Сибирь Legal 2015: «Все есть в правовом поле. Надо только добавить наше активное участие»

В этом году ежегодный форум юристов Сибири не только повысил свой статус, но и расширил свою географию (принимал коллег из Германии и США), а также перечень обсуждаемых тем. В частности, на нем активно обсуждались оценка регулирующего воздействия (ОРВ) местных нормативных актов, мониторинг правоприменения и проблема государственно-частного партнерства (ГЧП) в правовой сфере.

Как с сожалением отметила зампредседателя правительства, министр юстиции Новосибирской области (НСО) Наталья Омелёхина, юридический бизнес недостаточно представлен на крупнейших форумах Новосибирска. Юристам необходимо объединяться, чтобы популяризировать идею высококачественных правовых услуг, которые способны в т. ч. повысить инвестиционную привлекательность региона. В качестве отдельной темы она предложила обсудить проблему государственно-частного партнерства (ГЧП) в правовой сфере. Ведь «успех местного бизнеса — это успех региона, успех государства».

Что думает УФАС

«Антимонопольное законодательство сегодня затрагивает жизнь всех российских граждан и юридических лиц, все сферы права, — подчеркнул руководитель управления Федеральной антимонопольной службы (УФАС) по НСО Сергей Гаврилов. — В рамках закона о защите конкуренции УФАС следит за добросовестностью рекламы, контрактной системой и исполнением (государственных и муниципальных) заказов».

Один из важных моментов — вступление в силу «4-го антимонопольного пакета», внесшего серьезные изменения в 23 закона, входящих в Административный, Гражданский и Уголовный кодексы.

Также с 1 января текущего года ликвидирован Рособоронзаказ, а находившиеся в его ведении контрольные и надзорные функции переданы в центральный аппарат и окружные управления ФАС. Так, изменения, внесенные в ст.178 УК касаются ответственности за картельный сговор на торгах, когда используются бюджетные деньги любого уровня. В Нижнем Новгороде уже был прецедент, когда ответчики получили «реальные сроки».

При этом нарушения прав физических лиц должны рассматриваться в рамках не антимонопольного законодательства, а Закона «О защите прав потребителей». А ГУПы и МУПы, в которых обращаются бюджетные средства, не должны существовать на рынках, где есть конкурентная среда.

Минюст и неработающие региональные законы

Замначальника Главного управления Минюста РФ по НСО Вячеслав Ковалевский посетовал на значительное количество неработающих региональных законов. Поскольку «они лежат балластом, вызывают разумную критику и поддерживают правовой нигилизм граждан», на первый план выступает мониторинг правоприменения. Правовая база для реализации такого мониторинга есть. Созданы и работают специальные экспертные советы. Дабы исключить случаи нарушения прав человека и гражданина, подключены уполномоченные по правам человека и ребенка, объединения профсоюзов, научное сообщество, отделения ассоциации юристов России.

Про ОРВ

Модератор Форума, управляющий партнер Адвокатского бюро «Гребнева и партеры» Ирина Гребнева подчеркнула необходимость взаимодействия власти, бизнеса и юристов при оценке регулирующего воздействия (ОРВ) правовых актов. Председатель правления Новосибирского общественного фонда «Сибирский экспертный центр «Модернизация» Антон Дидикин подтвердил, — с этого года ОРВ становится реальным рабочим инструментом предпринимателей при обсуждении законопроектов, касающихся бизнеса. Сегодня законопроекты предварительно выкладываются в Интернет со всеми рабочими записками и примечаниями. И юристы способны на них влиять. Это особенно важно, когда реализация тех или иных нормативных документов влечет за собой дополнительные расходы со стороны органов власти и бизнеса.

Принятию 4-го антимонопольного пакета тоже предшествовал серьезный обширный диалог. Было много предложений по пересмотру отдельных статей, терминологическим изменениям. Что касается ГЧП, то касающийся его законопроект не прошел экспертную оценку с точки зрения влияния на бизнес. Нет даже общепринятого определения, что такое ГЧП. Пока эти отношения регулируются новой редакцией Закона «О концессионных соглашениях».

На вопрос, можно ли использовать заключение об ОРВ в судебном процессе, Антон Дидикин отметил, что «хотя судебная практика не сложилась (был только один прецедент в этой сфере), ничто не мешает этого делать. Судья не может уклониться от использования такого заключения. Сфера предпринимательства очень широка и активное применение заключений об ОРВ в судах может иметь большие юридические последствия».

Что касается площадок для обсуждения ОРВ («практика складывается в процессе диалога»), если не учитывать дискуссии в соцсетях, существует экспертный совет при Минэкономразвития НСО, протоколы заседаний которого идут разработчикам законов и органам власти. В апреле 2015 года ожидается появление аналогичного экспертного совета при мэрии Новосибирска.

Также не может не вызывать озабоченности юридического сообщества вызывает прохождение нормативных актов, касающихся т. н. «антикризисных мер» органов власти, в виду срочности не проходящие предварительной юридической оценки.

Слово министра

Наталья Омелехина призвала не смешивать экономические выкладки с юридическими. При оценке экономических нормативных актов правовой фактор вторичен. Юристы должны лишь учитывать пожелания органов власти и бизнеса и стараться их «оформить чисто» в рамках действующего законодательства.

В ответ на жалобу на недостаток профессиональных «площадок» для обсуждения ОРВ Наталья Омелехинауказала навеб-страницы соответствующих ведомств правительства НСО. Прежде чем быть принятым, законопроект «вывешивается» для всеобщего обсуждения. Но до сих пор никто из профессиональных юристов данной возможностью не воспользовался. За 2014 год Министерство юстиции НСО не получило ни одного заключения ни на один нормативный документ правительства области.

Между тем за данный период произошло много «великих событий». Например, закон ФЗ-136 предоставил региональным органам власти большие полномочия по формированию системы местного самоуправления. Формируется первый в истории области инвестиционный пакет законов. Нарабатывается правовой опыт закона о социальных услугах и т. п.

Кроме того, 2014 год принес некоторый опыт правового оформления проектов ГЧП. Внесены изменения в пакет областного налогового законодательства, законы о поддержке агропромышленного комплекса.

Что касается мониторинга правоприменения, то с 2011 года в соответствии с указанием Президента РФ ведется анализ местных законодательных актов, отслеживается, как они реализуются, достигают ли заявленных результатов, а доклады по результатам мониторинга «вывешиваются» в сети. Если профессиональные юристы начнут принимать участие в данном процессе, их предложения услышат органы власти. Как резюмировала Наталья Омелёхина, «в правовом поле есть всё. Надо только добавить наше активное участие».

Многое еще предстоит сделать. К программе реиндустриализации НСО «подключены лучшие экономические и юридические умы». В новых правовых формах нуждаются меры поддержки малого и среднего предпринимательства, программы импортозамещения и сотрудничества с новыми зарубежными торговыми партнерами. Например, в тщательном изучении как «особый правовой мир» нуждается азиатская правовая система.

Сдерживающим фактором для развития регионов является отсутствие правовой основы нормотворчества. В результате либо бизнес не участвует в проектах, которые предлагает власть, либо власть не в состоянии предложить то, что устраивает бизнес. «Правовые отношения были равноценно эффективны», — резюмировала Наталья Омелехина

Снова о реиндустриализации и импортозамещении

Как дополнил Андрей Дидикин, поскольку «слово «импортозамещение» у нас приравнивается к поддержке российских экспортеров, необходимо больше говорить о возможностях, которые новосибирские участники внешнеэконмической деятельности получают с помощью агентства экспортных гарантий (ЭКСАР) и страхования российского экспорта Внешэкономбанком. А также учитывать, что программа реиндустриализации НСО — очень объемный документ и включает в себя поддержку импортозамещения».

Нашли ошибку в тексте? Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ