«Предварительное народное голосование в Новосибирске — это первое в России событие такого формата»

24 мая в Новосибирске пройдет предварительное надпартийное народное голосование, которое станет своеобразной «репетицией» перед выборами в городской Совет и областное Законодательное собрание. Один из главных инициаторов проекта, гендиректор Межрегиональной ассоциации руководителей предприятий (МАРП) ЮРИЙ БЕРНАДСКИЙ рассказал «КС» о том, как будут проходить «народные праймериз», а также о перспективах программы реиндустриализации экономики Новосибирской области.

Народные праймериз

— Вы являетесь одним из главных инициаторов проведения предварительного народного голосования в Новосибирской области. Почему вы решили выйти с этой инициативой и как выбрали именно такую форму предварительного голосования?

— В обществе начинает складываться ошибочное мнение, что от голоса конкретного гражданина ничего не зависит. Но мы увидели, что это не так, причем не где-то там в Эфиопии, а на выборах мэра Новосибирска. Увидели, что зависит, причем радикально зависит.

Проведение дней предварительного голосования — это уже сложившаяся в России практика. Однако по большей части они всегда были привязаны к какой-то партии. Либо, как в Москве, под этот процесс была специально создана организация. Но при этом, по большому счету, она тоже имела партийную привязку.

Мы же решили попробовать создать возможность для любого гражданина, который чувствует, что имеет потенциал доверия людей, ему есть что предложить, и он знает, как это сделать, попробовать себя в качестве кандидата на выборах в Законодательное собрание Новосибирской области и в Совет депутатов города Новосибирска.

С другой стороны, это даст возможность всем политическим партиям и всем общественным движениям проявить себя, заявить себя и проверить своих кандидатов и их популярность. Они узнают, насколько тот или иной кандидат действительно может уверенно идти на выборы 13 сентября.

Мы хотим предоставить равные условия и равные возможности для всех кандидатов в депутаты.

Кстати, предварительное голосование в таком формате проходит в России впервые. Ни в одном регионе до этого такого не было. Мы понимаем, что наши амбиции не имеют пределов, но я надеюсь, что у нас получится.

— То есть «Единая Россия» не будет регулировать это голосование? Или ей все же отводится значительная роль?

— Такая же, как и любой из девяти партий, которые присоединились к проекту. А на сегодняшний день идею предварительного голосования поддержали 9 партий и 23 общественных организации. И они все равноправны.

Технической стороной будет заниматься оргкомитет, избранный 17 марта. В него вошли 13 представителей и партий, и организаций. Его создали для того, чтобы был нормальный рабочий орган. Причем ключевое условие попадания в оргкомитет: это люди, способные организовать и вести эту работу, которые при этом сами не выдвигаются в качестве кандидатов в депутаты.

— Какова в этом процессе будет роль МАРП и ваша лично?

— Пока мы берем на себя инициативу. Председателя оргкомитет еще не выбирал. У меня есть намерения возглавить эту работу, но это будет решать оргкомитет.

Мы планируем до конца недели подготовить все регламентирующие и рабочие документы, а также план проведения кампании. Наверное, с понедельника мы объявим прием заявлений от кандидатов. Мы предполагаем, что прием заявлений будет до 1 мая, возможно, до 10 мая.

24 мая любой гражданин Новосибирской области сможет проголосовать на любом участке, но только один раз. Для этого будут подготовлены электронные средства защиты: каждый бюллетень будет иметь уникальный идентификационный штрих-код. И если один и тот же гражданин захочет проголосовать второй раз, система просто не примет его голос. Все общественные комиссии — они будут именно общественными — оснастят специальными средствами электронной связи, которые будут завязаны на единую систему подсчета голосов.

— А будут ли наблюдатели?

— Наблюдателями могут быть кто угодно. Вообще, в отличие от единого дня голосования 13 сентября, ограничения будет только три. Участвовать в выборах может только гражданин, имеющий прописку в Новосибирской области, при этом ему должно быть больше 18 лет и у него не должно быть непогашенной судимости. Других ограничений нет. Ни на ведение избирательной кампании, ни на участие в работе оргкомитета: у него двери всегда открыты, независимо от того, что есть 13 человек, которые будут отвечать за организацию всей этой кампании.

— И кандидатом тоже может быть любой человек?

— Конечно. Любая партия, любая общественная организация может выдвинуть любого кандидата или несколько кандидатов по одному округу. И любой гражданин может выдвинуться сам. Для этого не надо даже собирать подписи.

— И что даст победа на этих выборах?

— Дальше наши рекомендации такие: партии могут использовать результаты этих рейтингов, чтобы выставить 13 сентября самых лучших. Если у партии нет лучших по этому округу, но есть самовыдвиженцы — пожалуйста, боритесь за этих людей, привлекайте их в свои ряды и продвигайте их дальше. Если ни одна партия не привлекла лучшего, то, конечно, он имеет право выдвинуться сам. Понятно, что в партийный список он тогда не попадет, но по одномандатным округам может пройти. Правда, дальше уже действует закон о выборах со всеми оговорками и ограничениями.

— То есть по сути дела это такой масштабный социологический опрос?

— Это возможность, во-первых, жителям Новосибирской области увидеть новые лица. И во-вторых, возможность партиям найти для себя достойных кандидатов там, где их не просматривается. Если без предварительного голосования какой-то гражданин, которого, допустим, партия не видит ни в своих рядах, ни «в микроскоп», имеет очень слабые шансы собрать подписи и заявиться или попасть в какой-то список партии, то через систему предварительного голосования все тайное станет явным. Этого человека увидят, в том числе активные участники избирательного процесса, и я уверен, кто-то обязательно попадет и в партийные списки из числа тех, кто сейчас не является членом какой-либо партии. В частности, «Единая Россия» планирует привлекать таких людей.

— Будет ли вестись какая-то предварительная агитационная работа?

— Оргкомитет в плане социальной рекламы будет информировать жителей города и области о том, что состоится такое событие, и что у каждого есть возможность принять в нем участие. Еще мы планируем во всех округах провести встречи с общественностью, в которых сможет принять участие любой кандидат.

Также с момента подачи заявления любой кандидат получает право вести агитационную кампанию так, как он посчитает нужным: на свое усмотрение и за счет собственных средств.

— Но ведь тогда не все кандидаты будут в равных условиях: у кого-то будет финансовая возможность вести агитацию, а у кого-то нет.

— Давайте вспомним начало 90-х годов. Я тогда избирался в районный Совет и в городской Совет. И потом так случилось, что меня избрали председателем Кировского районного Совета депутатов, а потом председателем городского Совета депутатов. И у меня не было ни копейки. Вообще ни копейки. Но я прошел все дворы и все дома, каждый подъезд. Я встречался с людьми.

И это как раз тот случай, когда у людей есть такая возможность. Я уверен, что жителям области сейчас не листовок не хватает, а живого человеческого общения: возможности быть услышанным и понятым.

— На какие средства будет организовано народное голосование?

— Мы обратимся к тем девяти партиям, которые поддержали идею. Что касается общественных организаций, то финансового ресурса они не имеют. Зато они имеют человеческий. Поэтому когда будут создаваться общественные комиссии на округах, мы обратимся к общественным организациям. Эти люди будут привлекаться по трудовым соглашениям.

Сумму необходимых расходов мы пока не оценивали. Но в любом случае наша задача — создать эту площадку минимальным бюджетом.

Что касается примерного количества кандидатов, то я думаю, это будет около 350 человек. Примерно около десяти по каждому округу.

— Как вам кажется, какие люди могут выдвинуть свои кандидатуры из числа тех, кто раньше не участвовал в выборах?

— Новосибирская область богата общественными инициативами: у нас более 3000 общественных организаций. Наш регион один из ведущих в России и по добровольческому движению. Есть множество людей, которые не за зарплату и не в целях получения прибыли ведут общественно полезную деятельность: это помощь людям с ограниченными возможностями, это создание дополнительных условий для материнства и детства, это возрождение традиций семьи и культуры, это местное территориальное самоуправление. Целый спектр задач, до которых у государства, может быть, и руки не доходят, и ресурсов не хватает. Я совершенно уверен, что в этих рядах очень много людей, которые могли бы быть кандидатами.

— Планирует ли выдвигать свою кандидатуру кто-либо из местных бизнесменов, промышленников?

— Конечно. Это было всегда. И сегодня в Законодательном собрании и Совете депутатов очень много, ну треть минимум, руководителей предприятий и предпринимателей. Я знаю, что среди бизнесменов уже есть те, кто раньше не был депутатами, но теперь планирует выдвигаться.

На ваш взгляд, благодаря проведению народного голосования можно ли ожидать в области принципиальных изменений в плане расстановки сил и групп влияния?

— Думаю, что принципиально изменится настроение в обществе. По крайней мере, нам так хочется. Не ставя перед собой такую цель, и смысла нет браться за это. А что касается групп влияния — это уже задача партий. Пусть конкурируют между собой. У нас совершенно другая задача. МАРП всегда был в стороне от политики. Хотя избирательный процесс — это политика, но мы сразу заявляем, что мы аполитичны. И эта площадка будет представлена всем участникам: и политического движения, и общественного. Просто всем — любому гражданину.

— Как вы думаете, почему такие крупные партии, как КПРФ, ЛДПР, «Справедливая Россия», проигнорировали идею предварительного голосования?

— Вы называете парламентские партии. Но не факт, что все они останутся парламентскими после следующих выборов. Появятся другие имена.

Почему они не восприняли эту идею, лучше спросить у них. Но, наверное, кто-то считает, что и так наберет свои голоса. Может быть, кто-то сомневается в своей популярности. Могу только догадываться.

— Многие продолжают связывать инициативу народного голосования с «Единой Россией»…

— Это заблуждение. Двери открыты всем, и на этих дверях нет никаких флагов. Так что по большому счету они просто упускают возможность. Реальную возможность разгромить какого-то своего конкурента на этапе предварительного голосования.

Может быть, они боятся открыть карты. Это политическая борьба, я до конца этой механики не знаю, особенно в лицах. Партии сами принимают решения.

Очень жаль, что «Гражданская платформа» именно в этот момент вдруг начала крошить своих лидеров в капусту. Но у нас спокойных времен никогда не было. У нас всегда времена неспокойные — нам не скучно жить в России.

Что нужно экономике?

— Хотелось бы перейти от политики к экономике и немного поговорить о программе реиндустриализации. Какова роль МАРП в этом проекте?

— МАРП — один из основных соучастников проекта реиндустриализации экономики Новосибирской области. Мы входим практически во все 12 рабочих групп. И не только в те, где речь идет о промышленности и о предпринимательстве. В обязательном порядке мы включаемся во все вопросы, связанные с инновационным развитием и с новыми технологиями, в том числе и в традиционных отраслях. Не только в отраслях приоритетного развития или в новых отраслях, о которых мы постоянно говорим (это биомедицинские технологии, IT-сектор, создание инжиниринговых центров).

Одна из основных задач, на которую мы ориентируемся, — это создание дополнительных условий для коммерциализации тех научно-исследовательских конструкторских разработок, которые есть в прикладных институтах и на предприятиях. Создание условий как на местном уровне, так и на федеральном.

Как говорят, не было бы счастья, да несчастье помогло. Именно в этих условиях многие из наших инициатив и предложений оказались услышанными: те, о которых мы говорили, может быть, пять, а может быть, и 10 лет назад. Это касается и дополнительных стимулов для предприятий, внедряющих новые технологии и врывающихся на конкурентные рынки, в части компенсаций и издержек на этом направлении. И налоговых каникул для малого предпринимательства. И снижения административного давления. Это касается и формирования благоприятного инвестиционного климата. Здесь очень много составляющих, особенно в условиях ограниченности ресурсов.

Ведь что, по большому счету, мешает бизнесу малому, среднему и крупному уверенно двигаться вперед? Я не беру глобальные потрясения. Мешает в первую очередь стремительно меняющаяся нормативная база. Непредсказуемая нормативная база. Вот самая главная задача. Об этом уже не просто продекларировано, а сказано с большой трибуны, в том числе и главой государства. О том, что на ближайшие пять лет налоговое административное законодательство должно быть стабильным. Если «правила игры» ясны, то наша задача — только улучшать предпринимательский климат для тех, кто двигает реальную экономику. А их не так много. Хотя я все время останавливаю людей, которые огульно говорят, что у нас все плохо, и промышленность загибается. В Новосибирской области больше 6000 промышленных предприятий. Это очень серьезно.

Но при этом мы видим, что в валовом региональном продукте доля обрабатывающих производств снижается. Этому есть объективные причины, и тем более актуальным становится принятие программы новой индустриализации.

— На ваш взгляд, на какие точки роста в первую очередь стоило бы обратить внимание при формировании программы реиндустриализации?

— Во-первых, на так называемые «локомотивные» проекты. Те проекты, которые могут за собой вытащить не только группу предприятий или условный кластер. Такие, которые находятся на стыке разных отраслей и даже регионов. Которые могут вытягивать за собой большой круг заказов.

Также это, конечно же, переориентация и создание новых инструментов размещения муниципального государственного заказа. Это очень серьезный ресурс, и приоритет местного товаропроизводителя должен стоять во главе угла. Наконец-то должна быть реализована норма участия малого бизнеса в реализации муниципального и государственного заказа. Есть нормы — минимум 10% должно быть размещено именно на малые предприятия. Но эта норма нигде не выполняется.

Ну и конечно, это глубокая интеграция малого бизнеса, среднего бизнеса и крупного бизнеса. Для этого есть новые инструменты. Есть новые программы, в том числе федеральные.

Вот те ключевые моменты, на которые стоит обратить внимание, если мы говорим о выходе на новый технологический уклад.

— Как на данный момент идет работа по разработке программы?

— Рабочие группы постоянно собираются: и в институте экономики, и в правительстве, и на предприятиях.

Одно из ключевых направлений, вокруг которого мы сейчас ходим и пытаемся сформулировать заявку от Новосибирской области, — это аддитивные технологии. Это 3D-технологии создания уникальных изделий, которые методом литья, даже самого высокоточного, создать невозможно. Это как 3D-принтер, вульгарно выражаясь, наплавление. Это такие технологии, которые воспринимаются, как что-то из области фантастики, но они существуют уже сегодня! Этим способом сейчас создаются, например, двигатели для летательных аппаратов.

И Красноярск, и Томск уже включились в федеральную программу по этой теме, защитили свои проекты и получили соответствующие финансирование. При том, что у нас в Новосибирске работает компания, которая входит в пятерку мировых брендов по разработке программного продукта для этих технологий.

Мы должны очень быстро реагировать на такие вызовы и на открывающиеся новые направления. Тем более что у нас есть мощнейшая база: и научная, и технологическая.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ