«Норд Сити Молл» оправдывает ожидания:строительство нового торгового комплексабудет завершено в заявленные сроки

Экономические изменения в стране диктуют ритейлерам новые условия ведения бизнеса. Сегодня аналитики отмечают прогрессирующее перераспределение спроса на рынке торговых площадей в сторону более комфортных для малого бизнеса ставок. Станет ли торговый комплекс «Норд Сити Молл» привлекательной для арендаторов альтернативой и удастся ли реализовать в рамках этого проекта концепцию цивилизованного оптово-розничного рынка современного формата? Свое мнение об этом корреспонденту «КС» высказал генеральный директор проекта Ваган Авакян.

Ваган Спартакович, как, на ваш взгляд, перераспределяется спрос на рынке ритейла со стороны арендаторов и покупателей, какие площадки становятся наиболее востребованы? Задействуете ли вы аналитические агентства для получения объективной картины?

— В сложившейся экономической ситуации ключевое значение для торговцев приобретают арендные ставки, и можно довольно уверенно констатировать, что наметилась тенденция к перераспределению спроса в сторону более низких арендных ставок.

Вместе с тем я не могу сказать, что наметившиеся тенденции ощутимо влияют на тактику и стратегию реализации нашего проекта. Мы изначально оценивали потребность города в торговом комплексе подобного формата как достаточно высокую, поэтому у нас нет беспокойства по поводу перспектив заполнения наших площадей арендаторами. Мы постараемся предлагать им площади по минимальным арендным ставкам, что, в результате, позволит сделать более привлекательной и стоимость реализуемого товара для покупателей.

— Помимо ожидаемого будущего сотрудничества с арендаторами Гусинобродского рынка, как вы оцениваете вероятность перехода на территории «Норд Сити Молла» других предпринимателей?

— Эта вероятность довольно велика и, по сути, это проявление названного тренда. Если поначалу нашим проектом интересовались преимущественно потенциальные клиенты, которые и сегодня работают в таком же формате (большинство обращений и заявок мы сегодня получаем от арендаторов площадей Гусинобродских ярмарок), то сегодня к ним присоединились предприниматели, арендующие торговые места в более дорогих комплексах. Есть основания думать, что им тоже было бы комфортнее перейти в комплекс с более низкой арендной ставкой, ведь, судя по проявленному интересу, они понимают, что рано или поздно трафик посетителей у «Норд Сити Молла» будет не меньше, чем в центральных торговых площадках Новосибирска.

Более того: в сегодняшней непростой экономической ситуации мы намерены предлагать будущим арендаторам серьезные преференции. В частности, мы рассматриваем возможность предоставления им арендных каникул. Благодаря финансовой устойчивости компании мы можем позволить себе максимально лояльное отношение к будущим арендаторам и постараемся содействовать скорейшему развитию их бизнеса на новом месте.

— Когда начнется полномасштабная рекламная кампания проекта и как она будет выглядеть? Планируются ли, например, какие-то ознакомительные поездки для предпринимателей на строящийся объект?

— Ввод объекта в эксплуатацию назначен на август-сентябрь 2015 года. В марте начинает функционировать наш департамент по работе с клиентами, в течение первого месяца его сотрудники подготовят все рекламно-информационные материалы. Сама же рекламная кампания начнется ориентировочно в апреле-мае. Ее целью будет подробно рассказать общественности и предпринимателям, как будет выглядеть «Норд Сити Молл», какие там предлагаются условия, в чем его особенности.

Что касается приема заявок, то он начнется не позднее мая, когда не только для нас, но и для всех заинтересованных сторон будет ясно, что мы откроемся в заявленные сроки: к этому времени первый корпус будет уже стоять под кровлей, с внешним фасадом, и внутри будут идти инженерные и отделочные работы. Уже сегодня многие предприниматели готовы подписывать с нами предварительные договоры аренды.

— Учитывая, что «Норд Сити Молл» позиционируется как цивилизованная торговая площадка современного образца, подразумеваются ли какие-то встречные требования к арендаторам? Можете ли вы озвучить критерии выбора?

— Мы с самого начала ставили перед собой задачу построить в Новосибирске один из лучших в стране оптово-розничных комплексов, прежде всего, с точки зрения его ориентированности на максимальный учет потребностей и пожеланий арендаторов и покупателей. Те концептуальные и проектные решения, которые были утверждены пулом инвесторов и сегодня реализуются на строительной площадке, однозначно позволяют эту задачу решить.

Действующее законодательство предъявляет определенный набор требований к нам, как собственникам объекта, а также к нашим арендаторам.

Каких-либо специальных требований к арендаторам у нас не будет, и мы уверены, что сама среда, которую мы непременно создадим на объекте – комфортность, безопасность, доброжелательность со стороны управляющей компании – будет эффективнее любых предписаний и норм содействовать корректному и цивилизованному поведению всех пользователей «Норд Сити Молла».

— Уже известно, что после закрытия Гусинобродского рынка в апреле Анатолий Локоть намерен направить арендаторов на территории, ранее занимаемые ПАТП-8. Как вы оцениваете возможности этой площадки?

— Оценив совокупность всех факторов, я могу сделать вывод об отсутствии долгосрочной перспективы у данного проекта. Во-первых, заявленные изначально параметры уже вдвое сокращены. Во-вторых, на 8 га невозможно обеспечить нормальную инфраструктуру даже для 1600 торговых мест.

Но самым главным я считаю то обстоятельство, что в непосредственной близости от ПАТП-8 запланированы и уже реализуются крупные проекты по строительству жилья. Практика большинства городов уже давно доказала, что торговые комплексы, порождающие интенсивные транзитные потоки, необходимо выносить на периферию, так как появление рынка с транзитным трафиком в центре мегаполиса чаще всего вызывает настоящий транспортный коллапс, парализующий жилые районы.

Что касается заявления мэрии о сроках закрытия Гусинобродского рынка, то ранее озвученная позиция губернатора области представляется мне более взвешенной и реалистичной.

Наш комплекс открывается в сентябре, и мне представляется разумным предоставить людям право и возможность свободного выбора. Мы уже получили огромное количество звонков от предпринимателей в подтверждение этого. Мне кажется, что попытки искусственным образом синхронизировать административные решения с интересами одного из конкурентных проектов, не очень дальновидны. Впрочем, главное для нас – построить комплекс, в который предприниматели пойдут даже в условиях не самой добросовестной конкуренции. Нас это не пугает, мы работаем на долгосрочную перспективу, а не на сиюминутную конъюнктуру.

— Как решается проблема с транспортной доступностью самого «Норд Сити Молла»? Что для этого делается, на какой стадии этот вопрос?

— Меня очень воодушевил визит Владимира Городецкого на нашу площадку 22 февраля: Владимир Филиппович посвятил существенную часть совещания на нашем объекте вопросу обеспечения транспортной доступности «Норд Сити Молла» и заверил нас, что и область, и город готовы работать над тем, чтобы запустить туда общественный транспорт в необходимом количестве. Кроме того, прорабатывается и вопрос возобновления движения по железнодорожной ветке и строительства остановки электрички непосредственно на границе нашего участка. Ко времени запуска нашего комплекса будут созданы все условия для арендаторов и посетителей с точки зрения его транспортной доступности.

— Как на данном этапе работы руководство проекта решает задачу товарного зонирования объекта?

— Для нас это один из ключевых вопросов. Как любая клиентоориентированная компания, мы стараемся изучить своего клиента и его потребности. Поэтому мы внимательно проанализировали схемы зонирования большинства аналогичных комплексов Москвы и других городов, а также торговых центров Новосибирска и, опираясь на их опыт, составили предварительную схему зонирования.

В апреле мы запустим сайт «Норд Сити Молла», на котором можно будет ознакомиться с разработанной нами схемой зонирования. Там же вы найдете подробное визуальное описание всех основных бизнес-процессов комплекса: как подъезжают тяжелые и обычные машины, где находится паркинг, сколько у нас машиномест и так далее.

Какие сегменты, кроме вещевой торговли, будут представлены на площадях «Норд Сити Молла»? Какой будет сервисная составляющая — например, фудкорты и тому подобные зоны?

— Конечно, на нашем комплексе предусмотрена зона, называемая фудкортом – кафе, ресторанчики и так далее. Она займет значительную часть фасадной стороны. Мы ведем переговоры с потенциальными арендаторами помещений под объекты питания, и к открытию комплекса первоначальный пул в этой категории будет сформирован.

Думаю, что к нам придут и операторы небольших продовольственных минимаркетов.

— В какой мере загружены заказами от вас местные поставщики материалов и строительных услуг?

— За исключением тех материалов, которые не производятся в Новосибирской области, мы отдали все заказы местным поставщикам. Все, что могут нам поставить область или город, мы стараемся заказывать здесь. За пределы области мы уходим, только когда нет возможности получить нужную услугу. Генеральным подрядчиком мы выступаем сами, но практически все подрядчики на нашем объекте являются местными.

— Сумма и источники инвестиций проекта не меняются вследствие усложнившейся экономической обстановки?

— Заявленная стоимость комплекса пока остается прежней – около 4,5 млрд. Мы финансируем строительство полностью на собственные средства. Пул акционеров достаточно велик, и среди них нет выделенного якорного участника. С инвесторами и фондами, наполняющими портфель проекта, взаимодействует член совета директоров компании Георгий Иосифян. Источники нашего финансирования абсолютно прозрачны.

— Как вы видите дальнейшее развитие рынка торговых площадей в Новосибирске в 2015 году?

— По первопричинам текущий кризис, наверное, намного серьезнее, чем все предыдущие. Но мы надеемся, что экономика и финансы страны постепенно вернутся к нормальному состоянию. Как обычно бывает в такие периоды, скорее всего, первыми пострадают небольшие торговые центры, не способные обеспечить арендаторам интенсивный поток покупателей, а также элитный сегмент ритейла с наиболее высокими ставками и неглубоким уровнем платежеспособного спроса.

Однако в том сегменте, на который ориентирован «Норд Сити Молл», по нашим оценкам, спрос превышает предложение, и мы не видим проблем с будущим заполнением всех трех корпусов торгового комплекса.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ