Повышение марки

«БазэлЦемент» к марту этого года увеличил мощности по производству высокомарочного цемента ПЦ 500-Д0 в пять раз. Компания рассчитывает за счет этого избежать влияния кризиса. Насколько оправданно повышение объема высокомарочного цемента в условиях возможного снижения спроса в предстоящий период и какой тренд обозначают сами потребители, выяснял корреспондент «КС».

«БазэлЦемент» (входит в промышленную группу «Базовый Элемент») в рамках программы технологической модернизации «Ачинского цемента» объявил об увеличении мощности по производству высокомарочного цемента ПЦ 500-Д0 и быстротвердеющего ЦЕМ I 42,5Б в пять раз. Теперь объем производства такого цемента составляет 500 тыс. тонн. Это позволит компании выйти на новые рынки сбыта продукции с высокой добавленной стоимостью, уверены в «БазэлЦементе». Учитывая предрекаемый экспертами спад потребления цемента в связи с общеэкономическим кризисом, это поможет холдингу минимизировать кризисные факторы и укрепить свое положение на рынке Сибири.

С целью увеличения выпуска высокомарочного цемента до 35% от всей производственной мощности завода на «Ачинском цементе» провели модернизацию мельницы помола, установив динамический сепаратор Christian Pfeiffer GmbH (Германия).

В отличие от других марок цемента, распространенных на российском рынке, высокомарочный цемент отличается более тонким помолом и прочностными характеристиками. В частности, ПЦ 500-Д0 применяется при производстве железобетонных конструкций, к которым предъявляются повышенные требования по прочности и долговечности, то есть высотных зданий, фундаментов, мостов, аэродромных плит и т. д. ПЦ 500-Д0 также востребован высокотехнологичными предприятиями по выпуску такой продукции, как газобетонные изделия и сухие строительные смеси.

Инвестпроект стоимостью около 160 млн рублей по увеличению объемов производства высокомарочного цемента реализован в рамках программы технологической модернизации «Ачинского цемента». Общие инвестиционные затраты по программе составили около 410 млн рублей. Они предусматривают в том числе мероприятия по улучшению сжигания топлива, совершенствование работы весового терминала для погрузки цемента в автотранспорт, повышение уровня автоматизации технологических процессов, обновление лабораторного оборудования.

В самой компании объясняют необходимость модернизации возросшим спросом на высокомарочную сертифицированную продукцию со стороны постоянных потребителей в СФО. Цель увеличения объемов производства также заключается и в расширении круга покупателей, в том числе за счет производителей газобетона и сухих смесей. Проект был начат до нынешнего экономического кризиса и оказался как нельзя кстати: заняв новые ниши на рынке Сибири, «БазэлЦемент» планирует без потерь пройти период спада общего потребления стройматериалов, прогнозируемого экспертами.

«Высокомарочный цемент благодаря своим характеристикам пользуется спросом, хотя его стоимость выше, чем у ПЦ 400-Д0. Сейчас ряд наших постоянных потребителей переводит свое производство на использование цемента класса ЦЕМ I 42,5Б и цемента марки ПЦ 500-Д0. Но мощностей по производству этих видов продукции будет достаточно», — пояснил генеральный директор ООО «БазэлЦемент» Вячеслав Шматов.

С тем, что спрос на высокомарочный цемент растет в настоящее время, не соглашается аналитик «Инвесткафе» Роман Гринченко. По его словам, в результате уменьшения темпов роста экономики и снижения объема инвестиций новых проектов немного. «Но при этом отечественный рынок цемента остается дефицитным, что делает запуск нового производства перспективным, даже в текущих экономических условиях, — подчеркивает Роман Гринченко. — Впрочем, несмотря на то что цемент ПЦ 500-Д0 является одним из наиболее востребованных на рынке, сроки окупаемости инвестиций в расширение производства могут растянуться. Учитывая то, что само по себе производство цемента имеет длительные сроки окупаемости, я предполагаю, что этот срок может составить 7–8 лет», — спрогнозировал эксперт ситуацию с окупаемостью инвестпроекта.

В то же время технический директор СМПРО (независимая инвестиционно-консалтинговая компания в промышленности строительных материалов) Владимир Жарко, напротив, констатирует повышение спроса на высокомарочную продукцию относительно других марок. «Ассортимент цемента, производимого для выполнения строительных работ, претерпел за последние годы существенные изменения как в видовой, так и в марочной структуре. Существенное увеличение этажности вновь строящихся жилых домов увеличило спрос на высокомарочные цементы, в частности, на портландцементы бездобавочные типа ЦЕМ I и с минеральными добавками типа ЦЕМ II», — объясняет повышение спроса собеседник «КС».

Вместе с тем, по словам Владимира Жарко, «необоснованно и экономически нецелесообразно» снизился выпуск цементов с минеральными добавками, такими как доменные шлаки, зола ТЭС, опока (прочная пористая кремнистая осадочная горная порода) и другие. Причем производство шлакопортландцемента различных марок снизилось в восемь раз: с 26% в общем объеме выпуска в 1989 году до 3% в 2013-м. «В последние годы выпуск высокомарочных цементов увеличился не только в связи с вышеуказанными причинами, но и из-за снижения культуры строительства, связанного с тем, что вопреки СНИПам, рекомендациям и здравому смыслу, высокомарочные цементы используются не по назначению: для приготовления штукатурных и кладочных растворов, сооружения фундаментов, не требующих высокой прочности, и тому подобного», — также подмечает технический директор СМПРО.

Комментируя же модернизацию, произведенную «БазэлЦементом», Владимир Жарко пояснил, что увеличение выпуска высокомарочного цемента ПЦ 500-Д0 на «Ачинском цементе» «следует рассмотреть как повышение одного из важнейших показателей качественных характеристик цемента. Вместе с тем, учитывая наличие на предприятии в больших объемах нефелинового шлама, целесообразно организовать его сушку с целью ввода в качестве добавки в цемент. В зависимости от доли нефелина в цементе можно производить как низкомарочные, так и высокомарочные цементы, снижая при этом себестоимость готовой продукции».

Для того чтобы оценить ситуацию, корреспондент «КС» обратился к потребителям цемента. Так, в СП ООО «Сибакадемстрой» ответили, что выбор цемента — это задача подрядчика, который будет выполнять работы на объектах компании. Подрядчик определяется в рамках тендеров. «А потому мы предъявляем требования не конкретно к цементу, а уже к финальным работам, которые выполнит подрядчик. Какой цемент он будет использовать — это его ответственность», — сообщили в СП ООО «Сибакадемстрой».

«Наши потребители, приобретая бетон, предъявляют жесткие требования к его качеству, и в данном случае высокомарочная продукция «Ачинского цемента» будет кстати, — говорит директор ООО «СибирьБетонСервис» Андрей Кузнецов. — В основном мы закупали ПЦ 400-Д0, но увеличение объемов «пятисотки» — ожидаемый проект, который является адекватным шагом в условиях ужесточающейся конкуренции».

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ