Расцветает или увядает: как чувствует себя цветочный бизнес Новосибирска?

С начала 2015 года через новосибирскую таможню было ввезено 420 тонн цветочной продукции на сумму более $2,6 млн. По сравнению с аналогичным периодом 2014 года физические объемы ввоза цветов практически не изменились — за январь-февраль ввезено 3,5 млн роз, более 1 млн хризантем и чуть менее миллиона других цветов — гвоздик, лилий, орхидей и гладиолусов. Тем не менее участники новосибирского рынка цветочного ритейла констатируют снижение спроса на цветы и склоняются к мнению, что сейчас клиенты предпочитают приобретать букеты исключительно по праздникам.

По данным отделения статистики новосибирской таможни, пик ввоза цветочной продукции традиционно приходится на период подготовки к празднованию Международного женского дня, а именно на конец февраля — начало марта.

Около 50% цветов прибывает в регион из Эквадора, еще примерно 40% — из Нидерландов, среди стран-партнеров также присутствуют Колумбия, Израиль, Кения и еще 20 стран. «Цветы из Эквадора, Кении, Италии, Франции и других стран попадают сначала на крупнейший цветочный аукцион в Голландии, и лишь оттуда цветы доставляются к нам в страну, — уточняет руководитель пресс-службы «Флорист.ру» Талия Ахметова. Небольшой процент цветов выращивается и в России, например, тюльпаны, розы и хризантемы. Цветы местного производства почти не отличаются от импортных по цене. Это связано с большими затратами на выращивание и уход, ведь климатические условия нашей страны не подходят для выращивания цветов круглый год».

Через новосибирскую таможню ежегодно ввозится более 4 тыс. тонн цветочной продукции на сумму около $40 млн. Кроме свежесрезанных цветов, которые составляют около 90% всей ввозимой цветочной продукции, в регион импортируются семена и посадочный материал, горшечные растения, луковицы цветов, ветки и части растений для создания букетов. Как отмечают в пресс-службе новосибирской таможни, 60% ввозимых в регион свежесрезанных цветов — розы. Ежегодно ввозится около 30 млн роз. Еще 20% цветов — хризантемы, их доля составляет примерно 10 млн штук в год. Кроме того, ввозятся также гвоздики, лилии, орхидеи, гладиолусы и другие цветы.

Объемы ввоза цветов в Новосибирскую область довольно весомы, в частности, вследствие этого столица Сибири входит в ТОП-5 самых цветочных городов России. Лидирующую же строчку по количеству цветочных салонов занимает город, также расположенный на территории СФО, — Красноярск. На каждые 10 кв. км городской территории здесь в среднем приходится 11 магазинов цветов, сообщает аналитическая служба «2ГИС».

«Если сравнить города по общему количеству салонов безотносительно площади, первое место ожидаемо занимает столица», — отмечают аналитики. По данным «2ГИС» за февраль 2015 года, в Москве расположено более 2600 цветочных магазинов. Второе место у Петербурга (более 1500), на третьем — Екатеринбург (более 520). В Новосибирске данный показатель равен 516 точкам, в Омске их 421, в Красноярске — 398.

«Цена на цветы гибко меняется вслед за ростом или падением валюты»

Цена цветка в весенние праздники в этом году, по данным «Флорист.ру», поднялась на 30–45% по сравнению с 2014 годом. К закупочной цене добавлялась не только обычная, но и так называемая праздничная наценка, которая достигла своего пика 8 марта.

«На сегодняшний день курс рубля немного вырос, но при этом процентное соотношение доллара и евро с их показателями в апреле прошлого года составляет 57% и 25% соответственно. Небольшое уменьшение закупочных цен из-за понижения курса валют почти не сказалось на розничных ценах, выставляемых компаниями, но праздничной наценки уже нет, поэтому сегодня цены на цветы от прошлогодних отличаются в среднем лишь на 20%», — добавляет Талия Ахметова.

В момент пикового поднятия евро и доллара в декабре прошлого года удорожание цветов достигало 100%.

«Рост валютных курсов напрямую отражается на цветочном рынке, потому как данная продукция преимущественно импортируется в Новосибирск из других стран, — рассказывает арт-директор салона «Сибирская орхидея» Роман Штенгауэр. — Страны-поставщики — Эквадор, Колумбия, Голландия, Кения. Цена возрастает прямо пропорционально курсу евро и доллара. Тем не менее, в отличие от других товаров, цена на цветы волатильна — она гибко меняется вслед за ростом или падением валюты. То есть на прошлой неделе, к примеру, мы заказывали розы по одной цене, а на этой неделе уже по другой».

Кроме этого, по словам Романа Штенгауэра, экономическая обстановка заставила участников рынка обратить свое внимание на российских поставщиков цветочной продукции из западной части России — Калуги, Подмосковья, Санкт-Петербурга, Удмуртии, а также Новосибирска и Томска. «В частности, «Сибирская орхидея» уже делала пробные заказы на розы, тюльпаны, герберы. Ассортимент у российских поставщиков пока не широкий — рынок не был готов к резко возросшему внутреннему спросу», — добавляет Штенгауэр.

В сети FLO fresh flowers логистика поставок не изменилась. «Цветы мы по-прежнему импортируем из Эквадора и Голландии», — говорит управляющая сетью FLO fresh flowers Екатерина Христолюбова.

Как отмечает соучредитель лавки цветов и декора Flowers Shop Анастасия Заславская, в момент пикового поднятия евро и доллара в декабре прошлого года удорожание цветов достигало 100%. «Это заставило нас задуматься о логистике и поставщиках. Те позиции, которые хранятся долго и стойко переносят долгие перевозки — лимониум, зелень, озотамнус, тюльпаны, гвоздики, хризантемы, — мы стали заказывать у поставщика, который использует автоперевозку. Однако нежные чувствительные скоропортящиеся цветы — пионы, ранункулюсы, сирень — продолжили возить самолетом, возлагая на себя издержки по перевозке», — добавляет Анастасия Заславская.

Исключительно по праздникам

Все участники цветочного рынка Новосибирска отметили, что в этом году продажи на весенние праздники были ниже показателей 2014 года.

«Нынешние весенние праздники, которые традиционно считаются высокорентабельным периодом, не дотянули до продаж 2014 года, — говорит Екатерина Христолюбова. — В нашей сети хуже брали розы, больше тюльпаны. В целом я бы отметила тенденцию, что сейчас новосибирцы покупают цветы исключительно по праздникам, а не как раньше, чтобы просто так порадовать любимых и близких».

По словам госпожи Христолюбовой, букеты берут реже, в основном по пятницам и в выходные, с бюджетом до 1000 рублей. Ранее в выходные в FLO fresh flowers регулярно отмечали продажи букетов по 2000–2500 тысячи рублей, а сейчас намного лучше реализуются поштучно срезанные цветы.

«Люди действительно стали покупать более дешевые цветы. В этом году мы попытались максимально снизить все риски, связанные с закупками товара, другими словами, везли только то, что 100% продадим, то есть в основном цветы по предварительным заказам. В частности, например, теперь, когда мы покупаем цветы на голландских аукционах Flora Holland, то стараемся выбирать сорта не выше определенной ценовой категории, — подчеркивает коммерческий директор регионального флористического центра «Гринвилль» Георгий Семенов. — При этом средний чек практически не изменился, уменьшилось количество товара в среднем чеке».

Снижение спроса заметили и в салонах, ориентированных на продажу букетов категорий «средний плюс» и «премиум». «Общий объем выручки этой весной вырос, но это было связано в большей степени с ростом цен, — говорит Анастасия Заславская. — Увеличился сегмент частных заказов, а вот корпоративный уменьшился. Компании экономили на поздравлении сотрудниц и коллег — корпоративный чек в Flowers Shop снизился в этом году на 30–40%. Кроме этого, постоянные клиенты заказывали букеты на меньшие суммы по сравнению с предыдущими годами».

Что касается среднего чека на букет, вслед за ростом евро и доллара в Flowers Shop он подрос до 3000–3500 тысяч рублей в противовес 2000–2500 тысячам в 2014 году. «Мы предупреждаем клиентов о том, что красивый букет теперь стоит дороже, и они с этим соглашаются. Мы работаем в сегменте «средний плюс», и наши клиенты на первое место в выборе цветов ставят красоту и качество», — добавляет госпожа Заславская.

Лидирующую строчку по популярности в Новосибирске из года в год держит роза. «Эти цветы популярны не только в Новосибирске, но и в России круглый год, именно они занимают первое место по количеству поставок, — рассказывает Талия Ахметова. — Следующие строчки в рейтинге популярности держат тюльпаны, особенно в праздничные дни 14 февраля и 8 марта. Пожалуй, сравниться по объему поставок с розами и тюльпанами могут только хризантемы, лилии, герберы, орхидеи — но только вместе взятые».

Умеренно позитивный прогноз

Несмотря на сложные времена с точки зрения экономики, можно говорить и о моде во флористике. «Дизайн из года в год привносит свои веяния и в цветочный бизнес. В этом году, например, актуален цвет «марсала» — насыщенный винно-красный оттенок с коричневым подтоном, соответственно, этой весной мы предлагаем покупателям тюльпаны, розы в том числе и этого насыщенного цвета», — рассказывает Роман Штенгауэр.

По мнению участников рынка, экономические реалии заставляют флористов включать фантазию, использовать более доступные материалы в оформлении цветочных композиций и букетов. «Постепенно флористы будут отказываться от искусственной цветочной упаковки и начнут оформлять букеты натуральными природными материалами, как, например, это уже давно это делают в Европе», — добавляет Георгий Семенов.

Что касается прогнозов на ближайшую перспективу, Анастасия Заславская отметила, что этот год отсеет слабых игроков рынка и даст перспективу сильным. Потребители же в свою очередь постепенно адаптируются к ценам, и рынок снова начнет расти. Как добавляет господин Семенов, цветы не перестают покупать и в кризисные времена: «В трудные с экономической и политической точки зрения периоды продажи уличных растений, наоборот, увеличиваются. В любом случае цветы у нас ассоциируются с положительными эмоциями, выражением чувств и проявлением внимания, и мне кажется, их трудно будет заменить на что-то иное, поэтому мой прогноз на 2015 год можно оценить как умеренно позитивный».

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ