о дальнейшей судьбе партнерства «АвтоСтар-Сибирь» и BMW, по данным «КС», оставался в подвешенном состоянии. В автодилерской среде активно курсировала информация о том, что дистрибьютор по-прежнему недоволен выбором площадки на Большевистской в качестве полнофункционального решения для BMW. По мнению участников рынка, знакомых с ситуацией, «АвтоСтар-Сибирь», вероятно, был уверен в том, что текущие рыночные условия не позволят дистрибьютору реализовать категоричный и рискованный шаг смены партнера в регионе, вследствие чего BMW Group Russia пойдет на условия дилера и будет более взвешенно оценивать возможности рынка. Что касается красноярского конкурента, то, по мнению участников рынка, в «АвтоСтар-Сибирь» закономерно могли считать, что в условиях продолжающегося спада продаж на рынке крайне маловероятно, чтобы кто-либо из дилеров решился на осуществление значительных инвестиций в новосибирский рынок и экспансию в соседние регионы.

Однако текущая сложная ситуация на авторынке Сибири и прогнозы экспертов о дальнейшем падении рынка все же не повлияли на планы «Медведь-Холдинга». По данным АЕБ, продажи автомобилей в России в I квартале 2015 года упали на 36%, а непосредственно в марте — на 43%. Достижения «дна кризиса» дилеры ожидают летом 2015 года.

«Медведь-Холдинг» выходит на новосибирский рынок в очень сложное время не только с точки зрения продаж, но в том числе и с позиций финансовой нагрузки. Причин может быть несколько. Либо они проработали на сверхмарже в ноябре-декабре прошлого года, когда наблюдался всплеск продаж, либо запуск проекта в Новосибирске — способ рефинансировать прошлые кредиты, чтобы не брать новых по действующим высоким ставкам», — рассуждает бывший топ-менеджер одного из сибирских дилеров BMW на условиях анонимности.

Другие участники рынка констатируют профессионализм «Медведь-Холдинга» и обращают внимание на проработанность его бизнес-модели. «Медведь-Холдинг» и «Крепость» (еще один крупный красноярский авторитейлер, также ранее объявивший о планах выхода в Новосибирск. — «КС») — это серьезные «ребята», и в интеллектуальном плане, и в компетенциях, и в ресурсах. Сильные игроки с сильным менеджментом, хорошей финансовой подушкой», — отмечал «КС» глава ассоциации «Российские автодилеры» Владимир Моженков. По его мнению, выход хедлайнеров красноярского автобизнеса на новосибирскую арену способен в перспективе «подтянуть» и уровень действующих локальных игроков.

Подробнее мнения участников рынка о том, будет ли проект успешным, или же провальным, доступны по ссылке.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ